Современный греческий театр

Любопытно, что мы много чего знаем о древнегреческом театре. А что нам известно о современном театре Греции? Когда и откуда все пошло поехало? В этой статье я процитирую немного уже известные исторические факты и опишу, возможно, еще неизвестные. Ведь первые новогреческие театры достойно вписались в историю мирового театра также как и древнегреческие.

Небольшое вступление или отступление 

Зародыши новогреческого театрального искусства возникли сначала в довольно отдаленных местах от центра современной Греции, которые на тот момент, впрочем, совсем еще не были в составе Греции, а именно:

- В НАЧАЛЕ 17 ВЕКА (Ионические острова) в литературных кружках - так называемых "академиях" - для которых сами участники писали и ставили пьесы, правда, на итальянском языке. Там же была создана и первая поэма на греческом языке под названием "Эротокритос". Между прочим, ЮНЕСКО включило ее в список 300 шедевров мировой литературы.
- В НАЧАЛЕ 18 ВЕКА (в Республике 7 Островов) на острове Закинф и Керкира. В 1720 году  там в здании  кафедрального собора были поставлены первые театральные постановки.

Становление греческого театрального искусства продолжилось, и связано с национально-освободительной борьбой греческого народа В НАЧАЛЕ 19 ВЕКА. Под влиянием деятельности тайного революционного общества «Филики Этерия» в 1817 - 1828 годах создаются первые любительские театральные труппы:

- в Одессе (Россия), где жили многочисленные деятели греческого национально-освободительного движения; 
- в Бухаресте (Румыния) в 1828 году военнослужащий греческой армии Теодорос Алкеос* организует театральную труппу.

После провозглашения независимости Греции развитие национального театра ускорилось. Но этот процесс был связан с преодолением серьёзных трудностей (отсутствие финансовой помощи со стороны короля, конкуренция иностранных театральных коллективов).
 
- в  1830 году на острове Сирос появляется труппа актеров под руководством Калогному-Мадзурани, а в 1836 году Хараламбос Михалопулос** строит первый деревянный театр в порту острова.

В столице новогреческого государства Афинах первые театры возникли также в 30-х годах 19 века, но постоянные профессиональные труппы возникли лишь в 60-х.

Самый первый театр в Афинах
Театр Скондзопулоса      
    
Известно ли вам, что первый современный театр открыл в Афинах греческий предприниматель Афанасий Скондзопулос в 1836 году. Он купил деревянный сарай (gr. paranga) в 1835 году и переделал его под театр на 1.000 зрителей, с партером из 15 рядов стульев, с ложами, с крышей из корабельного паруса, который расправляли в случае плохой погоды, с земляным полом. Театр его располагался на площади Kotzia, а вход в него находился со стороны улицы Эолу. На сцене театра показывали представления c акробатами и жонглерами, ставили постановки, преимущественно, древнегреческих классиков на кафаревусе (древнегреческий), силами труппы непрофессиональных греческих артистов. Театр работал только по воскресеньям и по праздникам. О всех новостях театра и премьерах "трезвонил" глашатай (gr. telali), которому платили за то, чтоб ходил по улицам и кричал во все горло. Билеты в ту пору стоили 1 драхму в партер и 2 драхмы в ложу. А места занимали "согласно купленным билетам". Вот как выглядел театр снаружи по описанию, сделанному в журнале "Theatis" от 25.10.1836 года:

"... вы входите и ступаете по настилу, в зале бродят, в основном, мужчины. В одном углу продаются сахарные пирожные; рядом стоят те, кто держит фонарики для некоторых зрителей. Справа и слева от партера расположена возвышенность (амфитеатр). Сцена напротив входа, напротив сцены королевская ложа, на возвышении и отгорожена, что-то типа голубятен с трех сторон театра - некоторое количество лож для тех, кто заплатил полторы драхмы. Свет тусклый, запах зловонный и еще более отвратительный когда подует ветер. Женщин немного, они могут только стоять. Вдаль глаза не видят ничего, кроме голых досок, голой земли, жалких театральных декораций, подобных тем, что устанавливаются на фестивалях ..."***.

