Хранители ключей от древнегреческих храмов

Какое-то наваждение: из предыдущей статьи рождается следующая с не менее интересной информацией. Обнаружилось, что в древнегреческих храмах имелись официальные "хранители храмовых ключей " (греч. "kleidouxos"), которые не только открывали и закрывали двери храмов, но и охраняли бесценные духовные реликвии и всякое-разное ценное. Признаюсь, я никогда не интересовалась данной темой.

Но из предыдущей статьи узнала, что в афинском районе Халандри нашли древние артефакты: среди них Алтарь Тельца. На одной из сторон этого Алтаря есть надпись, в которой говорится "что Архелай Афинский, хранитель ключей от храма Геры и факелоносец храма Персефоны в городе Лерна (Арголида), основал алтарь для Аттиса и Кибелы в обмен на его посвящение в мистерии Тельца". Уже тогда были, казывается, и взяточники.

Ключниками становились не только "простые смертные". Подтверждение тому: множество изображений мужских и женских фигур, а также жрецов и жриц с ключом (греч. "kleidi"), и даже надписи обнаруживаются в древнегреческом искусстве на различных вазах, скульптурах, ритуальных камнях и даже постройках. Например, согласно надписи на здании: "одному Дамофану потребовалось 240 драхм, чтобы изготовить ключ от двери Асклепия Эпидавра." Сумма, достаточно большая для того времени, что указывает на тщательное изготовление и дорогие материалы" (из книги Alexantrou G. Manti Provlimata).

Кроме того, хранителями ключей являлись и боги Олимпа, например: Гера и Аид являются хранителями ключей "подземного мира", хранителями ключей была жена Аида Персефона и Плутон, и Геката, и Кибела. И Эрос, которого Еврипид в драме "Ипполит" (F.539) называет не иначе как cleicochus filtatus thalamus, т.е. "хранителем ключей от брачных чертогов Афродиты золотой; он же, все уничтожая, к людям с муками и смертью, торжествующий, грядет", выгравирован держащим в руках огромный "гомеровский ключ", то бишь "ключ любви" на обетном рельефе, что находится в Музее города Ханья.

Гера считалась главной хранительницей ключей дома Олимпийских Богов как жена Зевса. Ее почитают также как Хранительницу ключей от брака, это упомянуто в комедии Аристофана "Женщины на празднике Тесмофорий". Женщины Древней Греции преподносили символические ключи Гере в качестве дани, прося Богиню защитить их дом и брак. Кроме того, беременным предлагали  смастерить и хранить некие ключи Геры, чтобы разблокировать вовремя матку и родить без проблем ребенка. Осложнения во время родов были основной причиной смертности женщин в древности.

Первые упоминания о ключах и замках вообще встречаются уже в Ветхом Завете, древних мифах и ранних литературных сочинениях таких, как: "Илиада" и "Одессея" Гомера (Песнь 21, 39 день).

Дочь светлоокая Зевса Афина вселила желанье
В грудь Пенелопы, разумной супруги Лаэртова сына,
Лук женихам Одиссеев и грозные стрелы принесши,
Вызвать к стрелянию в цель их и тем приготовить им гибель.
Вверх по ступеням высоким поспешно взошла Пенелопа;
Мягкоодутлой рукою искусственно выгнутый медный
Ключ с рукоятью из кости слоновой доставши, царица
В дальнюю ту кладовую пошла (и рабыни за нею),
Где Одиссеевы все драгоценности были хранимы:
Золото, медь и железная утварь чудесной работы.

Тот факт, что ключ в руках Пенелопы, а не Улисса, не является исключительностью этой конкретной пары. Характерно, что почти все ссылки на "гомеровские ключи" связаны с женщинами. То есть женщины гомеровской эпохи несли исключительную ответственность за ключи от дома, а если они являются жрицами, то ключа от храма. Именно это определяет их главенствующий статус в простом доме и в доме на Олимпе.
 
Чудо-чудес - ключ, по преданию изобрел Феодор Самосский - древнегреческий архитектор и скульптор с острова Самоса, живший приблизительно за 600 лет до н.э. О нем упоминал римский историк Плинием Старшим в «Naturalis historia». Другие древние. авторы, кроме того, приписывали Феодору Самосскому изобретение угломера, отвеса, токарного станка, способа лить бронзы и много чего еще,

В Древней Греции каменными были общественные здания и храмы, которые были не только местом для молитв, но и местом, где хранили ценности и архивы. Здесь же хранили каменные плиты с высеченными на них текстами законов. Наказание за посягательство на имущество в храме было жестоким: вспомните судьбу Эзопа.

Именно в городах-полисах возникла потребность в замках. Жизнь грека-горожанина была тесно связана с общественной деятельностью. В нерабочее время она протекала на акрополе, стадионе, термах или под портиками храмов. Жилище было скорее пристанищем на ночь, местом для питания и хранения вещей.

Другое значение имел "дом" для женщин. В период полисов в Греции уже установился патриархат, и положение женщин стало зависимым от мужчин. Женщины не имели права не только участвовать в управлении государством, но даже просто присутствовать на собраниях и стадионах. Эту сторону жизни древних греков отразил все в той же комедии «Женщины на празднике Тесмории» древнегреческий комедиограф Аристофан, В одной из сцен он описал жизнь и повадки, царящие в женской половине древнегреческого дома (греч. ginekeion).

«...ныне дверь гинекея сторожит печать, наложенная мужем и засов. Но мало этого: любовникам на страх заводит муж молосских псов. И можно было и это простить. Но вот чего не в силах мы снести. Бывало, прежде мы хозяйничали сами, могли из кладовой брать потихоньку и муки, иль масла, иль вина... теперь и этого нельзя. Ключи с секретами мужья уж носят, проклятые лаконские ключи о трех зубцах...»

Рассмотрим, какими же были ключи в древности. Самый, самый первый замок был деревянный и нашли его в гробнице египетского фараона Рамсеса II, в руинах Nineveh (Assyria). Действительно, ключи и замки появились очень давно и активно применялись для разных нужд. То есть их история уходит вглубь веков более чем на 6.000 лет.

Самый древний из сохранившихся Гомеровских ключей (6 в. до н.э.) найден в 1898-99 годах в святилище Артемиды Имеры в Луции (Аркадии) во время археологических раскопок, проводимых австрийскими археологами. Его рукоять заканчивается змеиной головой и имеет надпись, датируется 5 веком, имеет длину около 50 см., который сейчас находиться в «Музее изящных искусств» в Бостоне, США. Встречались ключи длиной до 75 см. Такие ключи были довольно тяжелыми.

Естественно, носить такой груз на плече было обременительно. И мастера стремились уменьшить его вес, и на рубеже 5-6 вв. до н.э. греческим мастерам это удалось – был изобретен "замок-желудь" в Лакедемонии (область в Греции неподалеку от г. Спарта), так называемый "Лаконский ключ" Именно таким ключом стали широко использоваться греки и все европейцы.

Много позже мастера Рима научились делать и совсем миниатюрные замочки. Ключи от них носили на пальцах, как кольца, а изготавливали их уже ювелиры. Но сейчас тема не о ювелирных изделиях.

Между прочим, в Риме по сей день два здания запираются античными замками: один в Пантеоне, в церкви св. Космы и Дамиана, а другой – в храме Максенция. Обратите внимание, когда будете там.


Рецензии