Прогулки по Петербургу часть первая и вторая
Почему-то мне думается, что в ближайшие годы нам не светит свобода передвижений за пределы страны. Чтобы, как раньше, - виза, свободное время, деньги, билет - вперед! Чтоб ни тестов, ни самоизоляций, ни карантинов, ни QR-кодов. Я, по крайней мере, так путешествовать не хочу. Эта дверь для меня закрылась.
Но, как говорила моя тезка Мария, героиня любимого фильма "Звуки музыки", "когда Бог закрывает дверь, он всегда где-нибудь открывает окно!"
И я это окно нашла! Буду гулять по Петербургу! Как я делала в Париже, Берлине, Будапеште и любом другом европейском городе! Или российском - в Казани, Воронеже или Уфе! Люди со всей страны едут в Петербург, чтобы насладиться его красотами, а мне достаточно сесть в троллейбус или трамвай - и я уже на экскурсии. Сойти могу везде, где понравится. И пройтись, сколько захочется. В кафешку заглянуть, чайку выпить с каким-нибудь местным специалитетом или просто вкусной булочкой. И дальше идти бродить по улицам, пока не надоест. Здесь везде есть на что посмотреть!
Но начала я пару недель назад с окраинных новостроек, которые меня давно интриговали! Парнас, Девяткино, деревня Новая Охта. Каково это, когда вся застройка двадцатипятиэтажная и типовая? Похоже на гетто? Или все не так страшно?
На фотографиях эти "человейники" пугают, а в реальности - это добротные дома, благоустроенные районы, с интересными по архитектуре или раскраске, но похожими друг на друга домами. И они очень удачно размещены относительно друг друга, так, что остается пространство и для света и солнца, заглядывающего в окна, и для зелени, и для прогулок. Жилье здесь явно комфортабельное, хотя, видимо, небольшое по площади. Но зато и недорогое. А это важно. Уж лучше маленькое свое жилье у конечной станции метро, чем комната в коммуналке, где веками не было ремонта и куча не всегда дружелюбных и тихих соседей. Конечно, транспорт, дороги, выезды на городские магистрали, перегруженность метро, оно явно мало для разросшегося города - это создает много проблем. Но тут, похоже, пока - либо, либо. Либо недорогое жилье с транспортными неудобствами, либо близость к центру и жилье со своими недочетами - хорошее дорого, а эконом вариант - это комнаты в коммуналках. Но если из этих районов не надо каждый день ездить за их пределы, то там очень неплохо. Чистый воздух, зелень, скверы и парки, благоустроенные дворы. Словом, очень достойный бюджетный вариант жизни, если хочется, чтобы она протекала в Петербурге.
Есть много новых многоэтажных домов и ближе к центру - в Полюстрове, на Кантемировской, на проспекте Медиков, на проспекте Провещения. Дома растут, как грибы. Но это уже совсем другие по цене квартиры.
Удовлетворив свое любопытство по части новой застройки города, я отправилась разглядывать старые районы. Начала с Черной речки, потом двинулась на Петроградку. Но до этого совершила маленькую "кругосветку" через новый вантовый мост - мост Бетанкура. Прошла от Петровского стадиона у метро "Спортивная" через этот мост до Среднего проспекта Васильевского острова у другого выхода с этой станции. Очень интересное было путешествие!
Прогулки по Петербургу (часть вторая)
Со старой архитектурой у меня сложные отношения. Не выношу неухоженную старину. Она красива только во всем блеске своего благородства и стиля, в чистоте и опрятности, а для этого она должна быть отреставрирована или хотя бы приведена в порядок. Иначе у меня ничего кроме досады она не вызывает. Или я ее просто не замечаю.
Я выросла в Ленинграде, до шести лет жила около Владимирского собора, но абсолютно его не помню, хотя память прекрасно воспроизводит и школу напротив дома на Малой Московской, и театр Ленсовета, и Московский вокзал, и полупустой Кузнечный рынок, весь пропахший весной корюшкой, и Сангальский сад с его знаменитой решеткой, куда водили нас гулять воспитатели детского сада. Совершенно не отложился в сознании и Смольный собор, мимо которого я часто в детстве ходила с мамой. А около его монастырской стены мы с ней нередко ждали автобус, который увозил ее в Колтуши, где она работала в институте физиологии имени Павлова. Но никаких впечатлений не осталось. Уже взрослой я поняла почему. Все это было в абсолютно обшарпанном, ободранном, облезлом состоянии. И пролетало мимо сознания. Это мне стало ясно, когда лет 15 назад я решила вместе с иностранным гостем посмотреть на отреставрированный Смольный собор. Тогда я только вернулась в Петербург, город своего детства, после долгого периода жизни в других местах. Когда, мы, повернув за угол, увидели величественный храм, сияющий куполами и небесно-голубыми с белым стенами, я просто задохнулась от нахлынувших чувств! Совершенно божественная красота поражала! Как можно было ее не заметить? Мы обогнулили собор, вышли на улицу Растрелли и двинулись вдоль высокого каменного монастырского забора. И тут я заметила, что мое внимание угасло - часть стены, которая оказалась не на виду, осталась, как и раньше, облезлой и замызганной. Вероятно, такой она была и в моем детстве. Вот, сознание и отторгало такое неприятное впечатление!