За все время работы Театра Скондзопулоса было дано 16 постановок. Премьерной постановкой стала драма «Ta Olumpia», написанная Пьетро Метастазио, в переводе Рига Фереу****. Надо отметить, что вплоть до 1840 года все роли и женские тоже исполняли мужчины, т.к. профессия "артистка" считалась в то время неподобающей и осуждалась церковью. Самой первой женщиной, которая отважилась выступать на театральной сцене, историки новогреческого театра считают была Мария Ангелики Дживица. Но сейчас не о ней. О греческих артистках читайте в другой статье "!"

Театр Скотзопулоса

Несмотря на все усилия основателя театра г-на Скотзопулоса, который старался подбирать классический репертуар. От этих драматических, философских, патриотических постановок, возможно, даже очень хороших, зрители оставались не особо в восторге. Более того, от театра не было никакой прибыли, и Скондзопулос влезал все больше и больше в долги.

Прежде всего из-за того, что на тот момент театральная публика состояла преимущественно из простолюдин; немного греческой аристократии, приезжей европейской (в основном, баварской) интеллигенции. Постановки шли на древнегреческом языке, представьте себе (!) В конце концов, наступил печальный день, когда театр пришлось закрыть. Тогда в народе говорили по этому поводу:

"Скодзопулос в конце концов разорился, и все говорили, качая головами, что если бы доски от театра не были куплены гробовщиком, бедный патрон театра остался бы без пенни".

Характер предпринимателя не дал Скондзопулосу отчаяться, он разобрал местами свое деревянное детище и покрыл долги, распродав часть досок. Он сделал вторую попытку открыть двери театра вновь в следующем 1837 году. Но на этот раз потерпел сокрушительное фиаско. Почему теперь то спросите вы?! Открытый по соседству театр, в котором ставились модные в ту пору музыкальные итальянские оперы с профессиональными артистами, переманил всю афинскую публику. Скондзопулосу ничего не оставалось, как закрыть свой театр навсегда. Отказавшись от своей голубой мечты,  он умер в бедности, а хоронили его в гробу из досок его же театра.

Театр Мели

Так вот, на улице Эолу, по соседству с Театром Скондзопулоса, возник маленький тоже деревянный театр, его построил греко-итальянец по имени Гаэтанос Мели в 1837 году. Театр его имел все черты присущие европейским театрам того времени: сцена, занавес, гримерные, оркестровая яма, суфлерская будка, ложи и даже королевская ложа, декорации, привезенные из самой Италии. Но тоже без крыши (!)

Итак, Мели благоразумно ориентировал театр на показ музыкально-драматического репертуара - опер и представлений, нацеленных на афинскую интеллигенцию и европейскую буржуазию. И не прогадал! Публика валом повалила из Театра Скондзопулоса прямиком в театр Мели. Премьерным спектаклем стала прелестная опера "Севильский цирюльник". Вот, что написал свидетель тех событий в журнале "Ellinikou Taxidrovou":

«Это первое выступление мелодраматической труппы потрясло афинское общество. Театр был полон уже к 7 часам, за два часа до поднятия занавеса. Все это время зрители, когда они не спорили о местах, восхищались роскошью театра. Все посетители галереи были одеты в красную и синюю ткань. Зал был освещен масляными лампами, а оркестр - свечами».

На радостях от успеха и огромных сборов, Мели собрался было сделать к зиме крышу из тента над театром. Но ему изменила удача или, скажем, справедливость восторжествовала: всю конструкцию порывистый ветер снес на фиг в первый же день. Кроме того, женщины-актрисы его труппы начали уходить по разным причинам: одни - выходили замуж, другие - становились содержанками богатых поклонников их таланта. Так театру пришел конец.

Театр Букура

В 1838 году греческое правительство бесплатно выделило Иосифу Камиллиери участок государственной земли под постройку настоящего каменного здания театра (на улице Менандру). К радости или к сожалению, он не смог справиться с задачей и в 1839 году ретировался. Участок с "недостроем" перешел к итальянцу по имени Базилио Сансони, которому правительство расщедрилось и выделило даже деньги на достройку - 10.000 драхм.  Базилио не подвел. Он построил настоящий каменный театр. О театре в газетах той поры писали следующее:

«Настоящий театр со всей необходимой тому помпезностью и благопристойностью»

В 1840 году новый театр открыл двери и сразу же полюбился всеми. В том же году состоялась премьера мелодрамы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, все прошло на высшем уровне. Приму вызывали множество раз на бис (пела знаменитая итальянская оперная дива того времени Rita Basso-Borio). За время работы труппа итальянских артистов дала 144 представления. Будучи бизнесменом до мозга костей, Базилио позволял выступать там и греческим артистам, ну, а билеты продавались втридорога на черном рынке, конечно.

