Армяне спустя год после проигранной войны

Армяне спустя год после проигранной войны.
Аветик Чалабян: «Несмотря на тяжелые потери этой войны, мы должны осознать, что она не завершена»
Общественно-политический деятель, соучредитель фонда «АрАр» Аветик Чалабян сделал публикацию под названием «Спустя год после войны»:
«Прошел год с того рокового дня, когда наша страна оказалась в когтях войны. Война, по своим масштабам и потерям превзошедшая все то, что предшествовало ей, война, пришедшая в дом буквально каждого из нас и разделившая нашу жизнь на две части: до войны и после нее.
В жизни некоторых людей после войны, может, ничего особо и не изменилось, но к той части общества, которая умеет думать и анализировать, пришло болезненное осознание того, что сформированная после 1994 года действительность – прочные границы, боеспособная армия, безопасные дороги – нам уже не гарантирована.
Из-за поражения в войне наша территория сократилась, границы удлинились и стали уязвимее, армия понесла болезненные потери на поле боя, целый ряд стратегических дорог перешел под контроль врага, и он претендует на еще больше территорий в результате предстоящей делимитации, что порой может быть неочевидным в повседневной жизни, но наиболее судьбоносно – наша страна потеряла значительную часть своего суверенитета, стала разменной картой в многомерном конфликте региональных держав, где наши населенные пункты и территории одной теневой договоренностью могут обменяться на какую-либо дорогу в сирийском Идлибе или на какой-нибудь нефтепровод в Ливии.
Спустя год после войны становятся понятны также и глубинные геополитические мотивы, и тот стратегический план, применяя который, враг смог расколоть армянское общество, изолировать его от основных стратегических партнеров и в результате принудить армянскую армию к неравной битве. Даже в этих условиях армия героически сразилась, на многих участках фронта сумела пресечь продвижение врага, причинив ему тяжелые потери.
Однако войну ведут не только армии, но и государства, и даже героически сражающаяся армия не в силах изменить ход войны, если государство проиграло ее. А мы проиграли эту войну с того момента, когда в нее открыто втянулась Турция, без достаточного противодействия со стороны трех основных геополитических центров – России, США и Евросоюза, которые были призваны обеспечить стабильность в нашем регионе.
В результате мы заплатили чрезвычайно высокую цену за неудачи армянского государства – тысячами человеческих жизней, огромными потерянными территориями, колоссальными материальными убытками и, самое главное, потерей уверенности в свои силы.
Несмотря на тяжелые потери этой войны, мы должны осознать, что она не завершена, и мы не имеем права раньше времени опускать руки.
 Азербайджан, воодушевившись победой в карабхской войне, стремится к контролю над  – Зангезуром.  Судьба Карабаха вообще неопределенна. В лучшем случае у нас относительный покой на несколько лет, для того, чтобы восстановить силы, а также общесиловой баланс в регионе, в противном случае нам грозит новая война, в этот раз уже на территории Республики Армения. Враг готовится к этой войне вовсю – каждую неделю проводит военные учения, закупает вооружение в больших объемах, строит новые стратегические дороги, и периодически разными способами проверяет нашу сопротивляемость.
Нам не остается ничего, кроме как противодействовать  врагу, причем, противодействовать по всем фронтам – переформировываясь и укрепляя нашу армию, быстрыми темпами развивая собственную военную промышленность, тренируя боеспособную часть населения и укрепляя приграничные территории  Армении, превращая их в неприступные крепости.
Наряду с наращиванием боеспособности мы должны восстановить международный авторитет армянского государства и сформировать такую систему союзнических отношений, которая сможет эффективно противодействовать турецко-азербайджанскому тандему, и не позволит ее силе безпрепятственно ударить по нам. Это более чем реалистично, учитывая агрессивное поведение Турции в отношении других стран, и тут мы можем сыграть нашу достойную роль, если быстрыми темпами восстановим наши силы и прекратим выпрашивать мир у Турции.
Спустя год после войны мы продолжаем скорбеть по нашим безвременно погибшим героям. Наши братья на передовой своей жизнью заплатили за наше право на свободу и жизнь. Наш долг перед их памятью – отныне жить и действовать так, чтобы враг больше не мог у армянина отнимать жизнь, землю и свободу. Спустя год после войны я склоняю голову перед нашими павшими героями и призываю живых с удвоенным-утроенным усердием строить и защищать нашу общую родину».
Panorama.am   

Мать погибшего майора: «У меня есть факты, и я говорю: Никол, ты продал земли»
Пожилая мать погибшего в третьей карабахской войне майора сегодня была в пантеоне «Ераблур» с фотографией сына в руках.
Она уверена, что если бы у руля власти в Армении не был Никол Пашинян, то война бы не началась, а если бы и началась, то была бы остановлена намного раньше.
«Если бы его (Пашиняна – ред.) не было, армян Карабаха бы не продали. Видите, я не использую слово «сдать»? Карабах продан за деньги, у меня есть факты, и я буду говорить. Никол, ты продал земли, продал страну, потому что она была не твоя. Проклятие церкви Казанчецоц на твою семью», - говорит мать погибшего майора Давида Арушаняна.
Седовласая женщина рассказывает, что ее сын и в жизни был героем, в 30 лет уже был отцом четырех детей.
«Говорят, пять тысяч погибших? Нет, десять тысяч, двадцать тысяч, потому что их матери, сестры и братья тоже умерли с ними. Для меня жизни больше не существует»,- говорит женщина.
Panorama.am