Больше всего меня сегодня удручают петербургские старые здания в центре города, утратившие свой первоначальный терракотовый, песочный и даже розовый цвет и кажущиеся почти черными от грязи и копоти. Только на последних этажах слегка пробивается их истинный цвет. В моем детстве такими были многие дома в Ленинграде, кроме самых значимых, типа Зимнего дворца, Академии наук, ее знаменитой библиотеки - БАНа, Аничкова дворца, где был дом пионеров, театров и Московского вокзала. И эта замызганность намертво спаялась у меня в восприятии с их архитектурой, и я долго чувствовала, что отдаю предпочтение новым постройкам из стекла и бетона и не люблю оштукатуренные фасады, прорезанные покрытой вековой грязью рустовкой, украшенные пропитанной копотью осыпающейся лепниной и облезлыми фигурами.
Даже в Риме, осматривая знаменитые развалины античных построек, я почувствовала, что устала от руин, и мысленно взмолилась: "Дайте взглянуть на что-нибудь целое!"
Мне и сейчас нравится современная архитектура, гармоничная и сбалансированная, величественная и грандиозная, отличающаяся хорошим вкусом и чувством меры. Я помню свое восхищение мощью лондонского небоскреба "карандаш" (это небоскреб One Canada Square – с пирамидой на крыше), когда мы проезжали сквозь него на автобусе! Стеклянный необъятный гигант сверкал на солнце всеми своими чисто вымытыми фасадами! А новые здания вдоль Темзы, совершенно невероятной формы, где сквозь прозрачные стены видны вечером освещенные холлы с дивными интерьерами, зимними садами, современными скульптурами!
В своей последней поездке в Париж, когда забастовка парализовала весь город, включая метро, я обрадовалась, что мне выпала, наконец, возможность попасть в Дефанс, новый район небоскребов и деловых центров - стекло, металл, бетон! Единственная работавшая тогда роботизированная ветка подземки заканчивалась именно там! Современный дизайн, стильно и функционально организованное пространство, куда вписывались скверы, фонтаны, зеленые аллеи, смотровые площадки, дорожные развязки. Грандиозно!
Но это не значит, что мне не нравится старинная архитектура, что я не чувствую ее величия и силы! Миланский собор, парламент в Будапеште, кёльнский собор, центр Парижа и Вены, Берлина и Праги, Таллина и Риги - все это поражает и восхищает! Но там все ухожено и отремонтировано. Все фасады чистые. На них не лежит пыль веков, разве что воображаемая.
Наверное, отчасти дело в качестве красок, покрывающих стены построек, в одни пыль и гарь намертво въедаются, другие их отталкивают. Ведь есть много зданий, которые десятилетиями сохраняют свой цвет и чистоту. Однажды, лет 10-15 назад, я видела, как рано утром на 6-й линии Васильевского острова из шланга горячей водой из цистерны мыли первые этажи фасадов домов, и они из почти черных становились чисто розовыми, голубыми, желтыми. И стекла начинали блестеть! Странная в Петербурге привычка годами не мыть окна снаружи! В Екатеринбурге это делают промышленные альпинисты каждую весну. Там немало новых зданий, очень впечатляющей архитектуры, где на фасадах много стекла. И оно сверкает! Город смотрится от этого празднично. Что мешает мыть окна и фасады в Петербурге, мне не понять!
Да что окна! Поднимаясь по винтовой лестнице на новый мост Бетанкура со стороны Чкаловского проспекта, я невольно поразилась толщине слоя пыли на металлических ступенях - в палец толщиной! Подошвы оставляли четкие следы, похожие на те, что показывают на лунных фотографиях, ноги только что не утопали в этих напластованиях. Странно, что эти лестницы никто не убирает, а, думаю, это положено делать.
В некоторых городах проблему сохранения старинных построек решают просто - доводят их без ремонта до разрушения и спокойно без жалости сносят. Так, например, поступают в Самаре с кварталами уникальной купеческой застройки в районе улицы Фрунзе. Но в Петербурге это не прокатит, градозащитники встанут на дыбы. А ждущих ремонта и реставрации исторических зданий в северной столице полно и на Петроградке, и в районе Старо-Невского, и вокруг Александро-Невской лавры, и на Васильевском острове, и в районе Екатерингофского парка. Легче сказать, где их нет. И любоваться красотами города, волей-неволей приходится, постоянно вздыхая и сетуя на разрушительную силу времени. И понимая, что сохранение старины требует огромных денег и добросовестности их использования. Да и прибыли это, скорее всего, не приносит, как строительство нового жилья, которое возникает почти, как в сказке, по волшебству - за одну ночь.
Свидетельство о публикации №221092700151