Горючее в осажденный Ленинград

     В период  блокады  Ленинграда,  когда все железнодорожные коммуникации были перерезаны противником,  задача  обеспечения горючим войск,  оборонявших Ленинград, была значительно облегчена прокладкой трубопровода  через  Ладожское  озеро между  мысом  Кареджа и п.  Борисова Грива. На восточном берегу трубопровод подходил к железнодорожной линии Кобона-Коса, а  на западном  -  к  линии Ладожское озеро - Ленинград - Финляндский. Длина трубопровода составила 34,8 км, из которых 26,6  км  были проложены под  водой. Укладка труб началась 21 мая 1942 года. На сооружение трубопровода потребовалось  меньше  месяца: 16  июня все работы  были закончены (первая подача горючего в Ленинград по трубопроводу была осуществлена 18 июня 1942 года) [1].

     Работы велись  в  исключительно  трудных  условиях. Трасса проходила на расстоянии 2...2,5 км от линии фронта. Трубы  доставлялись  с завода, расположенного в зоне артиллерийского обстрела. Кроме того, укладка подводного трубопровода длиной  свыше 20 км через озеро глубиной до 12,5 м сама по себе представляла сложную техническую задачу.

     Технологическая схема трубопровода    включала    следующие    сооружения. На во-сточном берегу был предусмотрен головной  подземный склад. К  этому складу по железной дороге поступало горючее из восточных районов страны. В  схему  входили  также  насосная станция, конечный приемный  прирельсовый склад (на западном берегу) и эстакада для налива железнодорожных цистерн.

     Для производства операций по приему, хранению и перекачки горючего на восточном берегу  озера  была  построена  головная насосная станция, состоящая из двух отдельных секций, сливного фронта на 12 цистерн и резервуарного парка вместимостью 1400 м 3 из 50  кубометровых  цистерн.  В  каждой  насосной секции было установлено по одному поршневому насосу производительностью 18 м3 /ч  с  приводом  от  электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания через трансмиссию.  Насосы  при  перекачке  развивали давление до 25 кг с/см2 .  Питание электродвигателей осуществлялось от  передвижной  электростанции  ЖЭС-30.  Технологическая схема головной  перекачивающей  станции  позволяла производить прием горючего из железнодорожных цистерн в резервуары станции и одновременно вести перекачку горючего с восточного на западный берег озера.

     Для приема  горючего на западном берегу озера была сооружена приемная станция,  состоящая из кольцевого  трубопровода, группы вертикальных  резервуаров общей вместимостью 800 м3 ,  из которых горючее заливалось в железнодорожные цистерны  и  направлялось потребителям.

     Для разгрузки приемной станции  и  создания  резерва,  на станции Ваганово был организован промежуточный фронтовой склад,  подключенный к  магистральному трубопроводу.

     Связь между начальным и  конечным  пунктами  трубопровода осуществлялась по прямому проводу. Все сооружения пунктов были тщательно замаскированы.

     Охранялся трубопровод  катерами,  наблюдавшими  за его исправностью, особенно после артиллерийских обстрелов и бомбежек. В период навигации 1942 года было отмечено до 5000 появлений самолетов врага, которые сбросили около 7000 авиабомб. В отдельные дни в  налетах участвовало до 100 немецких самолетов, но за все время эксплуатации подводный трубопровод нисколько не  пострадал.

     Работы по прокладке трубопровода были организованы следующим образом. Стальные трехдюймовые трубы высокого давления со стенками толщиной 4,5 ... 5,5 мм, соединявшиеся между собой в секции, поступали на западный берег, где находилась площадка  для  их сборки. Готовые секции длиной по 200 м укладывались на деревянные катки, установленные через каждые 10 м. После сварки   секции   испытывались  керосином  под  давлением  3,5 МПа. После промывки водой они покрывались битумной изоляцией  и укладывались  на специальную спусковую дорожку,  построенную на берегу озера и состоявшую из нескольких рядов рольгангов длинной 300 метров. Для протаскивания использовались тракторы.

