Василий о выборе. Дежавю. Глава 37

Василий о выборе. Дежавю.
Глава 37.

- Привет, Василий! Как здорово, что я тебя встретил. Разговор есть. Уделишь мне немного времени?
+ Привет, Жора. Конечно, давай поговорим, раз возникла необходимость. Что-то случилось?
   Мы встретились случайно на улице. Приятная неожиданность. Осень уже вступила в свои права – резко похолодало, задождило, начали опадать листья. Было пасмурно, ветрено, сыро, хотелось тепла – телесного и душевного.
   Возникло ощущение «дежавю», будто наша случайная встреча уже случалась, и мы вроде уже беседовали, но оно вскоре ослабло и исчезло под напором слов, выстреливающих из меня пулемётной очередью.
- Нет, ничего особенного не произошло. Люди крутятся, мир куда-то несётся, мнения у людей по поводу «куда» различаются, цены растут, благосостояние падает, социальное напряжение увеличивается, экология ухудшается, погода всё время меняется… В общем жизнь продолжается. У меня как обычно: дом, работа, досуг. Но я не о том, что происходит кругом, хотел бы поговорить, а о том, чего не случается, хотя могло бы случиться, сделай мы другой выбор. Ведь гипотетически всё возможно, а в реальности случается только один вариант из возможных сценариев. Мой вопрос касается выбора. Оставим быт в стороне, не будем плескаться на поверхности и попробовать нырнуть глубже в экзистенциональное. А поговорить об этих вещах, увы, не с кем, разве что с книжными собеседниками.
+ Кризис что ли? Быть или не быть, вот в чём вопрос…
- Ну почему сразу кризис? Просто размышления о себе, о мире, о жизни.
+ Когда у человека экзистенциональный кризис, то ему свойственно задаваться и мучиться подобными вопросами, устраивать перепросмотр, производить переоценку ценностей, заниматься переосмыслением многих понятий.
- Тогда у меня, получается, сплошной непрекращающийся экзистенциональный кризис. Всю жизнь варюсь внутри себя в вопросах и ответах.
+ Тебе подлить масла в огонь или плеснуть воды? Твоя проблема в том, что ты тлеешь – и не горячий, и не холодный. Так и будешь тлеть, пока огонёк не погаснет, угольки не остынут и не наступит тлен.
- Прозвучал вопрос в твоём обращении: разогреть или охладить? Вот и выбор возник – как поступить, что предпочесть? Что такое выбор? Все мы им пользуемся. Постоянно возникают ситуации, требующие, чтобы мы совершали выбор. Что ни возьми, а везде двойственность. Так или этак? То или другое? Туда или сюда?
+ Да хоть и тройственность. Поговаривают о многомерности, многополярности, многомирности, не побоюсь придумать новый термин.
- Существование – это постоянный выбор. Существует проблема выбора. Тут же и ответственность за сделанный выбор. Возникает напряжение в человеке и в обществе из-за выбора. Выбор профессии, работы, супруга, одежды и продуктов питания, политические выборы. В сказках много иллюстраций об этом. Пить из лужи или не пить, целовать лягушку или нет? А самый известный пример – путник на перепутье перед камнем с надписью: «налево пойдёшь, направо пойдёшь, прямо пойдёшь». И от того, куда пойдёт, зависит жизненный сценарий. Результат зависит от выбора. (Нет, в самом деле какое-то «дежавю»).
+ Ты это серьёзно или придуриваешься?
- Серьёзно, Василий, очень серьёзно. Куда уж серьёзней. Стоит задуматься и стоишь как вкопанный, шагу ступить не можешь. Из-за выбора. Чешешь репу – как быть, что делать?
+ А вот меньше думать надо. Сказка учит тянуть репку, а не чесать, и лучше сообща. Думать вредно. А потому лучше учиться размышлять. От думания многие беды и печали. Философия – это любовь к мудрости и правильное размышление, а не способы думания.
- А какое правильное?
+ То, которое приводит человека к разумению, покою, любви, к гармонии с собой и с природой.
- А гармония с миром?
+ А мир – это нахождение в жопе. Про гармонию в мире ничего не слышал, в нём только борьба. Мудрость – это гармония всех частей и уровней человека, тела, ума, души и духа, в одном целом. А выбор – это способ думания и один из вариантов думания, суета в уме. Суета в мире возникает из-за суеты в умах людей, из-за беспокойства ума. Эх ты, Жора, долбень ты, элементарных вещей понять не смог. «Я всю жизнь варюсь в вопросах-ответах». Вместо жизни это варево в голове. Тьфу! Выплюнуть и растереть.
- Вот и подскажи мне, что к чему. Разъясни. Но как-то зябко, неуютно торчать на улице, да ещё на одном месте. Чувствую, что тебе есть что сообщить. За 5 минут «встречи на ногах» вопрос о выборе не удастся обсудить. Айда, где-нибудь посидим. Я угощаю. Тут неподалёку приличная «Пельменная». По дороге приобретём горючее, плеснём в горло, для сугрева тела и расширения сознания. И язык развяжется. Согласен?
+ Лады. Пошли. Выбора ведь нет.
- Есть выбор, нет его – вот об этом и поведай, я даже запишу твои слова. Чтобы было понятно, и жить стало проще и легче.

