Старая школа Доманёвки - Незабудки

       Мы, поколение первого послевоенного десятилетия, называли это одноэтажное здание на территории школьного двора «старая» школа. «Новой» школой считался двухэтажный корпус со спортзалом, принявший учеников в начале 50-х годов. Так государство ответило на «девятый вал» рождаемости конца 40-х. Скажу откровенно – ответ для Доманёвки получился недостаточно адекватным. Переполненные старшие классы всё равно учились во вторую смену, плюс полнокомплектная вечерняя школа.

        В начале 60-х вступил в строй двухэтажный «малышковый» корпус, но и он до конца не решил проблему. Всё же часть старших классов продолжала учиться по расписанию «двухсменки».

        Работать в одну смену школа начала только в 1975 году, когда на юго-восточной окраине поселка построили двухэтажную среднюю школу №2. Получается, что школьный вопрос в Доманёвке решался на протяжении более тридцати лет.

        И вот, когда все жаждущие учиться с утра сели за парты, кто-то решил, что «старую» школу, как «отработанный материал» можно разобрать на, извините за тавтологию,  строительные материалы. Недолго думая, разобрали и забыли. Но не все. Я и мне подобные часто вспоминают о ней. Может потому, что жили по соседству? Потому, что «первый класс там принял нас»? Потому, что «протиравших штаны» на её партах становится всё меньше? Не знаю, но чувствую острую потребность рассказать о «старой» школе то, что помню приблизительно с 1954-1955 годов. Правда, тем из доманёвцев, кто моложе, придется несколько напрячь воображение. Впрочем, было бы желание.

        Здание построили в виде буквы «Г», только лежащей на левом боку, длинной частью параллельно улице Ленина, и «шляпкой» вниз, то есть перпендикулярно улице. Пройдемся мысленно по классным комнатам и помещениям слева направо.

        «Козырьком» «шляпки» была столовая, находившаяся в высоком цоколе этой части здания. Столовая вспоминается вкусом кипяченого молока и запахом жареных пончиков. Прямо над входом в столовую располагался класс (будем считать его первым по счёту) с отдельным входом, к которому с улицы вела крутая каменная лестница. Класс запомнился похвалой в мой адрес со стороны учителя труда Петра Ивановича Головерды за умелое обращение с веником во время дежурства. Многие одноклассники не умели правильно подметать, а я, как оказалось, умел. Мелочь, но приятно!
 
        Двигаясь дальше вдоль внутренней стены «шляпки» вновь видим каменную лестницу. Это второй отдельный вход с улицы в «шляпку», ведущий к пионерской комнате и следующему (второму по счёту) классу. Класс с «пионерами» - через коридор напротив. Потолки высокие, полы дубовые, окна огромные, солнечная сторона. Красота! Так бы и учился до своего конца… Именно в этом незабываемом помещении произошло два самых СУДЬБОНОСНЫХ события моей биографии. Учительница истории Надежда Ивановна Чистякова сказала, что мне надо быть учёным – историком. Учительница русского языка и литературы Галина Петровна Бабятинская – что мне надо «писать». И вот я стал, и вот я пишу. Не будем говорить о качестве, но то, что пишу – факт на лицо.

        Итак, в «шляпке» располагались две классных комнаты, к которым со двора вели две отдельные каменные лестницы. Третья, самая широкая, лестница была по центру длинной стороны буквы «Г» и заканчивалась крыльцом перед главным входом в здание. Переступившие порог попадали в коридор, вдоль которого, опять же считая слева направо, выстроились четыре классных комнаты и «примкнувшая к ним» в правом торце учительская.

        Третий, по нашему счёту, класс вообще-то находился в «шляпке», через стенку от «пионерки», но поскольку двери его выходили в коридор, ведущий к главному входу, то я и причисляю его к статусу четырёх «коридорных». Окна класса смотрели в школьный сад. Стол учителя стоял боком к окну с большой форточкой. Считалось «высшим пилотажем» залезть в форточку после звонка на урок, в буквальном смысле перед носом учителя. Кстати, сейчас вспомнил - звонила уборщица тётя Таня. В её левой руке был звонок, а в правой – веник, которым она, шутя, подгоняла опаздывающих, имитируя удар по заднему месту. Бывало, злостным нарушителям дисциплины доставалось и всерьёз, но те не обижались, а гордились «высокой честью».

