Глава 16. Голован Щекн

Топот ног затих вдали, над головой. Нира осторожно осмотрелась: по ту сторону наспех восстановленной кладки была смерть, в том лазе, где они находились, впереди едва заметно просматривались какие-то выступы. Свет падал сбоку: там был или выход, или освещение было под углом. Велев Вилли сидеть на месте тихо, она осторожно пошла вперед, вытянув руки и ощупывая все неровности стен. Неожиданно рука уткнулась во что-то теплое и мягкое.
- Не пугайся, - голос был странным, каким-то нечеловеческим. – Это я, Щекн.
- Кто ты? – она отдернула руку, но пальцы уже успели ощутить короткую и нежную шерстку.
- Щекн. Люди называют нас Голованами.*
- Я не знаю вас, - Нира сжала кулачки, подавляя страх. – Как ты выглядишь?
- Выйдем из этой норы – увидишь, - что-то, похожее на фырканье издало неведомое существо. – Зови мальчика и пойдем.
- Как ты нас нашел?
- Это моя профессия, как вы люди, говорите: искать. Меня Мак-Сим ** попросил. Не люблю подпространство, звездолеты эти ваши не люблю, но люблю Мак-Сима.
- Так вас просили о помощи? Сюда прилетел этот Мак-Сим?
- Зачем ему прилетать? Он попросил – я услышал, - лаконично ответило неведомое существо и исчезло.
Нира позвала Вилли и вдвоем они пошли по туннелю, который очень быстро закончился выходом на поверхность. Девушка осторожно осмотрелась и едва не закричала: прямо перед собой она увидела крупного, с теленка, пса с огромной, массивной головой. Пес, сидя так, как сидят собаки, охорашивался: вылизывался, чесался, выкусывал у себя что-то между пальцев лап. Когда он посмотрел на девушку, у нее дрожь пошла по спине: взгляд был совсем не собачий, по-человечески мудрый и пристальный.
- Ну, что, пойдем? – Голован Щекн встал, отряхнулся и деловито затрусил вперед, не оглядываясь; через какое-то время он все же обернулся и посмотрел на баронета.
- Маленький человек, ты устал?
- Вот еще! – гордо ответил мальчик, - что я, ползун?
- Уже недалеко, - Щекн снова затрусил вперед. – Люди вас ждут.
- Откуда ты знаешь? – не удержалась Нира. – Никого не видно.
- Щекну не надо видеть, он знает.
Они шли еще с полчаса, и челнок неожиданно появился словно бы ниоткуда. Два землянина у трапа помогли им забраться внутрь. Щекн заскочил в машину совсем как обычный пес и тут же принялся охорашиваться, тщательно вылизывая свою мягкую шкурку.
- Ну, что, поехали? – пробурчал он недовольно. Звук человеческой речи рождался у него где-то в глубине, никакой артикуляции или движения не было заметно на лобастом лице с мощными челюстями.
Уже на корабле Нира спросила у капитана: - Как вы нас нашли? Мы же были под землей.
- Голованы живут в норах на Сарракше.*** Они руководствуются в поисках и ориентировании неизвестными нам органами чувств. Если бы не Щекн, мы бы никогда вас не нашли.
Хорошо, что Румата много рассказывал Нире о своей Земле. Вспоминая его сказки, она старалась унять тоску и боль утрат. Она и ожидала только сказки, не собиралась принимать все, что должно было их ждать на планете, как что-то реальное.
Перелет не занял много времени, а искусственная тяжесть помогла избежать нежелательных ощущений. Больше всех отсутствию невесомости радовался Голован: оказалось, что его соплеменники считают, что его унижают, подвешивая в пространстве между стенами корабля. С этим, сверхчувствительным народом всегда было сложно общаться, и понимал Щекна только один Максим Каммерер, который в свое время спас и вырастил Щекна.
Считалось, что Голованы обладают паранормальными способностями, но они уклонялись от общения с людьми и, даже, в какой-то момент, ликвидировали свое посольство на Земле, едва почуяли, что в человечестве назревают изменения. Помощь Щекна в Арканаре была исключением из общего поведения Голованов, и по его бурчанию можно было понять, что у него дома будут проблемы с его руководством.
Зато Земля оказалась сказкой на самом деле, сказкой, в которой им предстояло жить. Теплая, зеленая, чистая планета, где люди давно не знали войн, болезней, ненависти народов. Вилли наслаждался этой безбрежностью чувств и благожелательностью людей, втихомолку проливая слезы при мыслях о родителях. Первое время решено было оставить его с Нирой, они нужны были друг другу, поддерживая память о доме. Потом их начнут знакомить с Землей. Они знали, чего хотят в будущем: вернуться домой, но уже с такими знаниями, чтобы помочь своему народу выйти из страшного плена невежества и рабства. Школа Прогрессоров – вот их будущее и, кто знает, может быть, они все же встретятся с этими странными чужеземцами, потому что верить в смерть Атоса Нира решительно отказывалась.
Девушка сидела у огромного окна, откуда, с высоты птичьего полета, просматривалась вся панорама Финского залива. Центр города оставался с нетронутыми памятниками старины, тщательно восстановленными и оберегаемыми. Зато вокруг взлетали шпили и арки современных строений, больше похожих на причудливые фантазии ее снов. Она была одна: баронета повели в библиотеку, где обещали показать, какие могут быть книги. Мальчик, уже имевший представление о печати, потому что его мать покупала все книги, которые можно было достать в Арканаре и в Соане, обожал рассматривать иллюстрации и карты, которыми обильно снабжали такие издания. На Земле книги были разные: их можно было держать в руках, ощущая их тяжесть и листая страницу за страницей, мусоля палец. Были и такие, которые можно было прочитать, лишь вставив кристаллик в специальный паз и читать призрак книги, который появлялся перед тобой. А можно было и попросить, и тебе выдавали точную копию той книжки, что тебе приглянулась.
В этот раз Вилли получил необыкновенный подарок: он стал счастливым обладателем настоящей книги с картинками. Книга была очень старая, она грозила рассыпаться на странички, и ее ему подарили родители Антона. Того, кого он знал, как дона Румату Эсторского. Румата, как сказал его отец, любил эту книгу больше всех, и Вилли, перечитывая ее, всегда будет помнить об Антоне. Книга называлась «Три мушкетера» и написал ее писатель Дюма.
Нире показалось, что небо обрушилось на нее. Трясущимися руками она схватила толстый, ветхий том, читая через страницы, пытаясь осознать, что произошло, ища знакомое имя, которое встречалось очень часто, и понимая, что вот сейчас, сию минуту, что-то изменится для нее в этой жизни.
Случайно внимание привлекли слова: «Красная голубятня», и она уже не отвлекалась, читая строчку за строчкой, осмысливая чужую жизнь и не замечая, как стремительно темнеет в комнате. В ту минуту, как четверо друзей покинули гостиницу, чтобы сопроводить Ришелье, а точнее трое, потому что Атос вернулся потом для свидания с миледи, сверкнула гигантская молния и раздался оглушительный удар грома. Все погрузилось во мрак.

* Голованы - мутанты собак, результат радиоактивного загрязнения планеты Сарракш. Появляются в "Обитаемом острове" и "Жук в муравейнике"
** Мак-Сим - Максим Каммерер.
*** Сарракш - Планета Обитаемого острова.


Рецензии