Человекообразный

             
Ольга.
        В  1995 году в конторе железнодорожного  цеха жила парочка волнистых попугайчиков. Он был голубого цвета, какой часто встречается среди этих пернатых, а она была необычного окраса - белая с синими пятнами.  Он умел подражать женскому смеху операторов, а она просто попискивала о чём-то своём. По зову природы она отложила несколько яичек и высиживала их. Я попросила подарить мне из будущих птенчиков того, который будет похож по окраске на свою мать. 
        Но, мне позвонили из ЖДЦ в пятницу в конце рабочего дня и сообщили, что один птенец уже вылупился, ведёт себя очень энергично, повредил себе уже на лапке один коготок,  и  они боятся оставлять птенца на два выходных, опасаясь за его жизнь.
     - Может возьмёшь его? Правда, он не такого цвета как ты хотела.   
     Я согласилась, и  мне вручили маленькое беспокойное пернатое существо. Это было в конце мая, родители уже перебрались на дачу, и я передала  им птенчика в картонной коробочке из-под торта "Чародейка".

СанСаныч.
       У нас на даче была пустая клетка, оставшаяся от предыдущего попугайчика по имени Гоша, который воспользовался моментом и улетел в прилегающий к даче лес. Я даже втуне ходил по лесу, надеясь, что он образумится и прилетит ко мне.
      Пока мы ехали на машине в сад, то из коробочки всё время раздавались  вопли и стуки,  нелюбовь к поездкам на машине осталась у него на всю жизнь.   А ведь ещё в детстве я проводил опыты на курах. Если курице закрыть колпачком голову, то она затихает и как бы спит. Может быть в коробочку попадал свет сквозь дырочки, проделанные для вентиляции?
      Привезли, пересадили в клетку и стали обсуждать, как нам его назвать. Так как мы не могли определить мальчик это или девочка, то решили назвать его «Шурочка». Позже, когда у него посинела восковица над клювом, стало ясно, что это мальчик, но к этому времени он уже начал произносить своё имя — Шшшурочка, и кликать его Шуриком мы не стали.

Галина.
      Открыли дверцу клетки, и Шурочка начал пытаться летать. Он нас напугал. Летал зигзагами, врубался в стену в углу комнаты и падал на пол, не в силах снова взлететь. Со временем освоился и очень полюбил СанСаныча. Садился ему на плечо и чистил ему волосы в ушах и под носом.
     Летом, когда Шурочка повзрослел, он уже хорошо летал, любил сидеть на люстре. Клетку мы не закрывали. Меня напрягало только то, что он  повсюду оставлял за собой следы жизнедеятельности. Но тут уж ничего нельзя было поделать — так уж устроила это у птиц природа.
     В одну из холодных ночей Шурочка угнездился на ночь у СанСаныча под мышкой. Тот накрыл его ещё сверху одеялом и так, не шевелясь, провёл ночь. Утром у себя под мышкой он обнаружил кучку гуано, но зато Шура не простыл.
 
СанСаныч.
      Один раз мы не уследили, и Шурочка вылетел из дома и сел на ветку сливы, растущей перед крыльцом. «Неужели повторит судьбу Гоши?» - взволновался я и не делая резких движений вышел на крыльцо, увидел его на ветке и позвал: «Шурочка, мальчик, иди ко мне».  Было видно, что он страшно напуган, крепко вцепился в ветку, и  мне пришлось снимать его как котенка с дерева, встав на табуретку.

Галина.
       Каждое лето мы брали его с собой на дачу. Попугайчиков не рекомендуют кормить «человеческой» пищей. Но что с ним было делать?
        Я напекла на даче блины, Шурочка тут же прилетел и стал аккуратно клевать ещё тёплый блин. Я пыталась его отодвинуть, но он ущипнул меня за палец и сказал: «Нельзя обижать птичку». Он любил колбасу, а особенно капусту из щей. Садился на край  тарелки СанСаныча,  аккуратно вытаскивал капустный листок и склёвывал его, периодически очищая себе клювик о тарелку. Хвостом к тарелке никогда не поворачивался.
      
Ольга.
     Ещё он любил варёную курятину. Мы его укоряли: «Каннибал ты, Шурочка», а он знай свое : «Шурочка - мальчик. Хороший».  Может быть своим пристрастием к людской пище он и подорвал себе здоровье.
     А ещё он любил склёвывать зернышки с ягод клубники.
     А ещё он любил купаться на даче в траве мокрушке, распластываясь в ней крыльями.
     А еще с интересом наблюдал из клетки, вынесенной на улицу, за трясогузками и освоил фразу «Хочешь на дачу к трясогузкам?».