        Класс незабываем тем, что там зародилась моя первая любовь. Не знаю почему, но группы продленного дня «четвероклашек» и «пятиклашек» в тот день объединили. Не могу объяснить, почему новую ученицу четвертого класса Валю привел в группу и представил (подробнее об этом в повести «Трезвая жизнь») САМ директор школы Роберт Леонтьевич Лукащук – инвалид, потерявший на фронте ногу?! И, наконец, почему (Чудо!) свободное место оказалось одно – рядом со мной, пятиклассником?!

        Помню мельчайшие детали, но не буду повторяться – писал в «Трезвой жизни». Да и важна суть: стрела Купидона пронзила наши сердца! Классический случай любви с первого взгляда в редчайшем её варианте – взаимном. Таинство свершилось без слов. Я вырвал из тетради лист и крупными буквами написал: «Валера + Валя = любовь». Она посмотрела на меня и ниже добавила: «Валя + Валера = любовь»… Ой, сколько пришлось пережить! Ни о чём не жалею. Благодарю Бога за счастье быть в числе отмеченных любовью.

        Четвертая классная комната стала моим рабочим местом как преподавателя истории и географии после перехода школьного образования Союза на кабинетную систему. Дело было вначале 70-х годов, а я как раз работал в родной школе перед поступлением в аспирантуру. Это место стало свидетелем моих редких побед в чертовски интересных поединках за право называться «учителем». Понял, что состоялся, когда кружась с глобусом в руках вокруг сидевшего на моём стуле хулигана Огинского, олицетворяющего Солнце, объяснил ученикам как меняются времена года. С того момента Огинский крепко зауважал географию, а на уроках в шестом классе установилась железная дисциплина.
 
        Был я и классным руководителем. Наиболее запомнился эпизод, когда мой восьмой «Б» победил в соревнованиях по ручной уборке сахарной свеклы. Такой метод уборки оказался для местного колхоза единственным спасением урожая от надвигающихся морозов. Райком партии поднял все организации райцентра, организовал «социалистическое соревнование», в котором и победил мой класс. Но особенно отличились Толя Доценко, Юра Порешный, Люда Титаренко.

        Пятая по счету классная комната – место, где я впервые сел за парту в роли первоклассника. Впервые увидел нашу учительницу – Любовь Ефремовну Гульченко. По образцам, выведенных ней в тетради чернилами, карандашом написал ряд точек, затем ряд горизонтальных и два ряда вертикальных элемента печатной большой буквы «А». Впервые увидел соседку по парте Люду Безлюдову, которая не ходила в детский сад, но в знак знакомства сунула под партой конфетку. Много, очень много разных вещей узнал я в первом классе и всегда со светлой ностальгией вспоминаю его добрую атмосферу.

        Шестая комната была самым большим по площади классом «старой» школы. Запомнилась необычным происшествием. Как-то мы, занимавшиеся в пятой, услышали громкие взрывы хохота, доносившиеся от соседей. Учительница математики Тамара Алексеевна Голунова попросила меня пойти узнать, что там происходит. Приоткрыв дверь, я увидел бегающих по партам… шестиклассника Тольку Автонасова и его преследователя, молодого учителя английского языка Юрия Григорьевича Цыбулю! При этом мальчики «болели» за Тольку, а девочки за учителя. Весёлая парочка то спрыгивала на пол, то вновь бежала по партам. Представляете? Учитель гоняется за учеником ПО ПАРТАМ?! Где это видано?! Чем Толька так разозлил «англичанина» - пусть останется тайной покойника.

        Вот, собственно, основное из того, чем мне запомнилось здание «старой» школы. Но, как бы сказали искусствоведы, «неотъемлемой частью архитектурного ансамбля» школьного двора были дома, в которых жили учителя и технический персонал. Перечислю их без указания точных координат – слишком трудно вычислять.
 