   Через несколько минут ходьбы мы уже входили в тёплое и уютное помещение общепита, в гостеприимную «Пельменную». Взяли по порции пельменей и салата. Выбора особого не было, как не предполагалось и наличие меню. Чекушку и пластиковые стаканчики приобрели по пути в ларьке. Расположились за столиком у окна. Посетителей в этот послеобеденный час было немного – несколько одиночных едоков и ещё группа философов «на троих» в дальнем углу.
Я налил нам по 50 грамм. Выпили молча. Закусили.
- Давеча прошли выборы в Госдуму. Ходил, голосовал?
+ Нет.
- Почему так? Тебе безразлично, каково государственное устройство, кто придёт к власти и как будет управлять? От их решений зависит как мы живём, кем себя ощущаем. Я не хотел бы говорить о политике, просто привёл в качестве примера на тему «выборы».
+ Типа того, мне пофиг. Потому что выбора нет даже если проводятся выборы.
- Ты о том, что независимо от того, за кого люди проголосуют, выберут тех «кого нужно»?
+ Это тоже, но это лишь фрагмент картины, отдельный пазл. Я о том, что в Существовании вообще нет выбора, выбор не экзистенционален, а надуман, и существует только в голове человека.
- И что с того? Раз есть в уме, значит есть в жизни и в мире.
+ В мире, да – есть, а в жизни нет. Мир тоже надуман.
- Выдуман?
+ Да.
- По-твоему мир не существует? Нет вещей, явлений природы, объектов, физических законов?
+ У меня несколько иное понятие того, что такое «мир». Это не вообще всё, что существует, а лишь возможное описание представлений о том, что существует, которое утверждено коллективным договором. Всё что существует на самом деле – это природа, Бытие. Под «миром» я подразумеваю только некую картину мира, и только. Описание. Потому «выбор» как понятие существует в уме, но не в реальности.
+ Жора, оглянись – сказал Василий, пережёвывая очередной пельмень.
Я оглянулся. Ничего необычного за моей спиной не происходило.
- Ну? И что?
+ А то, что, оглянувшись назад ты обошёлся без выбора, и с момента нашей встречи и беседы ни разу не совершил выбор. Одни лишь слова и образы, пузыри и пар. Какой же «постоянный вседавлеющий над людьми выбор»? Поедание пельменей и вливания огненной воды – это экзистенциональность, так что не трынди про экзистенциональность выбора. Как тебе удавалось действовать не выбирая?
- Просто потому, что не возникало ситуации, требующей от меня произвести выбор.
+ Но ты же чем-то руководствовался?
- Ну да. Желаниями, потребностями, ощущениями. Срабатывали во мне автоматизмы и программы. Обстановка не вынуждала меня выбирать.
+ Но ты же мог предложить пойти в «Чебуречную» и вместо водки взять пиво. А могли бы посидеть в каком-нибудь кафе, заказать кофе и пирожное.
- Кто? Мы? Нет, не могли. Какое пиво или кофе, если нужно обсудить философские вопросы! Я руководствовался точным знанием и опытом – только водка. Что касается, где посидеть, то не вижу разницы, но «Пельменная» оказалась ближе, дешевле, и место насиженное.
+ По крайней мере это часть моего ответа на твой вопрос, иллюстрирующая, что в существовании вполне можно обойтись и без выбора.
- Допустим, что так, что в основном справляются привычки, рефлексы, автоматизмы, но иногда, в особо важных и ответственных случаях мы оказываемся перед выбором. Когда в человеке борются одновременно два сильных желания, то как поступить? Или борются желание и обязанность.
+ Например.
