КрымДок IV

А по-другому и не могло быть. Пиши, не пиши, критикуй, а всё равно организаторы тебя надуют. Даже поговорила с двумя по телефону, и всё равно опоздала на показ. Снова начало фестиваля было не с начала… А до начала. И снова показывают по два фильма одновременно. Ну, что сказать – суки… И где теперь искать прозёванные фильмы?

22.09.21

«I will never stop to dream /Я никогда не перестану мечтать», 2020, Италия, реж. Roberto Giannessi/Роберто Джаннеззи, 49 мин,
Фильм о боксёре – одиноком волке, которому прочат чемпионство. О том, как преодолевал себя.

«Дом, который построила Цогик», 2020, Армения, реж. М. Оганян, 18 мин.
Второй армянский фильм, который смотрю на фестивале и снова сквозит страшная ностальгия по прежним, счастливым временам. Снова страшная разруха. Когда-то молодой архитектор Цогик Аробян спроектировала и построила этот дом для своей семьи. Получила грамоту на всероссийском конкурсе. Несколько поколений живущих сменилось в нём. Кто-то пытался перепланировать комнаты. Последние - мечтают, чтобы дом был сохранён, как памятник прошлому, когда-то новаторскому. Грустно. Ветер во время съёмок сбрасывает вниз лепнину, пытаясь разрушить дом на наших глазах.


«FORTE/Форте», 2020, Аргентина /Франция /Германия /Норвегия /Португалия/ Россия /Великобритания/США, реж. Дэвид Доннелли.

Истории побед трёх женщин-музыкантов. Все они схожи, как схожи судьбы счастливых, успешных, востребованных людей.

«Vozes de Lisboa/Voices of Lisbon/Голоса Лиссабона», 2020, Португалия/ Венгрия, реж. Judit Kalm;r, C;line Coste Carlisle/Юдит Кальмар, Селин Косте Карлизл, 87 мин.

Кому-то показалось, что фильм затянут, а у меня до сих пор перед глазами исполнительница национальных песен. И хочется слушать её ещё и ещё и всех остальных тоже.
Грустная история об одном из районов Лиссабона. Это мы по какой-то глупой традиции привыкли завидовать Европе, стремимся достичь её уровня жизни. А  когда смотришь документальные фильмы о сегодняшнем дне Европы, понимаешь, что завидовать и стремиться – не к чему… Целый район, прилегающий к морю – муниципалитет хочет сделать туристической Меккой. Оказывается, все его жители жили в съёмных домах. Хозяева выселяют постояльцев, делают ремонт в их квартирах и поднимают оплату до такого уровня, что почти никто не может вернуться в свой дом, где родился, где прожил почти всю свою жизнь…
Любимое времяпрепровождение лиссабонцев – кафе, где поют национальные песни фаду.
Теперь это искусство приносится в жертву наживе. Землю, на которой стоит всеми любимое кафе – тоже забирают. Но певцы не сдаются, на какой-то разрушенной верфи пытаются убрать хлам и построить новое кафе. Пока это просто мечты. А в реальности целенаправленно: разрушаются этнические корни народа, рвутся родственные и дружеские связи, уничтожается веками создаваемое искусство. Не позавидуешь Европе…
Радует только одно, что люди любят свои песни, зрители – любят своих певцов, истории любви – вдохновляют поэтов и композиторов и песни рождаются и живут. И дай бог – будут жить вечно.

«Агафья», 2021, Россия, реж. П. Селин, 65 мин.
Узнала про Лыковых из «Комсомольской правды», ещё в юности. Пресса периодически вспоминала о ней, публикуя репортажи и сообщая об очередных бедах староверческой семьи, сбежавшей от мира во время гонений на их веру.
Авторы были искренне удивлены, что за годы отшельничества не сбились люди со счёта и не потеряли Пасху – свой главный праздник. Нам рассказали, как, бегая по ночам на склон горы, она очистила его от растительности и сделала огород, где растёт теперь картошка, морковь и лук.
Поразило, что какая-то тварь, баба безмозглая умудрилась внушить Агафье, что в штрихкодах зашифровано число дьявола и почти всё, что было привезено в подарок – отправилось в печь – все лекарства, крупы, зажигалки, спички, консервы… Человек с умом ребёнка – внушаем,  и как ребёнок верит всякой ереси, всяким вообще безмозглым подонкам.
После обнаружения семьи – геологи умудрились заразить поселенцев какой-то инфекцией, братья и сёстры умерли друг за другом, но они не умышленно. А вот новые «помощники» сделали так, что Агафья вообще осталась без помощи, отказываясь от «бесовских» продуктов.
Мы увидели её дом, её котов, коз, собак. Увидели, как спит она на полу, на шкуре вместе с котами. Как ловит рыбу, перекрывая реку, как сушит творог, заготавливая его на зиму. Как ходит на могилу родителей за 20 км. Услышали рассказ, как чуть не напал на неё медведь, который свалил крест на могиле родителей, только молитва помогла. А ещё в одну зиму, чуть не умерла с голоду.
Маленькие бедки у маленького человека… Сожалеет Агафья о пропаже иконки, которую брали они всегда в дорогу, которую принесли с собой из родных мест. Позарился кто-то. И на книгу старинную позарились, выменяв её на еду в голодный год.
Много дней в году Агафья постится, соблюдая все обряды – бережёт душу. И говорит, что не хочет переезжать в город, где смрад и дым, т.к. пора уже готовиться к другому переезду, в другой город – к отцу небесному.
И тоже этот взгляд, эта смущённая улыбка неугомонной русской женщины стоит перед глазами. И набегают слёзы…

На прошлом фестивале можно было определить лучший фильм этого дня. Сегодня лучших два: про голоса Лиссабона и Агафью.


Рецензии