Чужой трамвай...
*******
***
Ранее утро выходного дня. Телефонный звонок разбудил её. Утренний сон самый сладкий и приятный. Так хочется подольше понежиться на мягких простынях. А тут этот звонок. Она нехотя встала, прошла в прихожую и сняла трубку. На том конце провода услышала голос секретаря:
- Нелли Васильевна, простите, пожалуйста, за столь ранний звонок. Умер Ахмет Фатыхович, похороны сегодня, днём…
Она извинила её за этот «нежеланный звонок», приняла информацию к сведению и положила трубку. Сон окончательно улетучился. На душе стало почему-то гадко, в голове крутились самые разные неприятные мысли, и одна из них: «Собаке собачья смерть».
Поговорка: «О мёртвом либо хорошо, либо ничего» - имеет более полный текст изречения: «О мёртвом либо хорошо, либо ничего, кроме правды» (древнегреческий политик и поэт Хилон из Спарты, У1 век до нашей эры).
Что делать, если хорошего было мало, и молчать не хочется? Не только думать плохо, а кричать хочется «о его плохом». Двадцать лет молчала. Почему молчала? Тому вина - деликатность. Ещё: он – непосредственный начальник её сына, бывший начальник. Терпела она, терпел её сын, терпели как один все его подчиненные.
Кто боялся в такое непростое время в стране потерять работу, у кого – это единственный заработок в семье, кто ипотекой связан; кого просто «держала любовь к работе и коллективу». Идти жаловаться на него? Да, и кто поверит: «прав тот, у кого больше прав». До «генерала» не добраться, он «далеко и высоко», да и не успеет, а Ахмет везде «поспеет». Потом будет тихо выживать. «Кто безгрешен, пусть первым бросит камень». Все грешны, на то она и жизнь, если она ещё долгая, трудовая: кто проспит и опоздает на вахту, у кого неурядица в семье, и появится с утра с остаточным явлением. Проблем-то у каждого предостаточно. «Сытый голодного не разумеет»! Он пользовался этим, запрягал как волов и использовал людей в личных целях на строительстве сначала своего коттеджа, затем сына, позже и дочери.
Были случаи, когда привлекал к хозяйственным работам, к похоронам, своих соседей. Так он за счёт подчиненных оказывал «благотворительную помощь», подчеркивая, что он «вон какой важный руководитель», добрый отзывчивый человек.
Рабочие цеха вкалывали как ишаки, кругом авралы, а как ни зайдешь к нему в кабинет – да там просто опушка отдыха. «Око покоя и дали ладья». Не скрываясь, либо смотрит футбольный матч, либо играет на компьютере в карты или игры, и даже можно встретить его прогуливающего в рабочее время по рынку или торговому центру. Он – везучий и счастливый человек, когда есть сильный инженерный косяк и квалифицированные рабочие, которые любой вопрос решали за минуты. В итоге - лавры Ахмету.
Жена его – феномен, это отдельная история. Она ушла в мир иной чуть раньше его самого. Копали могилу, и всё прочее, как всегда, работники цеха. За всё это время была гнетущая тишина. Всех одолевала одна мысль: «Собаке собачья смерть», но никто вслух не осмеливался произнести. После похорон в небольшом скверике, взяв на всех бутылочку водки, дали волю словам. То один, то другой вспоминал не очень-то приятные эпизоды, связанные с покойной. Вот один из самых «ярких»: по всей видимости, сам Ахмет ничего не делал по хозяйству, вернее не умел ни канализацию почистить, ни краны отремонтировать, ни смеситель заменить и т.п. Так вот, однажды он направляет к себе домой цехового слесаря, так жена Ахмета выгоняет его, а Ахмет вновь направляет, а жена прогоняет ещё, ещё и ещё раз. Бедный работник так набегался в течение дня то туда - то сюда, между двух огней. В результате он же остаётся виноватым, потому как в связи с этой беготнёй не выполнил свои прямые трудовые обязанности.
Ахмет – настоящий «отморозок», решивший почему-то, что должность и социальный статус позволяет ему унижать достоинство тех, кто зависит от него в той или иной степени. Что поделать, деньги и власть часто портят людей. Он позволял себе обзывать подчиненного последними словами, брызгая слюной, и топал ногами от ярости. Он явно был больным человеком.
У читателя возникнет вопрос – как такой человек попал на предприятие и занимаемую должность? Кто же директор этого предприятия? Директор - замечательный руководитель, таких как он действительно мало, человечный человек, один на миллион. У него лишь один недостаток – искренне доверять людям, своим подчиненным, особенно своим знакомым, своим землякам. Они родились и выросли в старой части города, проживали на одной улице, ходили в одну школу. Вот так по «старому знакомству» и доверил Ахмету руководство цехом.
Ахмет обладал талантом – умение вести диалог с начальством, это у него не отнять. Он нашёл общий язык с заместителем директора Ибрагимом, которого за глаза называли «свадебным генералом» (чиновник, который бесполезен в своей должности, а создаёт лишь видимость важности). Они подходили друг другу, дополняли друг друга, помогали друг другу. Цех работал и давал высокие производственные показатели, и никому не приходило в голову - какой человеческой ценой всё это добывалось.
Последние годы они стали практиковать приём на работу «своих людей», которые являлись их «глазами и ушами». Однако, те за короткий период работы сами попадали «в ямы, которые рыли другим». Всё же, в конце концов, им удалось подобрать такого человека, и тут начались увольнения то одного, то другого работника. Под эту «косилку» попадает и сын Нелли Васильевны. После её ухода на заслуженный отдых, Ахмет взялся за него, в отместку, за её прежние смелые высказывания. Также и сын её Максим, бывало, давал волю словам. Но, слово к делу не пришьёшь. Тут как раз самый удобный случай: после выходных (после мероприятия - свадьба друга) Максим со своим напарником попадаются с остаточным явлением. Увольнение. Нелли Васильевна наконец-то спокойно вздохнёт. Сегодня у них хорошо: у сына отличная работа, она на отдыхе – помогает сыну и занимается внучкой. «Всё, что ни делается, - всё к лучшему»!
Накануне Нелли Васильевне снился странный сон: ясный солнечный день; люди, идущие по улице то туда, то сюда; трамвай, проезжающий мимо неё; чужой трамвай, потому как в их городе нет трамвая, только автобусы и троллейбусы, и отчётливо видела в окне трамвая Ахмета. Впереди, куда мчался трамвай, тоннель, тьма, словно уже наступила ночь. Она долго в недоумении смотрела в след отъезжающему трамваю, пока телефонный звонок не разбудил её.
- Да уж, «богатые тоже умирают». Рано или поздно всем воздастся по заслугам! Это, кажется только, что все злодеяния остаются без наказания. Все будут наказаны, так или иначе. Всё происходящее с человеком – есть расплата за его поступки. Болезнь – наказание за поступки, и она приходит несмотря ни на богатство, ни на связи…
Какие нехорошие мысли вызвало известие о смерти человека. Не было ни жалости, ни сострадания. Может и не хорошо, но тем менее, это так. Трудно совладать своими мыслями. Не хочется обманывать себя.
Больше всего не хотела бы, чтобы после смерти кто-нибудь плохо думал о тебе…..
Вот так жизнь расставила всех по своим местам….
Свидетельство о публикации №221092601534