Трескуны

В один из сентябрьских дней, когда осень продолжает набирать обороты, а на огородах  разворачивается генеральная уборка, Ивановна зашла набрать  овощей для борща. Проходя мимо капусты, она ахнула:

- Батюшки светы, что же это деется? Как же это я не углядела? Вроде и шатала вас, – разговаривала она с кочанами, – Как же быть-то?

Забыв про борщ, Ивановна стала шатать в разные стороны, оставшиеся целыми кочаны. Стараясь ослабить корни капусты, наклоняла их влево-вправо, вперёд-назад. Более лёгкие кочаны пыталась даже чуть-чуть поддёрнуть вверх.

- Вы уж, милушки, не трескайте. Рановато вам ещё в засолку. Потерпите недельки две. Там и ваше время придёт, – уговаривала она кочаны.

Успокоив душу разговорами, набрав овощей для супа, направилась Ивановна в избу, доваривать борщ. Но трескуны никак не выходили у неё из головы.

- Что же делать-то? Как же быть? Солить, буди, что ли? Так вроде рановато. Скиснет быстро, –  рассуждала про себя Ивановна.

Но на следующее утро отправилась в огород и вырубила эти два треснувших кочана.

Все в деревеньке капусту шинковали и сквашивали. Но у Ивановны был свой способ засолки капусты. Она её шпарила кипятком. Нет, шинкованную она тоже умела делать, но зашпаренная ей нравилась больше. Да и зубы, пока, позволяли вкушать такую. Способ этот достался ей, как водится, от матушки. Сначала кочан разрезался на четвертушки, и из него удалялась кочерыжка. Раньше она была бы тоже разрезана и сварена скоту. Но, как говорится, тепереча не то, что давеча. Скота Ивановна уже не держала, и кочерыжка отправлялась в компост. Дальше капуста разрезалась на дольки сантиметра  три-четыре. толщиной. Насыпав на дно эмалированного бачка горсть соли, положила верхние листья, а уже на них дольки кочана. Каждый слой сдабривался горстью натёртой моркови и, чуть большим количеством соли. Так заполнила Ивановна весь бачок.  Кипяток к этому времени уже  был готов. Зашпарив капусту, положила на неё деревянный круг и тяжёлый камень-груз.
Только успела Ивановна закончить солить капусту, как открылась дверь, и послышался голос Саныча:

- Ивановна… Ух ты, а что это ты так рано капусту квасишь?

- Ты зачем пришёл? Или по мне соскучился?

- Ну, и это тоже. А вообще-то я за солью зашёл. Кончилась.

- Ты ж вчерась в город с Ондрюхой ездил. Что ж не купил?

- Да вот, голова моя дырявая, забыл.

- Так записывай, чего купить-то надо, и не забудешь ничего, – поучала Ивановна, прибираясь после засолки.

- Писал, да посеял где-то. Ондрюха завтра снова поедет, так пять пачек мне привезёт. Надолго хватит. И тебе возверну. Мне немножко надо – только супчик посолить.

- Соль и хлеб не надо вертать, аль забыл.

- Так, к слову сказал.

Насыпав соли в солонку, принесённую Санычем, Ивановна молвила:

- Всё, поди-поди. Мне ещё прибраться надо. За капустой дня через три приходи – угощу.

Дня через три Ивановна разложила капусту по банкам, обязательно утрамбовывая её деревянной толкушкой – боле войдёт. И с этого момента обычные «походы» в гости на чай переросли в раздавание засоленной капусты. Первой подарок получила Ильинишна.
 
- Ну, и пошто ты несёшь? Скоро и сама насолю.

- Скоро-нескоро, а моя уже готова.

- Что-то ты ныне торопишься капусту-то прибирать?

- Так, треснули заразы. Не углядела.

- Я ж тебе говорила, что надо шатать их.

- А я не шатала, – с обидой в голосе отвечала Ивановна, – несколько раз принималась.

- Ну, видать, не шибко шатала.

- Силы-то не те. Ну да нет худа без добра. Всех угощу – вот и разойдётся. Сама-то я уж наелась. Ничего получилось. И ты попробуй, не побрезгуй.

- Скажешь тоже, у тебя капуста всегда вкусная получается. Антону моему шибко нравится – угощу. Обещал в выходные заехать. В лес захотелось. Грузди хотел проведать.

- Вот и славненько. Я ему домой трёхлитровую наложу. Пусть угощается. Да меня добрым словом, глядишь, помянет.

Почти такой же разговор повторился и у Петровны.

- Ну, и ты туда же. Что вы с Ильинишной за дурочку-то меня держите? –  с обидой отвечала Ивановна на укоры Петровны, – Шатала и не раз.

- Ну, не сердись-не сердись. Я ж любя. А за капусту спасибо, вкусная она у тебя получается.

- Так с душой делаю.

- Вот и славно!

Так день за днём, обошла Ивановна с гостинцем почти всю деревню. Односельчане радовались разносолу и вовсю благодарили Ивановну. А та была довольнёхонька, что её трескуны пришлись кстати жителям деревеньки.


Рецензии