- Как в случае – пойти направо или налево?
+ А куда нужно?
- Нужно прямо, там расположена работа. А вот попасть на неё можно, если идти прямо или свернув направо, или налево.
+ А чего хочется?
- Хочется на всё плюнуть и вернуться назад, раздеться и лечь спать.
+ И?
- Но назад нельзя, дома жена, которая спросит, почему это я не на работе и где деньги. И начнёт выносить мозг, так что спать не получиться.
+ Но ведь ты выбирал себе жену. Наверное, для этого – чтобы контролировать тебя. И куда же ты пойдёшь?
- Блять, как обычно, прямо. Но пересиливая себя, заставляя, испытывая стресс, объясняя себе, почему и зачем мне нужно идти на работу.
+ Так выбор-то, где происходил? Разве не в твоей голове? Существование даже не заметило, что ты осуществлял какой-то надуманный выбор, оно реагирует на действие. Ты пошёл прямо в существовании. А что же с дорогами, которые поворачивают направо и налево? Ты знал, что произойдёт, если пойдёшь по ним?
- Дороги остаются там, где они и быть. Их наличие указывает на возможные варианты. Выбор касается только меня, идущего по дороге.
+ Потому что выбор только внутри твоего ума. Ты его создал, и ты в него сыграл. Это игра ума. Иногда, чтобы облегчить выбор, люди устраивают дополнительную игру: тянут спички, бросают монетки, ожидают знака. Ты не можешь раздвоиться, растроиться и пойти сразу в трёх направлениях как тело, но на какое-то время ты можешь размножиться в своём сознании и произвести моделирование, прогнозирование, предвидение.
Есть перекрёсток, есть дороги и направления, есть ты. И ты совершаешь действие – делаешь шаг в одном из направлений. Существует тело, Бытие и действие, производимое телом в Бытии. Где мир, вывески, указатели, описания, сомнения, желания, где выбор?
- Но я же знаю, что случится, выбери я одно, или другое направление.
+ Знаешь?! Ёп! Ты самоуверен и самонадеян. Возможно, ты догадываешься, домысливаешь, прогнозируешь, планируешь, предполагаешь, воображаешь, но как ты может знать наверняка? Даже если случается то, что ты предполагал в 10 случаях из 10, это вовсе не значит, что в следующий раз случится то же самое. Но думая таким образом, ты ещё к тому же теряешь способность чувствовать, удивляться, видеть чудесное и много чего ещё. Эта предсказуемость превращается в механичность и отупляет тебя, и твоя восприимчивость снижается. Отсюда многое вытекает в твоей жизни. Усталость, апатия, скука, стресс, старость из-за этого. А в существовании происходит лишь одно действие за раз, каждый раз новое. Десять тысяч шагов на пути не одинаковые, это каждый раз новый и единственный шаг, без знания о будущих и прошлых шагах.
- А если я остановился и не двигаюсь?
+ Стоять – это тоже осуществлять действие.
- Так мне идти или стоять, и куда повернуть? Это же важно! От этого решения зависит многое, иногда жизнь.
+ Жизнь всегда зависит от принятых нами решений и производимых действий. Каждое решение – это шаг на пути, сделанный нами внутри, это действие. Но выбор – не действие, это умственная деятельность, называемая сомнением. Сомнение может заканчиваться решением и действием, а может и нет. Какое-то из действий может привести нас к гибели, какое-то к спасению. Человек предполагает, Бог располагает.
(Ощущение, что я уже беседовал с Василием на эту тему усилилось).
- Давай выпьем. Что-то ты пригрузил меня. Будь здоров.
+ Будьмо!
- Что значит «будьмо»?
+ Это тост за Существование.

