Письма другу по общаге, 25 сентября 2021 года
Спасибо за письмо, хоть оно и грустное. Годовщина — дело серьёзное… хоть и, повторюсь, грустное. Колю я не знал. А Саню знал. И до сих пор не могу представить его себе мёртвым. Я вообще о близких и друзьях стараюсь думать: они просто уехали куда-то надолго, но со временем мы опять встретимся.
Кстати, с этой же самой темой я столкнулся недавно. С другой её стороны столкнулся. Крайности — говорено же — смыкаются, будучи краями одного единого явления…
Пока шла подготовка к выборам, люди сделались повышенно-конфликтными. Видать, шли какие-то разговоры в миру, пока новый молодой вр. и. о. губернатор баллотировался, а сторонники прежнего продолжали махать на площади соответствующими лозунгами и клеить на свои автомобили плакатики соответствующего содержания. Я разговоров не слышал, не до того было, урывал дни-часы относительно-нормального самочувствия для борьбы за дачный урожай. Однако последствия разговоров я вживую ощущал на себе. Здесь неподалёку — школа, в которой дети одеты по образцу суворовских и нахимовских училищ. Если майор Марцынюк на военке у нас в универе называл настоящее суворовское училище «военизированным детским садом», то здесь… ладно, замнём политкорректно. Так вот. Все эти костюмированные дети вдруг единым разом, вдруг, будто по команде, начали хамить старикам. Ве-е-ежливенько так… в стиле ротмистра гусарского полка… и так же зло. А я понял, наконец, шо це. С выборами напрямую не связано. А накривую — связано. По принципу «мёртвый хватает живого». Пора с этим кончать… да не кончают. Хотя с однокоренным явлением — пьянством — потихоньку и в разных его проявлениях расстаются, невыгодным стало-де.
У каждого народа есть свой культ предков и, шире, культ умерших. Во времена оны, когда я ещё мог путешествовать, я наблюдал национальный обряд кормления покойника, который справляли в Низовьях Амура мои хорошие знакомые. Трогательно. Хотя после кладбища всё продолжилось банальной пьянкой с банальными семейными драками по кухням. Надо уходить от прошлого, если дорога социально-экономического поступательного движения предоставляет такую возможность! Дело ведь — в чём? Дело — в том, что каждая идея в мелких умах мельчает, в грязных деструктивных умах — грязнится. (Об этом я писал. «Колчака сгубила колчаковщина, Семёнова — семёновщина», «полит. самодеятельность» местных начальничков да командирчиков. Помнишь).
Идеологи должны работать с идеями, как мы в своё журналистское время работали. Отбраковывать деструктивные порождения, чтобы не плодили потомство. А годные — всемерно охранять. Иначе…
Говоря по большому счёту, заниматься селекцией и охраной идей обязаны все интеллектуально-духовно развитые представители народа. Принимать конструктивные элементы («креативные» — говорится сейчас в «омосковленной» публике). Отвергать деструктивные. И уж, по всяком случае, отбивать атаки прошлого на настоящее и на будущее. Ты это делаешь. Твоя печаль по Сане и Коле — светла. Но вот у многих культ предков и, шире, культ умерших обретает до сих пор страшненькие формы. Страшненькие и гаденькие. Покойных — тех, кто умер, — типа как бы уважают… на кладбищах конфетки да рюмочки с водочкой оставляют… свечечки ставят… пьянки с обильной слезливой говорильней устраивают, тратя уйму денег… а покуда те люди были ещё живы, отношение к ним колебалось в основном от свинского (без комментариев) до куриного (сядь выше, клюнь ближнего, нагадь на нижнего). Иные ну никак, никак не дождутся, когда ж старики подохнут, чтобы можно было их возлюбить! «Сколько с ними возни, с этими стариками! Да когда ж?! И… как бы ускорить процесс? По голове топором их — нельзя. Так как же?..». Пани Дульская в блистательном исполнении Аросевой у наших соседей, у Свердловского театра драмы, говорила: «Это не произносят вслух. Но так думают».
Попутно. Во всех народных культурах есть постулат уважения к старшим. Как сдерживающий механизм, который не позволяет многим взяться за вышеупомянутый топор. У нас во время перехода на «рыночную экономику в базарном понимании» этот механизм сильно испоганен. Сломать не смогли. Но засорили. Всяк — в меру засорённости собственного ума, каковая засорённость побуждает людей приклеивать к мозгам всё самое худшее из многопланового мирового опыта. Вещи, мол, «должны время от времени ломаться, чтобы потребитель покупал у производителя всё новые и новые… а старики, дык, должны время от времени умирать, чтоб молодым рабочие места освобождались, ы-ы… и не только рабочие места, квартиры в центре города — тоже». (Неуважение к учителям на всех уровнях, от бытового до законодательного, опошление образа учителя повсюду от печати до Сети, включая кинематограф, — из той же серии). Стариков всеми мерами добивают. И злятся, когда не в силах добить. Власти пытаются восстановить-прочистить механизм, но эти попытки — при всей многолетней дури, которая стеклась в низовое сознание и, не будучи отвергнута им, дала крепкий липкий настой, — приводят пока к половинчатым и нестойким результатам. (Как в советское время — внедрение морального кодекса коммунизма в формально существовавших октябрятских звёздочках, пионерских отрядах, комсомольских первичках и низовых парторганизациях). Молодёжь носит георгиевские ленточки не только на День Победы, но и неделю-другую после него. Плакаты с фотографиями для Бессмертного Полка сделались новым важным видом услуг в фотосалонах, даже по прейскурантам грамотно прописаны. А попросишь какого-нибудь голубоглазого мальчугана уступить место в автобусе… в ответ услышишь от него (и не только от него) та-а-акое… м-да… хорошо, если в стиле гвардейского поручика, т. е. без «совков» да «терпил» в открытом тексте!.. Вот так выглядит культ предков на данный момент, когда древние направляющие механизмы утрачены, а новые — искорёжены.
У нас аукнулось даже то, что вр. и. о., баллотировавшийся в губернаторы, — сам молод и с молодёжью активно сотрудничает. Старикофобия усилилась, в т о м ч и с л е, по этой причине! На родном твоём Урале говорилось: «Вшивый и после бани чешется»…
Прошлое — вообще всё прошлое — такая штука… потому что время назад не ходит, но паутина из былого через сущее в грядущее активно тянется! Рвать эту паутину надо! Двигаясь вперёд. Только вперёд. Это, кстати, относится и к твоим воспоминаниям о «пани Ирэне», которую Саня характеризовал словами: «Жалеешь, друг, что ты с ней не остался, чтобы пропасть?». Но я на сей счёт уже высказывался.
Как твои рукописи?
Привет всему семейству — большим и маленьким!
Ваш — К. С.
Свидетельство о публикации №221092600162