        Если смотреть в порядке возрастания условных номеров с улицы Центральной (бывшей Ленина), то в домике №1 жила уборщица тётя Таня с дочерями Альвиной, Валей, Галей и сыном Шурой. Одну из комнат с отдельным входом из общего коридора занимала мастерская, в которой трудился плотник дядя Вася Года.

        Под № 2 шло довольно длинное строение, перпендикулярное улице. Две или три первых от улицы комнаты с отдельным входом были учебными классами. Дальше – квартира, в которой жили молодой учитель физики с женой. К сожалению, не припомню ни фамилии, ни имен.

        Дом №3 сохранился! Находится в левом углу склона двора, недалеко от, извините, школьного туалета. В нём, на беду малолетним курильщикам, жил свирепый борец с пороком завуч Василий Афанасьевич Кобылянский. Как ни прятались «курцы», появлялся он всегда внезапно и голосом силы паровозного гудка разгонял пацанов.

        Да, голос у завуча был особого тембра – ему бы в опере петь. Однако он предпочел математику, которую эффективно вдалбливал в головы «олухов» силовыми методами. Как вы понимаете, большинство из них спустя годы вспоминали «Ваську» только добрым словом.

        Четвертый дом, лучший по виду и расположению, находился примерно между «новой» школой и «новейшим» корпусом, принявшим учеников 1 сентября 2009 года. Именно на его месте и находилась «старая» школа.

        Проживал в «элитном» доме второй завуч Иван Романович Чижевский. Состав семьи, что преподавал – не помню. Помню, что был противоположностью Василию Афанасьевичу – приветлив, выбрит, брюки отутюжены. После Доманёвки, если не ошибаюсь, до пенсии работал директором школы в Богдановке. Той самой Богдановке, которая фигурирует в материалах Нюрнбергского процесса, как одно из самых больших мест массового уничтожения евреев во время Второй мировой войны…

        Я вспомнил о шести классных комнатах в здании, и четырех местах проживания учителей и сотрудников на территории «старой» школы. Ну а теперь представьте себе, что в шести помещениях надо обеспечить учебный процесс минимум двадцати трёх классов (четырнадцать – с первого по седьмой и девять – с восьмого по десятый) даже в три смены. Трудная задача. Потому начинали пораньше («нолевые» уроки), а заканчивали попозже, маскируясь под вечернюю школу.

        Поскольку наш дом находился через один дом от школы, то едва научившись ходить, я стал участвовать в играх на её территории. На спортивной площадке, сохранившей до сегодня свою первоначальную площадь, мы до одури гонялись друг за другом, в саду играли в войну, возле конюшни и прилепившихся к ней сараев – в прятки. Запомнился конюх, дядя Миша Завтонов, с олимпийским спокойствием взиравший на прятавшихся в его владениях.

        Многое осталось в памяти из самого раннего детства, связанного со «старой» школой. Но чаще всего почему-то дают о себе знать не люди и предметы из того прекрасного мира, а звуки. Редко когда я, «жаворонок», открыв в пять часов утра глаза, не вспоминаю специфический шум, издаваемый под окнами нашего дома, идущими в школу. Голоса звучали тихо, фразы – коротко. Иное дело вечером, когда шли из школы – смех, песни, веселье. Возможно, регулярно сопровождающий событие звуковой фон способствует более сильному закреплению события в памяти? С научной точки зрения – скорее всего.

                26.09.2021         
                Одесса


Рецензии
Почему Бабятинская? Ратушняк? Очень обескуражило, что в 2008м не застал старую библиотеку и этот корпус...

Сад каменных трав. Часть2. Внутренняя эмиграция
Сад появился незаметно. Я осознал себя среди его сонных полян вскоре после того, как первые признаки существования Сада заняли своё устойчивое положение на карте его мира где-то между cosa in se и категорическим императивом. Для этого явления уже давно есть определение, но внутренняя эмиграция Я была настолько внутренней, что распространялась далеко не только на участие в общественной жизни страны. Я помнил, что еще будучи школяром, придя в библиотеку, и иногда открыв какую-нибудь книгу и осознав ужас, нисходящий из неё в его сознание, долго ещё обходил стороной стеллаж с этим томом. Книгохранилище, подобно линии московского метро, уходило под землю, на какой-то отметке заканчивались окна, и там, прикипев глазами к страничке из Мелвилла, Я со своей книжкой стоял, пока его, уже после закрытия, не находила уборщица тётя Мира.

