Индиана Джонс. В поисках утраченного ковчега. 1981

Проект: "250 самых лучших фильмов всех времён и народов".

«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (США, 1981).


«Ты не тот, кого я знала десять лет назад».

«Дело не во времени, детка. Дело в пробеге».

«Змеи… Ну почему именно змеи? Я НЕНАВИЖУ ЗМЕЙ!!!».

«Кобры — очень опасно. Ты идёшь первым».

«Жаль племя Хавитос не знает тебя, так, как я».

«Да, жаль. Ты бы мог предупредить их… Если бы знал их язык»…


Но это всё фразы из фильма. Сама же история начинается вот как…


Гавайи, США, конец мая 1977-го года. В одном из кафе…


«Джордж Лукас! Мой добрый друг! Садись! Я как раз заказал нам кофе. Надеюсь, ты не откажешься?».

«Отчего же? Я с удовольствием сделаю пару глоточков. Что на душе, Стивен?».

«Ты знаешь… Я тут подумал… А не снять ли мне очередную серию про Джеймса Бонда? Что-то на шпионские приключения потянуло».

«Ты? Бонда? Спилберг! Да зачем тебе повторять уже готовый продукт?!! Понимаю, что хочется превзойти остальных, но ты же не простой копировальщик. В тебе особая жилка… У меня тут есть другой персонаж. Как раз для тебя. Так, кое-какие черновики, наработки, но серьёзные. Сочинил вместе с Кауфманом. Уже несколько лет ими занимаюсь. Помимо «Звёздных войн». Это тоже приключения, но другого характера. Перед нами не агент британской разведки, а искатель сокровищ, таинственных, магических, редких артефактов. Человек горячий, азартный, но с доброй душой и открытым сердцем. Зовут Индиана Смитт. Интересует?»…


О-о-о! Ещё как интересует!.. Вот примерно так воображение и показало эту встречу, состоявшуюся в реальности в 1977-ом году, на Гавайях. А набросками, черновиком Джордж Лукас занимался ещё в 1973-м, то есть, 4 года обратно…

Ну, а теперь перенесёмся на 4 года вперёд, в 1981-й и посмотрим: такой ли, уж друг Джордж Лукас Стивену Спилбергу, или же это только так кажется создателю «Звёздных войн»…

Итак, что мы видим…

Название: «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».

Ага! Фамилия Смитт не подошла, или же показалась не яркой, не стильной. Джонс - звучит куда круче. Согласен. Принимается.

Утраченный ковчег? О-о, Ковчег Завета. Библия. Религиозный ящик, где лежат: разбитые Моисеем каменные скрижали с десятью заповедями, сосуд с манной Небесной и что-то ещё, вроде бы, как жезл Аарона. Таинственная и опасная вещь. Такие нельзя трогать. А, уж тем более, открывать, владеть и использовать в грязных целях. Вот древние китайские чаши, расписные кувшины с императорских залов, пожалуйста. А такие вещи… Хе-хе. Шутка. И то, и то ценность, уважение к прошлому, частичка пережитого мира. Только чаши нужны для украшения музеев и знакомства с историей, а ковчег – для веры. И урока жизни. Ветхий завет, всё-таки. Старая, мудрая книга. Идём дальше…

Режиссёр: Стивен Спилберг. Ну, это и подразумевалось. После такой-то беседы. Что Лукас, по-вашему, доверит подобную работу неизвестному дяде Васе? Нет. Ой, мы же в Америке. Какому ещё дяде Васе? Дяде Питеру! Ну, вы поняли… 

Сценарий: Джордж Лукас, Филип Кауфман и приглашённый товарищ Лоуренс Кэздан. Хм… Ну, почему Кауфман, понятно. Вместе придумывали. Кстати, его, в начале 70-х годов, он и приглашал на место режиссёра, однако тот не смог, и проект решено было временно «заморозить». Но зачем он пригласил третьего? Ведь даже первую часть «Звёздных войн» («Звёздные войны IV: Новая надежда», между прочим, того же, судьбоносного года – 1977!) Джордж написал сам! Выдохся? Не думаю. Скорее всего, был так занят одной историей, что сильно не хотел растрачивать свои силы на вторую. А ведь из обеих получились легендарные мини-сериалы. Молодец. Мощно выстрелил… Возвращаясь же ко второму мини-сериалу, про искателя приключений, скажем, что у автора космической саги был персонаж, имя, набросок, черновик сценария, а остальное Лукас поручил другому. И всё это также принимается. Шедевр на четверых (вместе со Спилбергом).