- С существованием нас разлучит только смерть. Но до того хотелось бы кое в чём разобраться, понять некие смыслы, чтобы жить стало проще и легче. Ты обещал помочь в этом.
+ Познакомлю тебя со своей философией. Может, по третьему кругу пойду, буду повторяться, но, если просят… уважу.
Для начала - о главном. Я различаю Существование (пространство вещей и явлений) и Мир (пространство слов и образов, где образы изображают, а слова описывают). Пытаюсь разжёвывать и вкладывать в рот. Но придётся понять самому, а не узнать от других. Есть действительность, и есть фикции, иллюзии. То, что действительность тоже может оказаться иллюзией, об этом сейчас не будем, это философские дебри уже иного порядка, того что граничит с хаосом.
В действительности что-то происходит, именно «что-то», и это всё, что можно сказать о действительности. Начиная описывать происходящее, сознание создаёт из этого «что-то» уже «нечто» - то, что будет в дальнейшем известным. Задача ума – делать из неизвестного известное. Из восприятия и наблюдения факта создаётся знание о факте. К факту прикрепляется название, потом факты классифицируются, систематизируются, хранятся. Превращаясь в информацию. Информация правит миром потому, что прежде создаёт мир. Мир – это симулякр действительности.
- Глубоко копаешь. Выпьем за то, чтобы не закопаться в терминах, а откопать суть вещей.
   Сказано, сделано – выпили. Водка не палёнка, а потому сознание расширялось, тучи в небе ума улетучивались и возникала ясность. А вот при употреблении суррогатов эффект был противоположным6 сужение сознания, туман и падение в провал, в бессознательное, вместо выхода через портал к сверхсознанию. Качество пития и беседы определяет качество функционирования сознания, но и с количеством важно не переборщить, нужно чувствовать меру. Мера, впрочем, величина относительная, у каждого своя.
+ Вокруг нас ведь не фашистская действительность, не коммунистическая, не либерально-демократическая, не идеологическая и не религиозная, а физическая действительность. Понял, да, не какой-то из «измов», а просто нейтральная действительность, с которой нам приходиться контактировать и взаимодействовать как организмам. У нас может изменяться лишь восприятие действительности, например, от количества выпитого алкоголя или прочитанных книг. То, что происходит – это данность. Как мы описываем происходящее – это мир. Как мы это называем, реагируем, как к этому относимся – это уже не ты, не индивидуальность, а «я как мы» - личность. Личность живёт в описаниях, сравнениях, отношениях и кормится ими.
   Перескакиваем к выбору. Выбор – это игра ума. Выбирает личность. Нет личности, нет и выбора. Понаблюдай, и сможешь заметить это. Тело само по себе не выбирает, оно руководствуется в своих реакциях заложенными инстинктами и приобретёнными навыками.  Тело погружено в существование и является нашим якорем в существовании. Понаблюдай, когда возникает жажда. Тело хочет пить и ищет способ утолить жажду. И всё. Но вмешивается «надстройка» и руководствуясь чёрте чем начинает командовать, запуская игру в выбор: хочется – не хочется, нравится – не нравится. Что предпочесть: кофе, чай, фанту, пепси или пиво? Да выпей ты воды, сука, дай телу напиться и не мучай его, не трави!
- Так, здесь притормози. А что мы с тобой делаем, выпивая и беседуя? Тоже в игры играем в угоду личности?
+ А что же ещё! А кто же ещё тут выпендривается! Это личность заливает в глотку тела водку. Ей, видите ли, непонятно насчёт выбора. Мусолит любую тему, лишь бы придать себе важности.
Мы шли каждый по своим делам, шли ногами в существовании, наши глаза смотрели в существование, нос вдыхал существование, рот и язык осязали, руки касались, и мы встретились в существовании. Когда узнали друг друга, включились наши личности (они, правда, почти и не выключаются) и возникло предложение поиграть в слова посредством общения. Как-то так. Это упрощённый схематический вариант того, что произошло.
- Так и это ведь описание!
+ А что делать? Всё вокруг нас, да и внутри тоже, является описанием, тем, что находится всё время в круге нашего внимания и интереса. А где-то на окраине ютится наше существование. Мы посредством личности погружены в мир и захвачены миром. Внутренний диалог, он же монолог – это паутина, которой нас опутывает ум. Мы в паутине. В Сети, в Матрице. Выбор – одна из множества паутинок, которыми люди связаны с миром.
- Как-то всё печально. Безрадостная картина – мухи в паутине.
+ Можно представить и радостную картину – мухи, весело летающие над кучей дерьма и садящиеся на него, производящие потомство.
- Не надо таких картин. Это всё картины! Я вижу выход. Давай выпьем за освобождение от наваждений!
   Разлили по стаканчикам последние 50 грамм. Тяпнули, крякнув, закусив остатками капусты.
- Пельмешки сытные, но на вкус так себе. А вот квашенная капусточка под водочку – хороша закусочка. Мне прояснилось. Все слова и образы в мире. При помощи них мы попадаем в мир, до этого родившись и пребывая уже в Существовании. И всю жизнь крутимся в мире из слов и образов, рассматривая, играя, придавая им значение. Меняются различные картинки, как в калейдоскопе. Мы познаём устройство мира при помощи знаний. Но и выйти из него мы можем тоже при помощи слов.
+ И как?
- Забыв слова. Остановив карусель слов и образов – внутренний монолог.
+ Карусель остановить невозможно.
- Если невозможно остановить, то сойти с неё. Я вижу выход. Но не могу подобрать слов… Слова от меня убегают. Мысли совсем исчезли. Чем яснее вижу, тем меньше мыслей. Язык путается, слова кажутся тяжёлыми, неповоротливыми, даже лишними… Я просто и ясно вижу выход из мира. Всё, достаточно на сегодня. Не нужно слов. Кажется, я понял. Какая лёгкость… Невесомость и прозрачность!
+ Ага, о выходе. Нам уже пора.

   Мы поднялись из-за столика и зашагали к дверям. В теле ощущалась лёгкость и тепло. Молча вышли из помещения на улицу. И там на нас обрушилось Существование. Оно не смыло нас, не раздавило, но окатив, умыло и подхватило. Мило и глупо улыбаясь, рассматривая незнакомый город, мы подошли к перекрёстку, попрощались глазами и дальше каждый пошёл своим путём в неопределённость, становившуюся на одно мгновение определённостью. Ты быть в моменте, и когда ты быть, то и всё в нём быть. Чудо Бытия.

Если я снова встречу Василия, то обязательно спрошу его о выборе. Но я-то вижу, что выбора не существует. Не для себя спрошу. Придуриваюсь.


Рецензии