старая скрипка, часть 1



(байки времен перестройки)
часть 1
В не большой комиссионный магазин заходит солидного возраста мужчина со скрипкой в руках, осмотрев витрины с хрустальной и фарфоровой посудой, подошел к пирамидам, увешанных одеждой, шубами и пальто, посмотрел на ярлыки с ценами и выбрал себе красивую дубленку. Примерил, снял, потом снова примерил и обратился к продавцу, который стоял уже рядом, разглядев в мужчине потенциального покупателя.
- Очень дорого, не смогли бы вы немного снизить цену.
- Если вы действительно собираетесь ее покупать, то небольшую скидку я обещаю.
- Хорошо, тогда придержите дубленку и никому ее не продавайте, а я поеду домой за деньгами и через пару часов буду здесь, таких больших денег я собою не ношу, это и опасно.
- Если вы хотите чтобы я дубленку сохранил для вас, то вы должны оставить какую-то сумму в залог, без залога дубленку я не могу хранить для вас, а если кто-нибудь сейчас придет и захочет ее купить, а вы вдруг передумаете или жена вас отсоветует и не приедете, я тогда потеряю покупателя.               
- Денег у меня с собою очень мало, хватит разве только на такси, хотите я оставлю в залог мою скрипку, - и он слегка приоткрыл футляр, - это старинный инструмент.
- Хорошо, езжайте и поскорее возвращайтесь, до закрытия магазина осталось три часа.
Мужик уехал за деньгами, а продавец принялся что-то веселое насвистывать себе под нос. Минут через двадцать в магазин зашли новые покупатели, два элегантно одетых человека, они с интересом разглядывали различные товары, а потом пошли в отдел одежды и подошли именно к той дубленке, которую выбрал музыкант и попросили продавца показать им ее.
- К сожалению, эту дубленку уже почти купили, ее несколько минут назад выбрал один покупатель, денег у него с собою не было и он поехал домой за деньгами, а в залог оставил вот эту скрипку. Ели бы вы пришли немного раньше, то дубленка была бы ваша, у нас большой выбор красивых и дорогих пальто, посмотрите, да и обещают, что зима будет не очень холодная.
Новые покупатели стали разглядывать пальто, но потом вновь вернулись к той дубленке, около которой стоял футляр со скрипкой, один из них внимательно стал разглядывать футляр,  погладил его рукой и что-то тихо сказал своему товарищу, тот тоже подошел к скрипке и стал  смотреть на футляр. Продавец следил за покупателями, их внимание к скрипке его начинало сильно беспокоить и интриговать, вот тут один из мужчин сказал ему, 
- Не могли бы вы показать нам эту скрипку?
- Это не очень удобно, но наверное хозяин скрипки не будет на нас за это в обиде, да и мне тоже интересно посмотреть на скрипку, я к тому же несу ответственность за все, что находится в этом магазине.
Он взял футляр, осторожно положил его на прилавок и открыл не хитрый замок. На потертом красном бархате мирно лежала обыкновенная скрипка, правда имела она антикварный вид. Не найдя ничего примечательного продавец немного отступил в сторону и освободил место двум посетителям, а они бережно вынули скрипку из футляра и принялись внимательно со всех сторон ее разглядывать, заглядывать во внутрь, пальцами тереть, даже нюхать, а потом осторожно скрипку положили обратно в футляр, закрыли его и отошли в сторону.  Сначала они молчали, потом стали очень тихо переговариваться и даже спорить. Продавец не отходил от скрипки не на шаг, но ему было очень интересно услышать о чем шла речь, только ему так и не удалось ничего расслышать. Неожиданно один из мужчин обратился к нему.
- Уважаемый, а не продадите ли вы нам эту скрипку, мы вам хорошо за нее заплатим.
- Что вы говорите, как я могу продать чужую вещь, подождите, придет хозяин этой скрипки с ним и говорите, через час, полтора он уже будет здесь.
Мужики вновь принялись что-то обсуждать, но продавцу удалось только из обрывков слов уловить слова одного из посетителей, «не жадничай, предложи хорошие деньги и скрипка будет наша».
- Я готов вам заплатить стоящие деньги, не пожалеете.
- Вы меня наверное не поняли, я же вам уже говорил, эта скрипка человека который захотел купить у меня дубленку, у него не было с собою денег и он эту скрипку оставил в залог, чтобы я эту дубленку никому не продал, пока он не привезет деньги. Подождите его и с ним договаривайтесь, если он согласится вам ее продать, то магазину полагаются за это небольшие комиссионные.
Продавец убрал с прилавка скрипку и пошел заниматься своими делами, потому что в магазин зашло несколько покупателей, но глаз с со скрипки и тех двоих мужиков не сводил, а они стояли и о чем-то тихо говорили и исподтишка посматривали на часы и вот, когда магазин вновь опустел, они подошли к продавцу.
- Очень жаль, что не соглашаешься на наше предложение, я готов сейчас заплатить за скрипку 10 тысяч долларов и он вынул из кармана пухлую пачку долларовых купюр, перетянутых резинкой, - в это время его друг сказал,
- Я добавлю еще тысячи три, больше у меня нет, это очень хорошая цена для этой скрипки.
- Нет, нет, я не могу этого сделать, если я уступлю, то меня ожидает большой скандал, хозяин скрипки пожалуется на меня в милицию, мне только этого сейчас не хватало, я не хозяин этого магазина, только продавец. Да и откуда я знаю, сколько она стоит, может быть на много дороже, видно, что скрипка старинная, а значит очень дорогая.
- Хорошо, мы даем тебе 20 тысяч и по рукам, - и он из внутреннего кармана достал еще одну пачку сто долларовых купюр.
- Нет и еще раз нет, я на это не пойду.
- Ладно, раз не соглашаешься, не буду больше настаивать, а предложу тебе вот такой вариант, мы не будем мешать тебе работать, а пойдем вон в то кафе, - и он указал рукой на уличное кафе, которое виднелось из витрины магазина, - и подождем твоего покупателя там. Как он придет, ты его пошли к нам и мы уже сами с ним поговорим. К тебе только одна просьба, ты его подготовь к теме нашего разговора, если сделка наша удастся, я обещаю тебя отблагодарить.