     После того как первая секция входила в озеро на  50  метров, ее головная  часть  закреплялась  на понтоне, оборудованном площадкой, а также якорным, буксирным  и  подъемным  устройствами. Тяговый трос  от понтона передавался на буксир, который перемещал секцию в озеро до тех пор, пока ее второй конец не подходил к урезу воды. Здесь к этому концу приваривалась следующая секция. Процесс продолжался до тех пор, пока общая дли-на  соединенных секции не достигала 1000...2000 м.

     Плеть длиной 1000...2000 м, заполненная воздухом, с  приваренными на концах заглушками имела недостаточную отрицательную плавучесть. Для увеличения плавучести  к  трубам  на  монтажной площадке канатом  привязывались  бревна  диаметром  20...25 см (для изготовления специальных понтонов  не  было  ни  материалов, ни времени). Благодаря  таким  мерам  труба  могла буксироваться на трассу перехода, обозначенную створными знаками.

     Укладка трубопровода началась с западного берега. Головной понтон отбуксировали в створ и установили на якорь. Рабочие, передвигавшиеся на шлюпках, отцепили бревна, и плеть опустилась на дно. Катер отбуксировал бревна к спусковой дорожке для их повторного использования. Концы плетей стыковались на головном понтоне. Центровка выполнялась в специальном кондукторе.

     Подводная часть  трубопровода была проложена по дну озера на глубине до 12 м. Прокладка трубопровода по дну озера, представлявшему  собой  песчаную  поверхность  с каменными грядами, производилась совместно с работниками "Эпрона" одновременно  с обоих берегов, с использованием понтонов, барж и буксиров.

     Чтобы обеспечить устойчивое положение на дне озера, к трубопроводу прикрепляли чугунные грузы массой по 50 кг. Их размещали через  каждые 50 м при глубине до 4 м и через каждые 10 м при глубине свыше 4 м. На береговых участках (от уреза воды  до глубины 1,5  м) общей протяженностью 1,7 км трубопровод гидромонитором замыли в грунт на 0,5 метра. Водолазным обследованием было установлено, что  подводный трубопровод на всем протяжении лежит без провисания с  плавными  закруглениями  на  поворотах трассы.

     Наземная часть трубопровода прокладывалась обычным  методом и  соединялась с подводной частью задвижками.  На западном берегу озера трубопровод проходил по болотистой  местности,  а на восточном - по открытой песчаной местности.

     При гидравлическом испытании водой в  течение  24  ч   под давлением 1,8  МПа никаких дефектов обнаружено не было. Не оказалось дефектов и при повторном испытании керосином в  течение 72 ч под давлением 2 МПа.

     Работы по  прокладке  трубопровода проводились в условиях непрерывных налетов и бомбардировки авиацией противника.

     Эксплуатация трубопровода  была  возложена  на Управление трубопровода, которое отвечало за его  работу  и  сохранность.
Наблюдение за  подводной  частью  трубопровода велось с катера обходчика. По трубопроводу перекачивалось до 450 т горючего за сутки. За  период эксплуатации трубопровода по нему было перекачено 47,5 тыс. т горючего для Ленинградского  фронта  и  Балтийского флота. В том числе 32,7 тыс. т в 1942 г. и 14,8 тыс. т - в 1943 г. Трубопровод успешно и безаварийно эксплуатировался  в течение 20  месяцев и был отключен после прорыва и снятия блокады Ленинграда и широкого  наступления  войск  Ленинградского фронта, когда надобность в такой схеме снабжения горючим отпала.

     Трубопровод через  Ладожское  озеро  позволил производить подачу горючего независимо от времени года и не только обеспечить горючим войска,  оборонявшие Ленинград,  но и создать запасы горючего, необходимые для последующих операций по прорыву блокады и разгрому войск немецкой группировки на подступах к Ленинграду.


Рецензии