История Палкинской МТС 30-ые г. 20-го в

    Для понимания заявленной мной темы необходимо задаться вопросом. Что такое МТС? МТС (машинно-тракторная станция) в СССР это государственное предприятие, обеспечивающее колхозы и совхозы, а в начальный период и единоличные хозяйства, сельскохозяйственной техникой.      Машинно-тракторные станции осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и сдавали её в аренду колхозам. Плакат того времени гласил: «Где работает МТС, там колхозник больше хлеба ест.»  МТС создавались как опорные пункты в деле социалистического переустройства сельского хозяйства и оказания помощи колхозам в организации и ведении их хозяйства на современной технической базе и научных основах.
    В далёком 1927 году в совхозе им. Шевченко Одесской области была образована первая в стране тракторная колонна, в следующем  году она была преобразована в машинно-тракторную станцию. Директором этой МТС был А. М. Маркевич, который впоследствии стал заместителем наркома земледелия. Его, нашумевшая в своё время, книга «Межселенные машинно-тракторные станции», 1929 г. (21тип. «Мосполиграф») с предисловием Г. К. Кржижановского была настольной книгой директоров первых МТС. (репрессирован в 1933 году, посмертно реабилитирован в 1957 году).
    Проанализировав опыт работы первых МТС, Совет труда и обороны (СТО) 5 июня 1929 г. принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций». Вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций, сокращённо – «Трактороцентр». Повсеместное строительство МТС началось после постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».
    Но вернёмся к Палкинскому району Ленинградской области того времени. Вот что писали селькоры в районную газету «Льновод-коллективист» в том же 1930 году. «Окружком Палкинскому району отпускает 20 тракторов, вместо отпуска 8 предполагавшихся. Палкинскому РИКу предложено приступить к дополнительному заключению договоров и подготовки земельного массива для обработки». Но сначала предполагалось создавать машинно-конные станции МКС, о чём также писала районная газета от 30.04.30 года:  «На днях Райпосевштаб по организации машинно-конных станций очевидно скажет – довольно, покончен вопрос – больше не нужно ни песен, ни слёз. Наметили организовать по району 4 МКС, а потом 3 остались только на бумаге. Райльноколхозсоюз и лица, выделенные для организации МКС, для своей бездеятельности нашли 3 причины: 1. Новое дело, пока нет такого опыта. 2. Крестьянство не так отнеслось к МКС, 3. Работы не велись. Значение и выгода МКС крестьянам не разъяснены. Был дан кредит на это дело 21800 руб, однако сельхозинвентарь находится до сих пор на складах союза.» Эти сведения говорят о плохом состоянии дел на первом этапе становления первых станций. МТС имели всё-таки более современную техническую базу по сравнению с МКС, которые в дальнейшем не прижились на селе. Пока в Палкинском районе не было своих МТС, на колхозных полях района работала техника из соседнего Островского района, где уже была создана МТС. Вот что писал селькор о плохой работе этой МТС: «Завезённые трактора работают с большими перебоями. МТС неаккуратно доставляет горючий материал и не все тракторы обеспечены прицепным инвентарём. В колхозе «Путь Ильича» 2 трактора испорчено, 5 – без прицепного инвентаря, и только один трактор работает». Селькор пишет далее: «На складах Райльноколхозсоюза  маринуются 115 плугов, 35 пружинных борон, 27 сеялок, 35 сортировок и 10 триеров.» Из вышеприведённого ясно, что в районе назрела крайняя необходимость создания собственной МТС.
     Палкинская МТС была введена в строй в 1931 году. На пустыре, около деревни Новая Уситва  за короткое время были построены ремонтные мастерские, кузница, гараж, машинные сараи и жильё. МТС обслуживала 50 колхозов. Первым директором Палкинской МТС был Анатолий Иванович Игнатьев, родился в 1912 году, большевик. В 1932 г. по инициативе С. М. Кирова был назначен директором этой МТС. Проработал на этой должности 5 лет. В декабре 1938 года был избран первым секретарём Псковского окружного комитета ВКП(б).