СанСаныч.
      С годами Шурочка освоил около двадцати фраз. И иногда произносил их к нашему изумлению к месту и согласно  обстоятельствам.
      Помню, пришёл я с работы и Шурочка, который свободно летал по квартире, прилетел ко мне в прихожую, сел на плечо и сказал: «Соскучился». Я был растроган до слёз. 
      Или как-то к нам зашёл Виктор Васильевич, Шурочка подлетел к нему и спросил: «Пить хочешь? Может по пивку? Пойдём?». На это Василич серьёзно ему ответил: «Спасибо, Шурочка, я не хочу».
      А вот  Юрик всегда отвечал: «Хочу», наливал в кружку пиво, ставил на стол  и Шурочка склёвывал пивную пенку,  умиляя  его.
      Вечером Шурочка залетал в клетку и сонно бормотал из набора: «Шурочка-птичка», «Спать, Шурочка», «Птички все на веточке, только Шура в клеточке».

Галина.
     Как-то пришли слесари - менять в квартире отопительный стояк. В то время ЖКХ был в составе комбината, и ремонтировать отопление посылали рабочих из цехов. На одном из них была одета ворсистая суконная куртка, из тех, какие  выдавали для предохранения от случайного попадания кислоты. Шурочка сразу заинтересовался этой курткой, сел рабочему на плечо, начал что-то говорить и выщипывать ворсинки из куртки. Когда рабочие собрались уходить, то Шурочка не хотел расставаться с обладателем суконной куртки. И только моё вмешательство: «Шурочка, ты куда?» остановило его. Мужик, кстати, был не против взять Шурочку с собой. 

СанСаныч.
      Шурочка повзрослел и стал уделять повышенное внимание своему отражению в зеркале. Прыгал, отрыгивал на зеркало, и неустанно нахваливал себя: «Шурочка хороший», «Шурочка Долгов - способный ученик», «Шурочка - мальчик».

Галина.
     Это был сигнал, и мы купили самочку тоже синего цвета, которую назвали Фенечкой.
  Шурочка её очень любил и освоил ещё две фразы: «Фенечка-девочка» и «Фенечка, тоже птичка». Фенечка была смирной, глуповатой птичкой, но Шурочку  любила и чистила ему пёрышки. Когда она умерла, простудившись по нашей вине на даче холодной осенью, то Шурочка очень горевал и часто повторял её имя.   

Галина.
      В 99 году родилась Маша. Шурочку очень интересовал процесс  кормления её грудью. Садился рядом, но на безопасном расстоянии, и повернув головку наблюдал.
Машу он опасался пока та не подросла. А Маша долгое время считала, что Шурочка всё понимает и  разговаривает осмысленно. Только уже когда она ходила в детский сад и у неё возникли сомнения по этому поводу, спросила об этом меня и я разочаровала её, сказав, что Шурочка просто запоминает слова и их повторяет. Кажется Маша не до конца в это поверила, так иные высказывания Шурочки звучали очень убедительно.

СанСаныч.
      У себя в дневнике я нашел запись: «18.10.99. Вчера отвёз Шурочку и Фенечку домой. Сам ещё живу на даче.   19.10.99. Пошёл снег, и я съехал с дачи.  20.10.99.  Весь вечер поил Фенечку настоем ромашки, а ночью обогревал электрокамином. Утром она уже лежала на полу клетки и тяжело дышала. Ольга сделала укол антибиотика, но это не помогло».

       Похоронил Фенечку в саду под сосной в саркофаге -  баночке из-под кофе.  Через месяц я купил новую Фенечку, зелёного цвета, но Шурочка на неё не реагировал.  Наверное, надо было покупать синюю. Фенечка номер 2 была отвратительного нрава, щипала за лицо и выгрызла всю штукатурку у карниза на кухне. Но была способной и научилась у Шурочки говорить 4 слова, правда, очень чётко, но без эмоций. В декабре 2005 года и Фенечка 2 тоже простудилась и умерла. Третью Фенечку покупать не стали.
      А уже  20 июля 2006 года я обнаружил Шурочку лежащим в клетке без признаков жизни.  До этого он уже месяц болел, был ослаблен. Мы выносили его на травку, и он тихо лежал изредка что-то щебеча. Ольга сказала, что из-за неправильного питания у него заболела поджелудочная железа. Похоронил его рядом с Фенечками.
      Позже на этом кладбище животных были похоронены хомячки Василий и Пачкун, а также сомик, который прожил в аквариуме 8 лет, сожрав за это время всех гуппи и меченосцев.   
      Сейчас грустно звучат  строки:
                В семье прижился, кажется, навек,
                Не попугай, не человек.
                То грустный, то веселый - разный,
                Наш Шура - попугай человек - образный.

                Сентябрь 2021.


Рецензии