Однажды, когда его родители уже наблюдали за ним и его младшим братом откуда-то сверху, Я приехал на денёк из своего далёка в родной Д. Дома он иногда вспоминал эти библиотечные ночи, и никак не мог понять, каким образом галерея могла уходить под землю. Неожиданно, в самый разгар общения со старинными друзьями, он вдруг остро осознал, что в мире нет больше родительского дома, и в Д, пожалуй, самым родным местом осталась эта провинциальная библиотека! Чувство одиночества в родном местечке, среди знакомых домов и квартир, в которых давно жили совсем незнакомые люди, накрыло внезапно и плотно, и требовало прямо сейчас, среди ночи, идти туда, пока его Я окончательно не сковал холод этого одиночества.

Через четверть часа они с братом Андрюхой уже сидели за столиком, и водка казалась особенно мерзкой, а дым сигарет разъедал глаза так, что посетители соседних столиков могли подумать, будто Я плакал. Брат выглядел виноватым, как будто это именно он на месте библиотеки построил этот смешной ресторан, врытый при этом в земную твердь так основательно, что от старого здания не осталось никаких признаков, кроме воспоминаний Я и его брата. Молодёжь за соседними столиками, весело поднимающая энтропию вселенной до небес, даже не подозревала о существовании библиотеки, этот факт в высшей степени раздражал Я, и вскоре вся компания, держа друг друга за лацканы и взволнованно пыхтя, переместилась наверх, в вестибюль. Я почему-то всегда везло в подобных ситуациях, и приехавший уже под утро наряд милиции умилялся, глядя, на то, как еще недавно незнакомые компании шлют друг другу бутылки вина с извинениями и признаниями в любви и немалом уважении.

И все-таки Я был человеком, а человек, как инструмент для проживания жизни, над своей головой всегда стремится иметь крышу. Крыша жилища обычно не защищает жильца даже от неаккуратных соседей по дому, имеющих право на слабости и дурные привычки. Ему, как существу великому, но бесконечно жалкому, нужна была эта крыша, и она тоже появилась однажды. Крыша была прозрачной, стёкла в железных переплётах, высоко над крышами домов, были в птичьем помете, покрыты слоем какой-то древней пыли неизвестного происхождения. Пыль древних веков ли, космическая ли пыль, оставшаяся от давно потухших звёзд, но, сроднясь с помётом и диковинными перьями неизвестных никому птиц, она придавала крыше основательность. Сложно было не верить, что крыша существовала задолго до появления Я и не была игрой его воображения. Теперь можно было подумать о том, что посадить в саду. Хозяйственный труженик на своем участке выращивает полезные и здоровые овощи, неутомимый любитель прекрасного - разводит портерный газон, дальновидный предприниматель сажает целые леса секвойи. Я к тому времени успел обосноваться и быть изгнанным из нескольких подобных местечек и полагал уже, что незачем прирастать к какому-то определённому месту. Но мир, как таковой, не был уютным и обустроенным, подобно дачному участку, и тут нужно было что-то делать. Первым растением, которое завелось под крышей, была трава. Белая полынь молча проткнула асфальт и теперь росла повсеместно по краям улиц, синие осоки длинными прядями торчали посередине дорог независимо от времени года.

Сейчас, когда времени нет, никого не удивляет факт, что один человек начал и почти успел закончить то, что в начале конца времени казалось невозможным и ненужным, но в отсутствии времени - необходимым и достаточным условием существования.

