О Малютине Сергее, писателе, публицисте

Владимир КУЛАГИН,
писатель, публицист,
член Союза писателей России
Сергей Малютин: место в жизни

Мне прекрасно помнится, как в Литературном музее г. Курска 28 марта 2015 г. состоялась встреча с курским писателем-публицистом Сергеем Малютиным. Повод для встречи был вполне значительный: из печати вышла его новая книга «Телевидение, которого не было».
В этом издании – не просто анализ знаковых телепрограмм. Это – срез времени – бурного, мало предсказуемого, малопонятного, порой необузданного.
Именно в той сутолоке лихих 90-х – начала 2000-х годов и появились еженедельные колонки Сергея Малютина под рубрикой «У телеэкрана» в «Курской правде».
Это был глоток свежего воздуха, сгусток ярких мыслей и тревожных выводов.
Время и в самом деле было тревожное, особенно в средствах массовой информации.
Был нарушен баланс между свободой слова и ответственностью авторов за состояние умов и нравов.
Сергей Малютин со всей откровенностью и страстностью публициста говорил об агрессивном наступлении телевидения, о вымывании из сознания наших людей русского духа, традиций, нравственных основ, понятий греха и страха.
Именно в этих колонках и вызревала книга « Телевидение, которого не было».               
Еще летом 1998 года со страниц редактируемого им приложения к межрегиональной газете «Славянка» «ТВ-Афиша» Сергей Дмитриевич говорил об опасности агрессивного наступления телевидения и пиратского кино на «традиционные ценности».
С гневом и болью телеобозреватель писал о том, как «наша просвещенная либеральная интеллигенция осознанно или неосознанно помогает развращать своих соотечественников…путаницей в головах, отсутствием твердых нравственных представлений о том, что такое плохо и что хорошо, ссылками на «новые ориентиры» и «новые ценности».
И в течение многих лет Сергей Малютин являлся для курян мудрым и много знающим гидом в сложнейшем мире телевидения. Его колонки «У телеэкрана» в «Курской правде» стали не просто обстоятельными комментариями к отечественным телепрограммам, а предметом высокой публицистики, глубокого осмысления информационного фона современной телеиндустрии. С.Малютин одним из первых в России обеспокоился отсутствием в журналистском цехе элементарной социальной гигиены.
Это С.Малютин дал жесткое, но точное определение пресловутому рейтингу TV из четырех «С»: смерть, сенсации, скандалы, секс.
О какой бы передаче или цикле передач не писал С.Малютин, во всем чувствовался безупречный художественный вкус, обостренное социальное чутье, незыблемость гражданской позиции. Впрочем, он прекрасно проявлял себя и в литературной и театральной критике.
Сергей Малютин не успел состариться в гостях у Времени. Он ушел от нас на исходе марта 2018 года в расцвете творческих сил. Будучи духовным лидером творческого люда Курска и области. Потому что жил по совести и по любви. Понимая, что Любовь – частица Бога в каждом из нас.
Всем своим творчеством он множил такие понятия, как честь, совесть, достоинство, ответственность, верность родному причалу. Он смотрел на мир особым взглядом и имел обо всем свое суждение. И отвечал за каждое слово, за каждую строку им написанного или сказанного.
Его работы и поныне важны для понимания культуры, искусства, журналистки, человеческой души.
Перечитывая его, полной мерой ощущаешь, как грустно, и в то же время светло думал он о своих современниках. И с какой болью воспринимал всяческую порчу человеческого материала.
Безусловно, все лучшие качества в нем были от воспитания и от самосовершенствования. Он чувствовал себя своим во всех видах культуры и искусства.
Давайте вспомним места его творческого взросления: школа, Курское музыкальное училище (класс баяна), Курский ТЮЗ «Ровесник», факультет русского языка и литературы Курского пединститута (ныне университет), где потом преподавал на кафедре литературы. Учительствовал в глубинной сельской школе Глушковского района.
И почти четыре десятка лет трудился в системе кинофикации и кинопроката. Открыл первую в регионе видеотеку. Стал заслуженным работником культуры и почетным кинематографистом РФ, лауреатом премии имени писателя В.Овечкина.
В 2007 году за телеобозрения С. Малютин был назван «Человеком года» в номинации «Публикация года».
А спустя шесть лет вышла из печати и эта удивительная книга публициста «Телевидение, которого нет».               
 А в 1980 году создал и возглавил киноклуб «Встреча». Это особая страница в биографии Сергея Дмитриевича. Она была очень дорогой его сердцу. Движение любителей кино стало в Курске не просто массовым, но и высокоинтеллектуальным явлением.
В последние годы оно естественным образом вылилось в уникальный культурно-просветительский проект «Кино в театре», задуманный и успешно реализованный С.Малютиным вместе с комитетом по культуре Курской области.
И я горжусь, что наша семья была активным членом этого киноклуба. У нас даже хранится Почетная Грамота за подписью Сергея Малютина, которой мы с моей супругой Валентиной были отмечены в день 10-летия проекта «Кино в театре». В этом документе нам выражена «искренняя благодарность за неизменную преданность уникальному культурно-просветительскому проекту, а также исключительную любовь к российскому кинематографу».
И не зря С.Малютин был почитаем не только в кругу кинолюбителей, но и журналистов, писателей, актеров, работников культуры практически всех сфер. Потому что обладал основными признаками настоящего интеллигента, личности незаурядной, духовно богатой и цельной. В своих публикациях, выступлениях перед зрителями он не давал никому расслабиться и забыть о возвышенном, подлинном, а не придуманном мире псевдоискусства.
По натуре своей человек необычайной скромности, С.Малютин щедро отдавал свой талант борьбе с бездуховностью, «клиповым мышлением», с дешевой развлекательностью и погоней за сенсациями в отечественных СМИ.
Как-то в минуты откровенности Сергей заметил, что боле всего он боится прожить жизнь впустую, недостойно. Не потому ли там, где он появлялся, становилось чище в душах, светлее в умах. Врожденное чувство интеллекта позволяло ему сочетать и творческий азарт, и азарт деловитости, и не только умение слушать, но и слышать других.
И всем своим существом призывал изучать, прежде всего, свою страну, слышать и понимать ее. А не заглядываться на яркие фантики европейских государств с их вывернутой наизнанку идеологией толерантности, разрушения семейных устоев, отхода от религиозных ценностей.
Он любил ссылаться на выдающегося знатока  литературы, искусства и благочестия Фазиля Искандера, который подмечал, что вся серьезная русская и европейская литература – это по сути бесконечный комментарий Евангелия. Ведь никто еще не познал границ Рая или Ада.   А мы тем временем всегда пытаемся в каждом облаке уловить тень Всевышнего.             
Вот и Сергей Малютин, казалось, вел диалог с другим временем и другими мирами. И не был простым прохожим в жизни, а созидателем. Ибо считал целью своего пребывания на Земле – преображение: нравов, человеческих отношений, социальной среды, культуры и искусства.
И совершенно он не понимал и не принимал тех, кто выставлял себя «всезнайкой».
 