Или же на семерых, если считать оператора Дугласа Слокомба, композитора Джона Уильямса (самого подходящего для Спилберга и Лукаса! «Челюсти», «Инопланетянин», «Звёздные войны», «Парк Юрского периода», ну, и так далее. Всё это его музыкальные шедевры. Мелодии там даже сильнее, чем сами фильмы. Бывает и такое) и, конечно же, самого Индиану Джонса, а именно – несравненного Харрисона Форда!!! (Кстати о птичках, почему мы говорим «Харрисон Форд», вместо «Гаррисон Форд»? Ведь он такой же Харри, как и Харри Поттер. Ну, да ладно. Но, если что, то я - за большинство). И мы получим фильм, который смотрим уже много лет и давно считаем классикой приключенческого жанра…

Не пора ли его вновь оценить? Пять лет уже прошло с прошлого просмотра. «По-моему пора», как ответил бы Винни-Пух, удобно усаживаясь перед экраном ноутбука, ставя его на стол, доставая мёд и большую деревянную ложку. Лапами же нельзя! Клавиатуру испачкаем!.. 

Два часа спустя…


«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».

Да-а-а… Частичка детства. Приятные воспоминания. Но! Принял его я только в 16 лет. Как так вышло? А вы поглядите, что там творится! Ребёнку до 12-ти я бы такое не порекомендовал смотреть. А ведь подобные фильмы ваш покорный слуга и видел в столь раннем возрасте. И его, и «Заклятие Долины змей» (Брр! Мороз по коже! От концовки). И даже эротический «Основной инстинкт» имел счастье лицезреть (о чём сейчас жалею. Рано. Слишком рано поглядел. Любопытство, шальные 90-е, что тут поделать). «От заката до рассвета». О! Много можно перечислять. Рано, но главное тут другое. С одной стороны, страшно, а с другой – обалдеваешь, восхищаешься актёрской игрой и смотришь в экран, как заворожённый…

Вот, к примеру, «Индиана Джонс». Тебя притягивает, как магнитом и оторваться нельзя! Это и есть настоящая интрига, магия старого кино. И вот именно так уже, к сожалению, больше не снимают…

Не снимают. И до такого степени, что тебя пробирает до глубины души. Что ты начинаешь ёрзать на месте, когда на экране показывают тысячи змей! (Правда, там есть и просто нарезанные шланги, приглядитесь, они не движутся. Но всё сделано так, что не подкопаться. Мол, некоторые ползают, а некоторые просто спят).

И тебе, подростку, ещё не ведомо, что Спилберг с Харрисоном Фордом тырят некоторые моменты у Бенни Хилла. Хитрый бой на мечах – взят оттуда. Но выглядит же смешно! Удачный ход! (Та драка, на площади).

Ты также не понимаешь, что бывшая дама сердца нашего героя Мэрион Рэйвенвуд (Карен Аллен) не может столько выпить алкоголя за раз и не захмелеть настолько, чтобы твёрдо держаться на ногах. Актриса просто немного забылась, а Спилберг ей это позволил. Но ведь выглядело круто! Весело! Интересно! Забавно! Да и сама барышня тебе приглянулась (твой тип женщины). И ты начал понемногу мечтать о ней, грезить, да и видеть во снах (не эротических, нет, приключенческих. Она здорово для этого жанра подходит. Умеют Спилберг и ко подбирать актёров. Умеют)…

Как всегда злодеям ты хочешь от души врезать по физиономии. Сильная игра! (кажется, такая привычка пошла у тебя с "Рабыни Изауры" - самого первого в жизни сериала. С дона Леонсио. О, да. Ещё тот гадёныш был)..

А ещё тебе, конечно же, хочется, чтобы студентки института обнажились перед своим необычным профессором – искателем приключений мистером Джонсом (точно! Только наедине. И не все, некоторые из них, хи-хи!). Также ты ждёшь голого тела от главной героини (само собой разумеется. Ты же обычный подросток! Тебе 16 лет!). И секса между главными героями. Но этого не происходит. А фильм всё равно интересный… 

Затем ты находишь десятки ляпов, например, со змеями, в баре, во время погони (когда главного героя тащат на цепи по земле и у него должны быть порваны штаны, но этого не случается), а ты всё равно смотришь и не говоришь: «Чушь!», «Бред!», «Мура! Сейчас выключу!». Нет! Ты готов глядеть, что же будет дальше, прощая киногрехи и различные оплошности. Магия старого кино!..

