Капитан Блад

Кто не знает романтического и элегантного флибустьера капитана Блада? Кто в детстве не зачитывался книгами «Одиссея капитана Блада» и «Хроники капитана Блада», написанные Рафаэлем Сабатини?

Как и большинство моих сверстников, я прочитал «Одиссею капитана Блада» в школьные годы, взяв книгу из школьной библиотеки. Помню, что для этого мне пришлось постоять в очереди, которую вели в школьной библиотеке, потому что прочитать об удачливом пирате хотели все мальчишки в нашем поселке.

Снова я вспомнил роман Раффаэля Сабатини, когда в 1991 году на телевизионные экраны страны вышел советский фильм под таким названием. Правда, главных героев фильма играли иностранные актеры Ив Ламбрехт и Валери Жанне,  но зато в нем снялось много отечественных – Александр Пашутин, Леонид Ярмольник, Альберт Филозов и другие.

Уже в XXI  веке, когда практически любой старый фильм можно было найти и посмотреть в Интернете, я посмотрел несколько экранизаций этого фильма, чем немало удивил свою жену: «Зачем смотреть фильм, весь сюжет которого ты знаешь и уже видел, только с другими исполнителями?». Но все же я смотрел, благо есть персональный компьютер, и я ни от кого не завишу.

А никто не задумывался, почему человек с таким типично итальянским именем и фамилией считается английским писателем? И кто же был настоящий прототип легендарного литературного пирата? Ведь все реальные морские разбойники: Морганы, Дрейки и прочие Черные бороды рядом не стояли с благородным красавцем Бладом?

Рафаэль Сабатини родился в 1875 году в семье известных оперных певцов – отец тенор Винченцо Сабатини по национальности был итальянец, мать (сопрано) – англичанка Анна Траффорд. После рождения сына они продолжали выступать и, решив, что гастрольная жизнь не для ребёнка, отправили маленького Рафаэля в Англию, к родителям Анны, которые жили в маленькой деревне у Ливерпуля. Патриархальный уклад английской деревушки идеально располагал к саморазвитию, и мальчик погрузился в чтение книг, совершенствуя знание английского языка в дополнение к родному итальянскому.

Уже тогда он пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие книги прочитал именно на английском языке. Самое большое влияние на Сабатини оказали произведения Даниэля Дефо, причем не «Робинзон Крузо», а «Всеобщая история пиратства», «Дневник чумного года» и ряд других, а также биография самого Дефо. Последний в юности был участником восстания герцога Монмута против Якова II, потом был сторонником Вильгельма Оранского, активно участвовал в политике, часто меняя убеждения, некоторое время сидел в тюрьме. Дефо стал для Сабатини настоящим кумиром. Он хотел походить на писателя во всем.

Когда Сабатини было семь лет, его родители закончили артистическую карьеру, забрали сына и переехали в Португалию, где в городе Порту открыли школу пения. К итальянскому и английскому языкам, которыми он владел с раннего детства, добавился еще и португальский. Через несколько лет Рафаэля отправили учиться в Швейцарию, где он, естественно, добавил к числу известных ему языков французский и немецкий — и первые его пробы пера были именно на французском языке, в швейцарской школе. В возрасте 17 лет Рафаэль Сабатини покинул школу, и его отец, сочтя, что свободное владение пятью языками поможет сыну сделать карьеру коммерсанта, отправил его в Англию.

Блестяще зная 5 европейских языков, Сабатини вернулся в Англию (Ливерпуль) и начал карьеру коммерсанта. Поступил на службу в крупную торговую компанию, где курировал иностранную переписку с партнерами. Но эта работа тяготила молодого человека. Из скучного мира деловых писем и деклараций его тянуло в овеянную приключениями и романтикой реальность его сочинений.

Рафаэль Сабатини начинает писать в конце 1890-х годов. А уже в 1902-м появляется первая новелла «Поклонники Ивонны». Через 2 года из-под пера автора выходит исторический роман «Рыцарь таверны», повествующий о борьбе за власть Оливера Кромвеля, разворачивающейся на фоне Англии периода XVII века. Эта работа приносит Сабатини первый успех. Автор заключает договор с издательством и оставляет нелюбимую работу в торговле.

