Не внял батыр предупреждению
Аллагуват на Ногайской дороге между Уфой и Оренбургом был как проходной двор. Здесь пролегали торговые пути. Аул считался богатым, так как здесь селились люди самого разного рода-племени: башкиры, татары, русские, чуваши и другие. У каждого из них был свой уклад, свое ремесло, свой товар, который можно было продавать заезжим купцам и путникам.
Быть зажиточными, конечно, неплохо, но уж очень беспокойно. В те времена людей, охочих до чужого добра, было премного. Вот и надо было защищать аул от лихих людей, непрошенных гостей. Когда наступал такой час, самые отважные, в кулачном бою умелые, а иной раз и с оружием способные за себя постоять, выдвигались вперед. Становились они своего рода «отрядом самообороны».
Чтобы для заезжих с недобрыми намерениями, не была неожиданностью встреча с бойцами, в те времена был обычай: на въезде в аул вкапывать в землю обгоревшее бревно. Таким был «дорожный знак» того времени. Это не означало, что деревня после пожара, бедная, взять нечего. Намек был простой: живут здесь не погорельцы, а люди, способные дать отпор всяким лихим налетчикам. Сегодня обгоревшее бревно означало бы в ГАИ прочие опасности. То есть «будь начеку», мало ли, что может случиться, если задумал, что худое людям делать.
Но жизнь – непредсказуемая штука, поэтому происходят казусы,которые потом становятся легендами. Одну из них и рассказал мне краевед Рустам Билалович Сафиканов.
- От деда и прадеда, - начал Рустам Билалович, - а те, в свою очередь от своих предков, которые жили в Аллагувате не один век, слышал, что батыр Салават Юлаев решил со своим отрядом присоединиться к Емельяну Пугачеву и направился на пристань в Стерлитамаке. Дорога пролегала через Аллагуват.
Дело было к ночи, темнело. Но так случилось, что Юлаев-младший то ли не заметил на въезде обгоревшее бревно, то ли так спешил от усталости, что пренебрег предупреждающим знаком. Словом, отряд въехал в аул. Местные жители в ночное время не очень-то разобрались, с какими намерениями оказались всадники.
В то время о будущем национальном герое Салавате Юлаеве мало кто слышал. Он был молод – лет двадцати. Кто-то мог быть знакомым разве что со стихами. Но в ночное время в аул он въехал явно не как поэт стихи читать при лучине.
Насторожились аллагуватцы. Всадники остановились на ночлег. Как вели себя «гости» ночной порой, история умалчивает. А наутро сюрприз ... Отряд Салавата остался без лошадей. Позже разобрались. Аллагуватцы вернули коней, а некоторые даже присоединились к отряду повстанцев на своих лошадях.
P.S. Эта легенда говорит о том, что аллагуватцы во все времена умели за себя постоять, не считаясь с чинами и званиями. Это выработало особый характер. Неспроста ведь потомки после войны не только восстановили хозяйство, но и создали колхоз-миллионер имени Марла Маркса, который попал в 1960-е годы под каток - строительство нефтехимического комбината. А жители стали пересенцами в соведних городах и районах. Но характер аллагуватцев остался прежним - стойкий народ.
Из книги Михаила Сафиканова
"Легенды Земли Юрматы и города Садавата""
Свидетельство о публикации №221092600543