Гегам Назарян: «А нам предстоит пройти еще долгий путь»
Основатель инициативы «Правда для поколений» Гегам Назарян, чей сын погиб в ходе Второй Карабахской войны, пишет:
«Многие обвиняют действующий режим и его главаря в том, что он не прекратил, не остановил войну. Обвиняют и правильно делают, но преступление номер один главы режима, его узкой команды не в том, что не остановили войну, а в том, что принесли ее в нашу страну, наш дом, наши семьи.
Эта война не была неизбежной. Этой войны не должно было быть, с какими бы воинственными заявлениями ни выступали лидеры Азербайджана или Турции. Подобные заявления делались с 1995 года. Да, Азербайджан непрерывно вооружался, непрерывно угрожал, но война стала возможной только после смены власти в 2018 году и последовавших за этим событий.
Неужели вы забыли следующие заявления никола пашиняна – как хотим, так и ведем переговоры, ведем переговоры с нашей точки, ведем переговоры с нулевой точки, я и Алиев установили прямую связь, наши дипломаты тридцать лет облизывали обувь чужестранцев, Карабах – это Армения и точка? Вы забыли веселье и танцы 2 сентября в Шуше?
Да, нужно детально изучить, расследовать, выяснить, почему война не была остановлена на четвертый день, 7, 19 октября, до 9 ноября. Тем не менее, прежде всего, необходимо выяснить, понять, расследовать, почему режим своими решительными шагами принес войну нашей стране, привел Турцию в наш регион – на Южный Кавказ. Тридцать лет Турция мечтала укрепить свои позиции на Южном Кавказе, тридцать лет мечтала начать войну, но у нее ничего не выходило. И одним заявлением – «Карабах – это Армения и точка», а также последовавшим за этим танцем в Шуше нашей стране принес войну.
И пусть никто не забывает выступление никола в Национальном собрании 27 сентября, через несколько часов после войны, а точнее эту часть выступления: «Договоримся об одном: что бы ни случилось, мы никогда не признаем себя проигравшими...»
Разве вы не понимаете, что даже лидер страны с самой слабой армией не сделал бы такого заявления через несколько часов после войны, даже если бы на нее напала самая мощная армия в мире? Разве не ясно, что он уже настраивал общественность на поражение, давая понять, что исход предопределен? Просто наши могущественные 18-20-летние парни вместе со своими командирами превратили заранее запланированную четырехдневную войну в 44-дневную.
Давайте поймем раз и навсегда, что по замыслу турок должен был быть в Ханкенди уже на четвертый или пятый день войны. Наши ребята не допустили, чтобы этот сценарий стал реальностью, поэтому наших ребят не могут простить враги, поэтому даже 27 сентября не объявлен днем траура, нерабочим днем.
В запланированной войне планы сорвались. Это не дает врагу покоя. А тот факт, что через год после начала войны никол появляется в Ераблуре в семь утра, свидетельствует о том, что он осознает содеянное, понимает, что армяне, особенно родители героев, думают о нем. И осознает, что очень скоро он перестанет быть привязанным к своему креслу.
А нам еще предстоит пройти долгий путь. Что касается следственной комиссии, то да, она должна быть создана, те, кто принес войну в нашу страну, обязательно будут привлечены к ответственности. Но самое главное – то, чтобы мы, наша нация сделали выводы, чтобы никому даже в голову не пришло планирование такого преступления. В конце концов, хоть раз мы должны извлечь уроки и сделать выводы.
И специально в конце повторяю: никогда не говорите, дескать, жаль ребят. Никогда не говорите. Ребята сделали свое дело, ребята сознательно пожертвовали для Родины самым дорогим, а вы, а мы должны иметь хотя бы одну десятую их мужества, не подчиняться неконституционным требованиям и решениям режима, опасаясь потерять работу».
Panorama.am

АРФД: «Кровь тысяч погибших сыновей требует встать на ноги»
«К сожалению, власть не откликнулась на призывы о национальном единении».
Год назад, 27 сентября 2020 года,  началась карабахская  война.
Об этом говорится в заявлении, распространенном АРФ Дашнакцутюн.
В заявлении, в частности, говорится:
«Через несколько часов после начала войны Верховный орган АРФД объявил о прекращении внутриполитической борьбы, и, подчеркнув важность национального единства, призвал представителей своих рядов и народ записаться в добровольцы, на что откликнулись сотни армянских сынов и отправились на фронт. В ходе 44-дневной войны мы также представили власти многочисленные предложения, направленные на исправление ситуации.
К сожалению, власть не откликнулась на призывы о национальном единении. Более того, их бездарные действия во внутринациональной, внутриполитической и дипломатической сферах в течение трех лет привели в дни войны к  разрушительным последствиям и на военном фронте, а также к катастрофическому поражению.
Спустя год после войны, мы находимся перед судьбоносным перипетиями - с подорванным суверенитетом, тяжелыми человеческими, территориальными потерями и серьезными угрозами безопасности для  Армении.
Императив обеспечения существования армянской государственности и приостановления отуречивания Армении требует избавления от власти, которая привела нас к поражению,  предала наши национальные интересы, подорвала суверенитет, национальную безопасность и территориальную целостность РА, которая не смогла гарантировать реализацию права армян Карабаха на самоопределение.
Дорогие соотечественники, наша политическая повестка не изменилась. Кровь тысяч сыновей, погибших за наше право жить, требует встать на ноги, предотвратить вызовы, угрожающие существованию государственности Армении, и внутренний политический кризис, достичь достойного мира с сильной государственностью».
News.am


Рецензии