В 1844 году по настоянию афинской общественности, которая требовала "своего национального хлеба и зрелищ", этот театр выкупил за 23.000 драхм греческий предприниматель Иоаннис Букурас. Естественно театр получил его имя и успешно проработал аж до 1898 года.

На сцене театра Букура выступали такие артисты как Афанасиос Сисифос, Пандели Сутца Пипина Бонасера и другие. Впервые появился знаменитый греческий актер (румынского происхождения) Константинос Аристиас, который приехал в Афины в 1840 году с тем, чтобы организовать актерскую школу. К сожалению, его затею не поддержал король Оттон. Там же выступила в нескольких постановках и первая греческая актриса - Мария Ангелики Дживитза. После нее отважились стать артистками и другие греческие женщины, например, Екатерини Панайоту, Афина Филиппаки и другие.

Про Театр Букура писали в газетах:

"Архитектурный дизайн здания театра был лаконичен или, как сейчас говорят, минималистичен. Фасад театра выходил на улицу Менандру, где был главный вход, сбоку имелся еще один вход под козырьком для короля и его свиты, там же - офис управляющего театром, касса, и квартира сторожа.

Без особых изысков был украшен театр изнутри. Партер имел форму раскрытых крыльев с 7 рядами стульев, всего 113 мест. 3 ряда лож, из которых самой красивой, конечно, была королевская ложа. Сцена была довольно просторной, имелись и хорошие декорации. Освещался зрительный зал при помощи масляных и бензиновых ламп, а свечи зажигались на перегородках лож".
До 1888 года, пока не заработал Муниципальный театр Афин, Театр Букура оставался единственным каменным всесезонным театром.

В 1930 году чтобы подчеркнуть значение театра в истории города, мэр Афин - Спирос Меркурис на тот момент, выступил с предложением переименовать "улицу Сократус" в "улицу Театр Букура". Что и было сделано.


Театр Григория Камбуроглу

Немного слов о театре Григория Камбуроглу, который он основал в 1857 году под давлением знакомых из артистической среды (Михалис Арниотакис, Георгиос Сурис и др). В то время некоторые политики выступали активно против театра вообще, ссылаясь на то, что театр - это не что иное, как «предвестник моральной деградации народа». Однако этот театр открыл свои двери для зрителей в 1857 году, но закрыл - в 1858 году. Потому как правительство вместо поддержки национального греческого театра и актеров, предложило Камбуроглу сумму в 53.000 драхм на возвращение итальянских мелодрам.

На сцене этого театра выступали многие знаменитые греческие артисты и артистки, которые играли также и на сцене Театра Букура. Однако, сплотить актеров в постоянную театральную труппу у него не получилось. Звездные актеры всегда находились в поиске лучшего себя, лучшей сцены, лучшего зрителя и нового репертуара.

Муниципальный театр

Решение о постройке театра  в Афинах было принято еще первым королем Греции Оттоном в 1857 году, был выделен участок земли на площади Людовика (сегодня площадь Кодзья). Начали даже строить, но стройку законсервировали до лучших времен, которые наступили только в 1871 году. И мэр Афин заложил камень в основание театра во второй раз. Проектом занимался знаменитый архитектор Эрнест Шиллер. Однако, и на этот раз стройку прекратили из-за перерасхода средств.

Через 14 лет (!) банкир Андреас Сингрос решил вложить деньги в достройку здания театра. Все это время в центре города та строительная площадка напоминала бельмо на глазу у жителей города. Но прагматичный банкир выдвинул свои условия: в подвальном помещении должны были размещаться магазины, а на первом этаже - офис его банка. Архитектор  принял условия, посчитав их приемлемыми. В 1886 году стройка успешно закончилась, в Афинах появился настоящий театр с хорошей акустикой и великолепным убранством. И прекрасно функционировало вплоть до 1938 года, когда накануне премьеры, все, все, все дорогое оборудование подчистую украли воры «гр. еканан фтера», забравшись ночью в пустой театр. А в 1939 году уже другой мэр Афин - Костас Котзьяс, дал распоряжение вообще снести невезучее здание Муниципального театра.