Несомненный талант и удача помогли ему. Он быстро сумел заинтересовать своими рассказами ведущие английские журналы. В 1901 году он вообще получил контракт на роман, ещё не написав ни одного. В 1904-м вышла его первая книга. В 1905 году, с выходом второй, он совсем отказался от коммерческой карьеры и целиком посвятил себя литературе — каждый год писал по повести или роману, не считая рассказов. В том же году он женился на дочери преуспевающего ливерпульского коммерсанта и переехал в Лондон. Правда, произведения Сабатини, тех времен сейчас малоизвестны читателям. Да и тогда они пользовались лишь небольшим и мимолетным успехом. В 1910-х годах он пишет ряд произведений, посвященных биографии своего любимого политического деятеля Позднего Средневековья – Чезаре Борджиа. Этот исторический персонаж предстает в романах «Суд герцога» и «Жизнь Чезаре Борджиа», «Знамя быка» (1912).

В годы первой мировой войны писатель как английский подданный стал работать переводчиком в военной разведке. И не только переводчиком, иногда ему поручали выполнять рискованные шпионские задания. Но не бросает литературное поприще. Отойдя от темы дворцовых интриг, автор погружается в приключенческую тематику. На этот раз герой его романа «Морской ястреб» (1915) - корнуолльский джентльмен Оливер Трессилиан, который волею судьбы, пережив предательство близких людей, становится благородным разбойником - грозным корсаром по прозвищу Сакр аль Бар (Морской ястреб).

Пока читатели наслаждались новым сочинением любимого автора, Сабатини взялся за очередное произведение. Идея написать «Ночи истории» (1917) пришла во время работы над архивными документами. Исследуя события прошлых лет, литератор не раз натыкался на белые пятна, странные и недоказанные факты и решил собрать воедино самые загадочные истории и преступления последних столетий с небольшой долей авторской интерпретации. В итоге получился 2-томный труд в жанре исторической прозы.

К 1921 году литературный стаж Рафаэля Сабатини насчитывал уже четверть века, но именно тогда к писателю пришёл успех — с выходом в Англии, а позже в Америке, романа «Скарамуш», повествующем о времени Великой Французской революции. Книга стала международным бестселлером. Ещё больший успех сопутствовал его роману «Одиссея капитана Блада» (1922).

Первое произведение знакомит читателя с событиями Великой французской революции, на фоне которых развивается жизнеописание молодого адвоката Андре-Луи Моро, вынужденного бороться со своими врагами под маской шута-комедианта Скарамуша.

В работе над «Одиссеей…» Сабатини вновь возвращается к излюбленной морской тематике. На этот раз его главный герой – Питер Блад, бакалавр медицины и бывший военный. По подозрению в государственной измене Блад был приговорен к повешению, но вместо казни продан в рабство в Вест-Индию, откуда начал свои пиратские скитания по волнам Карибского моря.
Считается, что одним из прототипов капитана Блада является легендарный английский пират XVII века Генри Морган. Однако очевидно, что автор взял за основу только масштабную личность этого человека, его совершенство в искусстве управления флотами, но никак не чрезмерную жестокость и бессердечие. Герой Сабатини - человек чести и верен своим заветам, а еще в его сердце живет настоящая любовь, которая в итоге и приводит к мирной жизни.

В романтичном пирате Собатини воплотил образ своего кумира – писателя Даниэля Дефо. Конечно, облагородил его, добавил романтизму и любви, но все-таки основные вехи реальной биографии Дефо полностью соответствуют литературной жизни капитана Блада.

«Одиссея капитана Блада» оказалась на высоте читательского успеха. Издатели то и дело просили заключить договор на переиздание. Произведение стали переводить на другие языки. Такой приятный ажиотаж вдохновил писателя на продолжение. Так были написаны еще 2 книги, вошедшие в трилогию: «Хроника капитана Блада» (1931) и «Удача капитана Блада» (1936).