Как там, у Александра Блока:

И у тех, кто не знал, что прошедшее есть,
Что грядущего ночь не пуста,
Затуманила сердце усталость и месть,
Отвращенье скривило уста…

Впрочем, для С. Малютина будущее тоже было полно загадок. Но оно в его понимании никогда не вставало пустым. Потому что он был уверен, что грядущее зависит только от нас сегодняшних: что мы положим в его основание, таким оно и будет.
 Либеральная модель мира привлекательна, но слишком коварна. Это Сергей Малютин тоже понимал более широко, чем многие из его современников.
Некоторым может показаться, что Сергей был всеяден. Но это не так. У него были любимые книги, фильмы, картины, песни, мелодии. То есть то, что его волновало и учило воспринимать разные оттенки человеческой натуры и жизни в целом. Он просто умело и тщательно фильтровал потоки информации.
Поэтому С. Малютин старался жить в разных человеческих измерениях. Он жил на перекрестке многих искусств. И, создавая коллективный портрет курских поэтов на страницах газеты «Курская правда», он, конечно, не перевернул наших представлений о поэзии, тем не менее расставил очень важные акценты в творческих биографиях ведущих поэтов соловьиного края.
Он был своим человеком в курском Доме литераторов. И воспринимал его не как, скажем, стадион, где мы удовлетворяем свои амбиции и страсти, а как храм, где писатели исповедуются перед читателем.
Здесь ему легче было понять природу отношений между писателем и его героями, писателем и читателем. А мы убеждены, что читатель любого возраста входит в мир его книг и героев не со страхом, а с любопытством и радостью. Такова общая интонация его произведений. И их притягательная сила.
К сожалению, Сергею Малютину не хватило воздуха домыслить, досказать, допеть то, чем была переполнена его душа. Но его проза до сих пор несет для нас благую весть.
      
11.09.2021
Курск


Рецензии