Продавец пообещал просьбу исполнить, мужики пожали ему руку и отправились в указанное ими кафе. Через полчаса, в магазине появился злосчастный хозяин скрипки, он поздоровался с продавцом, обрадовался что дубленка на месте, снял ее с вешалки и стал вновь примерять.
- Вы уж меня извините, пока вас здесь не было я решил взглянуть на вашу скрипку, моя дочка учится в музыкальной школе и мне захотелось сделать ей подарок, ходить по магазинам у меня нет времени, может быть вы продали бы мне эту скрипку.
- Что вы говорите, я музыкант и работаю в оркестре, это мой хлеб, нет это исключено, она досталась мне от моего отца, он не одобрил бы моего поступка.
- Я вам хорошо заплачу и вы купите еще лучшую скрипку, три-четыре тысячи долларов большие деньги сейчас, а я вам могу их дать прямо сейчас, соглашайтесь.
- Никогда, это же старинная скрипка, я вам говорил, она досталась мне от отца, а ему от его отца, у нас в роду все были музыкантами, а скрипка может стоить даже сто тысяч, просто такого покупателя трудно сыскать. Нет я продавать скрипку не собираюсь.
- Очень мне хочется сделать дочери подарок, прямо сегодня вручить ей эту скрипку.
Я предлагал вам три-четыре тысячи, даю пять и по рукам.
- Меньше чем за двадцать тысяч я эту скрипку не отдам.
- Двадцать не стоит мой дом, а вы хотите за какую-то скрипку, пусть даже она будет и старинная. Хорошо, не пять тысяч, а семь.
- Десять и эта дубленка, и скрипка ваша.
Продавец был словно под гипнозом, он потерял голову от желания заработать без всякого труда деньги, он не задумываясь выгреб из кассы и сейфа все деньги, что были в магазине, пересчитал и отдал музыканту. Мужик спокойно положил деньги в карманы, уже своей дубленки, которую во время этого разговора уже не снимал и поспешно вышел из магазина.
Продавец закрыл магазин и отправился в указанное кафе, там его встретило разочарование, покупателей не было. Он сказал бармену, который его хорошо знал, что ищет двух мужчин, с которыми договорился встретиться в этом кафе и описал их внешность. Бармен сказал, что указанные люди видно ждали своего товарища, а когда он пришел, они сели в поджидавшую их машину и все вместе уехали. Вот тут его впервые охватил страх, он начинал понимать, что его кажется обдурили, он вернулся в магазин, взял скрипку и побежал в магазин, где он видел в витрине были выставлены музыкальные инструменты. Магазин был открыт, он подбежал к продавцу и попросил приблизительно оценить свою скрипку.
- Я такие скрипки не принимаю, это не скрипка, а дрова.
В полуобморочном состоянии он вышел из магазина и побрел по улице, пройдя несколько кварталов он натолкнулся на небольшую будку, наподобие тех, где чинят обувь, стены будки были увешаны скрипками, балалайками, различных размеров барабанами и еще всяким хламом. Преклонного возраста старичок ремонтировал футляр для аккордеона.
- Добрый вечер, не могли бы вы сказать мне хотя бы примерную цену этой скрипки, вы наверняка в этом хорошо разбираетесь, - и наш горемыка раскрыл футляр.
- Рублей двести, триста, не более, - потом надел другие очки, видно более сильные и продолжил, - эту скрипку я вчера продал одному музыканту за двести рублей, он мне сказал, что идет на панихиду, а инструмент свой давно уже продал. Дал мне сто рублей, обещал потом занести остальные, но видно забыл, а к вам она как попала? 
- Совсем случайно, если хотите, то могу ее подарить вам.
- Ну что вы, я рад был, что за сто рублей от нее избавился, мне и поместить ее негде.
- Пожалуй я отнесу ее к себе домой, повешу на стенку, она мне будет напоминать, что нужно сначала хорошо подумать, а потом уже что-то делать.

