Осенью
Пока ждали , когда закончится дождь, ходили в лес , не боясь промокнуть. Таня любила эти прогулки в любую погоду , а для дяди это был обязательный ритуал: сходить в лес до или после копки картошки, насобирать поздних грибов. В лесу пахло мокрой хвоёй, прелым листом. Излишняя влага уходила в мох, поэтому на обувь не налипало столько глины, как на тропинках деревни. Ходить в лесу было легко, и сейчас , склоняясь над кустами картошки , таская вёдра в ограду ,Таня проклинала эту деревенскую глину, которая затрудняла и так тяжёлую работу.
Картошку ссыпали в ограде ,чтобы подсохла. После обеда разъяснилось , и работать стало веселее. К вечеру устали так ,что на предложение родителей истопить баню, все отказались. Долго сидели на скамейке в ограде, разговаривали. Танин муж Васька был суетливый, болтливый, не очень умный. Таня знала это, но вот жили, притёрлись как-то. А мужики относились к нему иронически ,не принимали всерьёз. Кто не знал его, с недоумением смотрели ,если он ляпал что- нибудь невпопад в общем разговоре. Женщины к нему относились терпимо, потому что с ними он разговаривал ласково, говорил комплименты. Иногда посмеивались, но в общем даже симпатизировали. Танин отец не любил Ваську, считал , что он испортил жизнь дочери. Они часто ругались ,но нужна была физическая сила , без чего в деревне не проживёшь, и Таня снова звала его к родителям. Сейчас Васька то сидел с ними .то бегал на кухню к матери , надеясь , что она даст ему выпить. И когда он вставал ,за ним с лаем начинала бегать маленькая собачонка, стараясь ухватить за пятки. Васька всерьёз пугался ,вскидывал длинные ноги, стараясь быстрее забежать на высокое крыльцо. Остальные покатывались от смеха : столь большой разницей в габаритах были долговязый Васька и маленькая собачка.
С утра стали убирать подсохшую картошку в подполье. Нагребали в вёдра , а Васька носил в дом , ссыпал там . Работал он быстро ,азартно , было приятно смотреть, и даже отец одобрительно крякал ,подхваливал. К обеду управились . Мать накрыла на стол, поставила всё, чем радует осень: красные помидоры ,порезанные с лучком, огурцы , свежую картошку со сметаной. И бутылку водки! Таня думала , что в этот раз обойдётся без выпивки, и радовалась. Она знала, что пьяный муж становился неуправляемым, пёрла из него дурь. Но для матери это было законом гостеприимства : угощение должно быть с выпивкой. И с этим ничего нельзя было поделать!
Дядя не пил вообще. В молодые годы он чуть не умер от неумеренного пьянства, лечился и с тех пор не брал спиртное в рот. Поэтому бутылку выпили отец с Васькой . После обеда стали собираться . Мать бегала ,суетилась, собирая деревенские гостинцы. Загрузили в дядину машину. Таня радовалась , что дядя подвезёт их, что не надо тащиться на автобусе. Мужики вышли покурить , а Таня с матерью стали убирать со стола.
Вдруг со двора раздался какой-то шум, страшные крики .Отчётливо послышался визжащий , вибрирующий звук. Такой Таня слышала ,когда резали поросёнка. Бросив всё, они с матерью ринулись из избы. На крыльце сидел невозмутимый дядя, глядя на орущих и матерящихся ,махающих руками Ваську с отцом. Отец схватил палку и изо всех сил огрел Ваську, он завизжал и побежал из ограды. Этот его визг и напугал их с матерью. Еле успокоили отца. Это была их очередная ссора, подогретая винными порами. Таня вышла из ограды : Васьки нигде не было. Улетучилось хорошее настроение. Она сердилась на мать ,что поставила им выпивку, на отца за его несдержанность, но больше всего на неумного болтливого Ваську ,испортившего этот прекрасный осенний день.
Надо было уезжать. Проходившая мимо соседка сказала ,что видела ,как её муж садился в попутную машину .Таня немного успокоилась. Дядя и машину вёл основательно , спокойно. Везде осень раскидала разноцветные краски. Проплывали золотые рощицы ,жёлтые и кое-где зелёные поля, и Таня невольно залюбовалась этой красотой, отвлеклась от грустных мыслей. Проезжая мимо деревень, везде видели склонённых людей ,копающих картошку, полные мешки, расставленные по полю, наполненные вёдра. " Вот так осенью вся Россия кланяется земле - кормилице,"- подумала Таня. Она любила осеннюю пору .Даже тяжёлый труд - копка картошки- вызывал у неё чувство удовлетворения. Помогли родителям, сделали запас на зиму. Её как-то по- детски удивляла и восхищала эта способность земли рождать снова и снова цветы , фрукты ,овощи... Цвести самой без участия человека! Мир был прекрасен! Впереди её ждал неприятный разговор с мужем ,рутинная работа. Но душа её была открыта этому миру осенней красоты.
Свидетельство о публикации №221092700110