Юрий Девушкин

Поначалу и сам не давал себе отчёта в том, почему я – пришлый так полюбил этот край поветлужский, землю воскресенскую.
С годами осознание посетило, что привлекла здешняя природа: лес, река Ветлуженька, необозримые дали Китежской Руси. Всё это так. Но всё – таки главным магнитом, притянувшим душу и сердце, стали здешние люди.
Юрий Девушкин.
Хорошо помню мой заезд в район аж в 1974 году прошлого века. Была вторая половина августа, но воскресенское небо встречало совсем не по – летнему. Будто продырявил его кто- то миллионами дротиков. Сеял холодный дождь. Люди плащи осенние доставать начали. Пунктом моего назначения был посёлок Северный или, как его в народе называли: «Двадцать третий километр». Ровно такое расстояние надо было проехать до этого лесопункта огромного Воскресенского леспромхоза от его Красно – Ярского собрата на берегу реки Ветлуги.
Народ в посёлке собрался довольно – таки разношёрстный. Были и местные, переехавшие на лесозаготовки из ближних и дальних деревень района, и сосланные – присланные, побывавшие в местах уже не столь отдалённых, и рабочие – сезонники из других республик, и просто искатели лучшей доли.
Валерий Фёдорович Ретин, шофёр бортового вездехода «ЗИЛ – 157» доставил зарождающееся семейство выпускника педвуза к месту первой в жизни настоящей работы.
Первая квартира – половина брускового барака была не ахти какая. Но всё же была! Рай божий после общаги и частных квадратных метров. Рай – то рай, но мне – степняку по рождению в первое же, уже погожее утро стало малость не по себе. Вышел я тогда на скрипучее крылечко спросонья, гляжу, а в пяти метрах от порожка сосны могучие, как античные колонны с завитушками на тихом ветерке покачиваются. Этак, подумалось мне тогда, и медведь за шкирку с о ступеньки прихватить может.
Юрий Леонидович Девушкин, предшественник мой на посту директора «Северянской», как её еще тогда называли, восьмилетней школы уходил тогда на повышение – директором  десятилетки в посёлке Красный Яр.
Крепко сбитый, приземистый, энергичный, как заводной колобок, с ранней лысиной молодой ещё мужчинка был и рачительным хозяином, и хорошим учителем – наставником, и заядлым охотником, а при всём этом ещё и жизнерадостным юмористом.
Царства ему небесного.
- «В нашем деле, студент, самое главная трудность – это то, что не знаешь в какой момент вилы в бок воткнут!», - так наставлял Девушкин меня при первом знакомстве.
А мне всё думалось: - Какие вилы, в какой бок?
Это мне – то, с пятёркой по психологии от самогО знаменитого профессора Золотарёва да с лучшими рекомендациями от кафедры методики и директрисы сороковой спецшколы, где я проходил педпрактику. А тут школка – восьмилетка, деревянная, новенькая, с иголочки, можно сказать, в сосновом бору, куда глухари залетают и белые грибы на тропку так и выбегают. Да и ребятишек – то, детей лесорубов да техников всего сто восемьдесят гавриков, вместе с начальной школой. Ну и какие могут быть проблемы?
 Учителя, одиннадцать человек – всё молодые студенты – заочники! Вперёд и с песней!
 Первое, что я узнал от самих моих воспитанников как –то в перемену это то, что их прежний директор «на ботанике женился».
Так они назвали совсем молоденькую и очень привлекательную учительницу биологии Татьяну Николаевну Грунцеву, которая и действительно стала Девушкиной, дай ей Бог здоровья на долгие годы.
А само, преувеличенно строгое, на мой взгляд, напутствие Юрия Леонидовича уже на первом году педагогической карьеры вполне оправдалось.
Новый год с учителями да ребятишками мы справляли. Елка – красавица в спортзале, игры и танцы, - всё, как полагается в этом случае.  И вот танцую я с одной из девочек – восьмиклассниц,
Веду, как уж умею её под звуки вальса у ёлки. И всё хорошо, и все счастливы. Как сейчас помню. Галей мою партнёршу звали. И фамилию – то не забыл, но упущу, на всякий случай. Показалось мне, что талия у этой куколки, у которой всё уже при себе, как говорят, талия на ощупь полновата.
Тактильные фантазии свои списал я на несколько глотков шампанского. А через пару месяцев моя пятнадцатилетняя восьмиклассница благополучно разрешилась мальчиком. Романом назвали. Ну чем не «вилы в бок»!
А времена – то были брежневские, партийно – пуританские. Вот тебе, вчерашний студиоз и вся психология вкупе с методикой.
История это и судебно – следственное продолжение имела, но сейчас его вспоминать ни к чему.
А вот поговорку Юрия Леонидовича Девушкина на всю жизнь я запомнил. --------------------- 2509
 
 


Рецензии