После этого ты представляешь себя в роли главного героя или же второстепенным лицом в тех географических местах, которые показаны. И позже видишь всё это во сне. Естественно, с приключениями. Нечто…

И наконец, ты подросток, глядишь финал, слегка морщишься, но понимаешь, что это правильный исход! Что нельзя так поступать с могущественными артефактами, что Небеса милуют чистых душой и сердцем смертных, а остальным людям не подвластны такие сокровища. Глядишь и ставишь высший балл…

Потом проходит много лет, ты пересматриваешь данное кино и вновь ставишь высший балл, хотя уже больше знаешь о мире, немало сам повидал, количество ляпов увеличилось, но ты продолжаешь видеть во сне эти приключения, представлять себя на месте главного героя, хвататься за голову, когда он обессиленный и раненный не может заняться любовью с бывшей дамой сердца (о, как меня трясло в 16 лет от этого момента! А он – ни-ни и хрр-ххр! А она же готова была! Только знай, да и… «Ванятка, нахлобучивай!», «Насыпай в кратер!» - «Наша Раша»/«Наша Russia»), и сопереживать ему, когда Джонс пытается спасти, а не украсть таинственный, могучий древний артефакт.

Да и на сами приключения теперь смотришь уже с другой стороны… Ведь ты уже не озабоченный подросток, нет. Взрослый человек. Но фильм по-прежнему любишь. Любишь и готов каждые пять лет пересматривать. Несмотря на некоторые моменты (от которых тебя до сих пор слегка трясёт, хоть это и не ужасник, а их ты «не перевариваешь», потому и спишь спокойно), ляпы и подход… 

И ты понимаешь, что эта первая часть мини-сериала - занимает особенное место в твоей жизни, в твоём «золотом» списке («250 самых лучших фильмов всех времён и народов»), в твоей памяти, и в подсознании… Ведь она, на протяжении многих лет, подстёгивала тебя к приключениям, к азарту, к страсти, к путешествиям. К тому, где чётко видна ясная цель, где твоя голова трезва («пьяным» было лишь сердце), а ты осознавал, что несмотря на ЗЛО, добра и СВЕТА в мире больше. И ты к нему стремился. Как мог, умел…

И отмечал всех тех (Жюль Верна, Джеймса Бонда, Марка Твена, Джеки Чана, Индиану Джонса, Данди, Принца Персии), благодаря кому, БЕЗ СТРАХА и СОМНЕНИЙ, ты, домашний, закомплексованный парень, вышел из дома, и отправился в неизвестность (на английские поля, на ферму). Где ничего не боялся, хоть ничего не умел, не знал, но верил и надеялся, что всё получится! Почему? Потому, что жаждал приключений! С открытым сердцем и почти чистой душой (будем честны перед собой!). Ты смело шёл вперёд…   

10 из 10


И благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт (журналист-любитель, сценарист-любитель и путешественник-любитель).


Харрисон Форд - Индиана Джонс.

Карен Аллен - Мэрион Рэйвенвуд.

Пол Фриман - Рене Беллок.

Джон Рис-Дэвис - Саллах.

Рональд Лэйси - майор Арнольд Тот.

Вольф Калер - полковник Герман Дитрих.

Денхолм Эллиотт - доктор Маркус Броуди.

Альфред Молина - Сатипо.

Энтони Хиггинс - Гоблер.

Вик Таблиан - Барранка/хозяин обезьяны.

Джордж Харрис - капитан Саймон Катанга.


P.S. В фильме так много интересных персонажей, что он и вправду мог бы стать очередной частью Бондианы. Злодей Рене Беллок (главный антагонист), Саллах (гном Гимли. Шутка. Помощник Индианы в Африке), наёмник Сатипо (о! Это же тот! Как его… Злой ковбой из «Мэверика»!) Но… это другая история. Однако чётко видно, что Спилберг не соврал про желание взяться за агента 007. Что-то схожее есть. Только более фантастическое, местами ужасающее и зловещее. Но завораживающее. Что-то близкое к сказкам «Тысячи и одной ночи». Правда, с алчными нацистами и стремлением к мировому господству. Не без этого…   


Рецензии