Третья книга вышла уже после экранизации романа в 1935 году. За экранную постановку истории взялся выдающийся американский режиссер Майкл Кертиц, главные роли в фильме сыграли звезды Голливуда Эррол Флинн и Оливия де Хэвилленд. Именно эта экранизация произведения Сабатини мне больше всего понравилась. Играют красивые актеры, фильм динамичен, заставляет сопереживать героям.  Кадр на заставке к произведению как раз
из этого фильма.

Также на волне успеха «пиратской тематики» Сабатини пишет роман «Черный лебедь», который посвящает уже непосредственно Генри Моргану и его приключениям. До конца 30-х годов литератор пишет романы «Венецианская маска» (1934) и «Меч ислама» (1939). К 1940-м годам болезнь заставила Сабатини замедлить творческий процесс, хотя он написал несколько работ за это время. Одна из них – роман «Колумб» (1941) о жизни великого первооткрывателя. Последний роман в библиографии мастера, «Игрок», увидел свет в 1949 году.

В 1905 году Рафаэль Сабатини женился на дочери крупного ливерпульского коммерсанта – Рут Диксон. У пары родился сын Рафаэль-Анджело по прозвищу Бинки. В 1927-м парень трагически погиб в ДТП: они с матерью поехали кататься на новом авто, которое юноша получил в подарок от родителей за успешное окончание школы. Рут, которую выбросило из машины, выжила, а парень скончался от полученных травм.

Смерть единственного сына погрузила писателя в тяжелую депрессию, на фоне которой последовал развод с Рут в 1931 году. Одинокий писатель уезжает из Лондона и селится в Клиффорде, купив маленький уютный дом у озера. Здесь за работой и тихими холостяцкими радостями в виде рыбалки он коротает время, постепенно излечиваясь от тоски.

Новый прилив жизненных сил писатель ощущает после перемен в личной жизни: в 1935 году он во второй раз женится на бывшей свояченице, скульпторе Кристине Диксон, приняв ее взрослого сына Ланселота как родного.

Однако странный рок, казалось, преследовал литератора. В 1940 году Ланселот, только что поступивший в ВВС Британии, разбивается в авиакатастрофе прямо на глазах у Сабатини и его жены, делая маневр над их домом в Клиффорде. Случилось это, опять же по странному совпадению, в день смерти Бинки. Причины возгорания самолета так и не выяснены.

Женившись на Кристине, писатель каждую зиму стал ездить на швейцарский курорт Адельбоден – кататься на горных лыжах. В январе 1950 года они с женой, по обыкновению, отправились в долгожданную поездку, хотя Сабатини был уже очень слаб. Пережитые потери детей не могли не отразиться на его здоровье. Почти все время литератор проводил в постели, а 13 февраля 1950 года Сабатини скончался. Романиста, написавшего около пятидесяти книг и множество рассказов, не стало. Похоронен Рафаэль Сабатини в так полюбившемся ему Адельбодене. Его могилу украшает не фотопортрет, а прекрасный памятник, выполненный рукой супруги Кристины. Сабатини изображен упавшим, лицом вниз, рука его сжимает ручку, верный инструмент его творчества.

Произведения Рафаэля Сабатини уводят читателя в мир невероятных приключений, благородных мужей, яростных баталий и страстной любви. Творчество писателя зарождалось как увлекательное хобби, а признание пришло в зрелости, когда он уже получил опыт работы в британской разведке. Автор написал более 50 прекрасных романов и новелл, но на вершину славы и богатства его вознесла знаменитая «Одиссея капитана Блада».

Библиография
• 1902 – «Поклонники Ивонны»
• 1904 – «Рыцарь таверны»
• 1906 – «Барделис Великолепный»
• 1911 – «Суд герцога»
• 1912 – «Жизнь Чезаре Борджиа»
• 1915 – «Морской ястреб»
• 1917 – «Ночи Истории»
• 1921 – «Скарамуш»
• 1922 – «Одиссея капитана Блада»
• 1931 – «Хроника капитана Блада»
• 1932 – «Черный лебедь»
• 1934 – «Венецианская маска»
• 1936 – «Удача капитана Блада»
• 1939 – «Меч ислама»
• 1941 – «Колумб»
• 1949 – «Игрок»


Рецензии