Unit   27.09.2021 20:30     Заявить о нарушении
Сад каменных трав. Часть1. Продолжение

Было время, когда Я был ребёнком, и сегодня, вспоминая детство, он всегда удивляется тому, какими большими были сугробы, деревья и взрослые. Его матушка работала корректором в районной газете «Трибуна хлебороба». Серьезность происходящего в недрах объединенной редакции и типографии заставляла Я после школьных занятий мчаться в замшелое здание на центральной улице самого провинциального города вселенной. Среди прочих чудес этого маленького мирка его неизменно манил рельеф на спинке трона Тутанхамона, тысячи раз виденный им на почти до дыр затёртой странице. Я открывал его уже в конце рабочего дня, перед сдачей номера в печать, незадолго до полуночи. Это был, кажется, девятый том Большой Советской Энциклопедии на букву Е (Египет древний), хранящейся на бесконечных стеллажах в кабинете главреда. Тома стояли на верхней полке, и Я, взобравшись по стремянке, мог видеть висящие под потолком большие люстры, обычно скрытые за облаками папиросного дыма. Само наличие здесь, в этом кабинете, увесистой книги со сводящим с ума тревожным ароматом книжной пыли, вселяло уверенность в том, что древние Фивы и родной городок Д испокон веков находятся под одной и той же звездой. И если уж Рельеф (о детская наивность, прочитав под иллюстрацией надпись "Рельеф на спинке трона Тутанхамона", Я ещё долго был уверен, что Рельеф это брат Тутанхамона) имеет наглость претендовать на спинку трона своего брата, то и он, Я, когда придет Время, тем более сможет по праву сидеть в огромном кресле Гаврилы Илларионовича. Фотоаппарат Киев с нереально светосильным просветлённым объективом, настольный кинопроектор, позволяющий смотреть сюжеты из жизни местных механизаторов прямо на волшебном стекле в плоскости громоздкого стола, обтянутого черной кожей, всё это делало Главреда титаническим существом, равным если не Богу, о котором еще не принято было упоминать в обществе, то Тутанхамону уж точно. Загадочность лица последнего уравновешивалась бесконечным сарказмом и - странное дело - добротой, проглядывавшей из-за толстых стекол очков главного редактора. Время от времени бесстрастным голосом простывшего Луи Армстронга он давал понять Я, что нечего сидеть без дела, и Я, если только не был занят вычитыванием макетов или наблюдением за волшебством, происходящим в лаборатории фотокора Марьяна, летел в вожделенный кабинет. Непостижимым образом там, как в волшебном калейдоскопе, смешное выглядело смешным, а низкое низким, герои соцтруда, на передовицах сидевшие в своих тракторах при галстуке и в наглаженных штанах, с улыбкой академика Капицы, прибитого кометой Когоутека - здесь доставали из карманов помятые конфеты и были мудрыми и немногословными.

По мере того, как рос Я, они уменьшались в размерах, становился меньше и сам мир, окружающий его. Этот процесс, банальный и понятный, однажды прекратился - к этому времени Я кое-что узнал о других странах и континентах, побывал в отдаленных уголках мира и убедился в некоторой его тривиальности. Каждый раз, ударив по рукам с чернявым аборигеном за многие тысячи километров от дома и обмывая какую-нибудь сделку привезённой из дому водкой, закусывая подобранным под ногами фиником, Я убеждался, что мир тесен. В загадочной чаще всегда находился привычный глазу киоск с кока-колой и жвачками, бессовестно уничтожавший расстояние до подьезда собственного дома. Побеседовав с погонщиком верблюда и полетав с шейхом на его самолётике, Я уезжал домой, и с каждой подобной поездкой мир становился чуточку меньше, пока не стал размером с географическую карту масштаба 1:120000000, висевшую в детской родительского дома.

Время еще шло, и его еще было много. Но кто-то уже тогда, возможно, глядя в удивительный телескоп, достающий чуть ли не до края вселенной, или в хитрый микроскоп, позволяющий увидеть такую же вселенную прямо у себя под носом на кончике стальной иглы - мог угадать - по едва уловимой ряби на поверхности материала, от движения которого рождается время, что где-то, пока еще очень далеко, начался и потихоньку идёт процесс упадка сначала колыбели его, а затем и само время будет становиться всё более дряхлым и ущербным, сходя на нет.

Unit   27.09.2021 20:35   Заявить о нарушении