Эта история подлинная, ее мне рассказал сам пострадавший, ему пришлось заложить свой дом, только чтобы выпутаться из долгов, да и нашлись добрые люди, которые одолжили ему денег. Сам же я тогда уже тоже работал в магазине, неподалеку от той комиссионки, особых происшествий у меня не было. Разве вот только, в самом начале моей трудовой деятельности, меня провели, один парень сдал на продажу особые кисточки для макияжа, я взял несколько десятков штук и сказал, что деньги он получит после продажи. Кисточки недели две лежали на прилавке и их ни кто не покупал, уже хотел звонить тому парню, чтобы он пришел и забрал свой товар, но вот однажды, в магазин пришла симпатичная девчонка, увидев на витрине эти кисточки она пришла в восторг,
- Вот именно это мне и нужно, я собираюсь в Польшу и ищу товар, который можно было бы с собою взять, говорят, что такие кисточки там в дефиците.
Она купила все кисточки, что были в магазине и попросила меня связаться с тем человеком который мне их сдал, обещав купить потом все, что у него есть. Вот на это я и повелся, у парня я купил все кисточки, что у него были, огромную коробку и заплатил наличными.
Года через два, при очередной уборке магазина их пришлось все выбросить в мусор.
Хозяин магазина, долго потом мне о них напоминал, но денег за них с меня не взял.


Вот еще одна история, люди, старшего поколения наверняка помнят, что вскоре после начала перестройки многие люди остались без работы и в поиске заработка отправлялись в разные страны — Китай, Турцию, Египет.., где покупали различные вещи, которые потом перепродавали уже у себя дома. В городах стихийно возникали различные вещевые рынки, люди там сбывали привезенный ими из-за границы товар. Они развешивали или раскладывали на различных приспособлениях одежду, сумки, туфли, да все что угодно и часами ждали, что кто-то придет и купит принесенные вещи.
… и вот на рынке появляется красивая, белокурая, стройная девчонка, на высоких каблуках, от ее вида весь рынок в мгновение всполошился. Забыл упомянуть, происходит это все на Кавказе, а там к блондинкам, да вообще к красавицам, всегда особое внимание. Девчонка, рассматривает различные вещи, но особо ни к чему не присматривается, словно просто прогуливается, видно, что ей приятно то внимание, которое ей оказывают и она в ответ всем улыбается и вот она видит у одного продавца ворох разноцветных купальников, она начинает их перебирать и из огромного количества выбирает четыре купальника, а потом обращается к продавцу.
- Мне понравились эти купальники, я их могу примерить? - продавец на мгновение впал в замешательство, а потом громко сказал,   
- Один момент, сейчас все организуем, - и крикнул своим друзьям, - принесите четыре простыни и сделаем ей примерочную, пусть сколько хочет примеряет.
Ребята принесли простыни и на вытянутых руках растянули их, создав подобие примерочной, девчонка взяла купальники и зашла во внутрь. Собралась огромная толпа зевак, через щели в натянутых простынях виднелось голое холеное тело девчонки.
Хозяин купальников в самом начале пытался разогнать толпу, но потом сам стал заглядывать во внутрь и даже, как футбольный репортер, громко комментировать, какой купальник хорошо сидит, а какой покупать не стоит, потом девчонка попросила принести ей зеркало, чтобы самой взглянуть на себя. Короче, действие продолжалось не менее часа, она перемерила с десяток купальников и выбрала три. Расплатилась, одарила толпу бесчисленным количеством улыбок и в мгновение исчезла.
Многочисленные зеваки отправились к своим вещам, которые они оставили без присмотра, чтобы взглянуть на неизвестно откуда взявшуюся красотку. Вдруг, весь рынок вновь пришел в движение, поднялся невообразимый крик, «нас обокрали, воры, держите воров, у меня украли туфли, у меня украли брюки, платье», да мало ли чего в тот день было похищено. Рынок всполошился как муравейник, началась беготня, люди бегали по рынку в поисках воров, но воры, как и та девчонка словно растворились в воздухе. Только у женщин продавцов, весь товар уцелел, а молодые ребята в тот день сильно пострадали.

*   *   *


Рецензии
Весело. Друг сами. Аферисты не спят. У них, по-своему конечно, творческий труд.

Анатолий Шинкин   29.02.2024 20:52     Заявить о нарушении
Согласен с вами, приметные они люди, большого ума и холодного сердца, готовы без малейшего сожаления раздеть до нитки любого, лишь бы достичь своей цели.
Удач вам, Сами.

Друг Сами   29.02.2024 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.