Театр Скорпароса

Этот театр, построенный неким греком по имени Скорпарос (о нем ничего не известно), проработал всего ничего - с 1871 по 1873 год. А располагался он некогда на площади Омонияс (на его месте построили гостиницу «Банкион»). Театр представлял собой на скорую руку отстроенное деревянное здание, в котором представления проходили только в летние месяцы, естественно. Сцена была маленькая, 12 рядов деревянных скамеек для зрителей и один ряд лож на еле-еле заметной возвышенности.

Художественным руководителем в театре вызвался быть Михалис Арниотакис, у которого на премьере выступила французская труппа артистов оперетты. Надо отметить, что в то время мода поменялась: итальянские оперы разлюбились, а полюбились легкие французские оперетты.

Не прошло и двух лет как Арниотакис не вынес конкуренции с теми многочисленными маленькими театрами, что находились в непосредственной близости к его театру у реки  Илиссу (эту местность еще называли "ватрахониси", то есть "остров лягушек"). Так вот, он бросил затею разбогатеть, просвещая народ театральным искусством, и потакая разным амбициозным артистам. В течении 2-х лет здание театра снимали разнообразные профессиональные и непрофессиональные артисты собравшиеся вместе, чтобы ставить понравившиеся им постановки в основном патриотического содержания. Для одной из выступавших там театральных трупп  писал и сочинял знаменитый греческий актер, поэт, и драматург Георгиос Сурис.

Заведения с театральной сценой у реки Илиссу

Летние театральные заведения под общим названием "Париллисия", то есть расположенные "по берегам реки Илиссос", очень нравились всем. Там можно было одновременно и закусить, и выпить, и приобщиться к искусству. Это та плеяда маленьких летних театров, которые возникали как грибы после дождя в начале 1870-х годов, пока их не снесли в 1890-е годы (тогда предприняли серьезную архитектурную перестройку Афин).

Здесь надо отметить, что во время царствования короля Георга I стали открываться новые театры в городах по всей территории тогдашней Греции.

Театр с милым названием Дом Фей

Это - один из таких театров, который просуществовал недолго с 1871 по 1895 год, но запомнился публике, определенно, надолго. То был необычный театр по многим меркам: во-первых, он располагался в помещении кафе, где музыкальная группы циган обычно доводила посетителей до определенной кондиции, скажем так.

В 1872 году хозяин заведения вознамерился переделать кафе в театр. У него это легко получилось: всего -то поставили столы и стулья рядами и подняли чуть выше сцену. Официантам стало даже удобнее передвигаться и разносить еду и напитки завсегдатаем, а продавцы цветов могли фланировали между столиками с огромными охапками цветов, что часто покупали поклонники для своих любимых певичек из Италии. То кафе-театр превратилось в всепогодное место увеселения для низших слоев афинского общества с немудреными постановками легкого жанра, пантомима, песенный жанр. Известно также, что именно там впервые запускали фейерверки.

Вот и все, пожалуй, о первых театрах Афин. Немного, конечно. Но тот, кого интересует история греческого современного театра подробнее, сможет найти всю необходимую информацию на просторах интернета. Например, о Национальном театре Греции много написано в Википедии и на других сайтах. А вот о первых греческих женщинах-актрисах можно прочесть в статье "Греческие актрисы 19 века".
--------------------------------
* Теодорос Алкеос (родился на о. Митилини, 1780-1834), также известный как Митилинеос или Лесбеос, был драматургом и актером-пионером современного греческого театра.

**В 1836 году Кефалонитисом Хараламбосом Михалопулосом, "самым достойным актером страны", в порту Сирос был построен первый деревянный театр.

****Ригас Велестинлис или Ферайос (Велестино, 1757 - Белград, 24 июня 1798) - греческий писатель, политик, мыслитель и революционер. Он считается этномучеником и предтечей греческой революции 1821 года.


Рецензии