    В начале 30-ых годов на полях района работали 27 тракторов «Фордзон-Путиловец». В 1933 году в МТС было 30 тракторных плугов, 9 дисковых борон, пять 24-рядных сеялок, 9 сложных молотилок. В 1938 году стало 60 тракторных плугов, 11 дисковых борон, 23 сеялки и 15 молотилок. За пять лет объём тракторных работ увеличился более чем в 8 раз. Число трактористов выросло до 200 человек. В 1936 году Палкинская МТС полностью перешла на хозрасчёт. При Палкинской МТС была создана группа для подготовки трактористов.
    На начальном этапе развития МТС на их балансе находилась вся сельхозтехника: тракторы, комбайны, сеялки и многие другие сельхозорудия. Трактористов и комбайнёров обучали из крестьян тех колхозов, поля которых обрабатывались районной МТС. В 30-ые годы колхозы и совхозы не обладали теми финансовыми ресурсами, которые позволяли бы купить самостоятельно сельхозтехнику, поэтому колхозам легче было рассчитываться за обработку земли натурпродукцией: зерном, картофелем и др. МТС сыграли положительную роль в деле увеличения производительности сельского труда. Техника помогала крестьянину быстрее справляться с сельхозработами и обрабатывать большие площади сельхозугодий. Заинтересованность в такой обработке была налицо. Кроме того, появился новый тип крестьянина под названием механизатор, который был уважаемым человеком в деревне. Противники колхозного строя понимали привлекательность машин, поэтому зачастую портили сельхозтехнику, подкарауливали и избивали первых трактористов, но советское государство твёрдо стояло на защите своего детища.
    Благодаря развитию МТС в стране стали строиться свои предприятия сельскохозяйственного машиностроения, которые позволили насытить МТС сельхозмашинами, при чём машины, например – комбайны, постоянно совершенствовались, что положительно сказывалось на качестве обработки земли и сборе урожая. Сельские механизаторы в большинстве своём были коммунистами и комсомольцами, и они вели за собой сельскую молодёжь. Хотя не везде в деревнях были клубы, но именно механизаторы были инициаторами новых молодёжных традиций.
    Уже в 1930 г. началось соревнование тракторных бригад района. Трактористы брали на себя повышенные  обязательства. Об этом в газете «Льновод-коллективист» от 10 июля 1930 года было дано такое объявление. «Трактористы соревнуются и ставят своей задачей: экономить ГСМ, добиваться разумного отдыха трактористов, организовать ударный труд на ремонте сельхозмашин, использовать на 100% работу тракторов, поднять качество обработки на 15%, не допускать порчи тракторов. Всю работу выполнять по-ударному и в установленные сроки. Ст. бригадир Степанова Анна.»
    В 1939 г. газетно-журнальное и книжное издательство Ленинградского Совета РК и КД выпустило книгу : «Палкинская МТС. Опыт работы Палкинской машинно-тракторной станции». Автором этой книги был Николай Егорович Егоров, который прошёл трудовой путь от тракториста до директора МТС.
    На биографии и трудовых подвигах этого человека я хочу остановиться поподробнее. Родился Николай Егорович в п. Палкино в 1912 г., рос в бедной семье. Его отец погиб в первую мировую войну. Работал в бедняцком хозяйстве. В 1930 г. вступил в колхоз, откуда в 1931 г. был направлен  в  Палкинскую МТС на двухмесячные курсы трактористов. После окончания курсов он стал работать на новом тракторе советской конструкции Харьковского тракторного завода и проработал на нём пять лет. В начале 30-ых годов рекордная выработка на трактор по стране составляла 1200 га за сезон.  Н. Егоров с напарником, работая круглые сутки, достигли такого же результата. Это уже был стахановский показатель. Все трактористы Палкинской МТС включились в стахановское движение. Через два года тракторист Н. Егоров добился ещё бОльших результатов: за смену выработал в переводе на мягкую пахоту 436 гектаров. В начале 1936 г. он взял новое обязательство: выработать 600 га, а вместе со сменщиком – 1000 га. 13 мая 1936 г. он засеял рекордную площадь зерновых 39,6 га и доложил об этом в телеграмме на имя А. Жданова, в то время руководителя Ленинградской области. В ответной телеграмме есть такие слова: «Пусть ваш прекрасный почин послужит примером для всех трактористов и явится началом широкого движения трактористов Ленинградской области за массовое перевыполнение норм, за стахановские тракторные бригады в МТС». После этого Егоровское движение среди трактористов Ленинградской области набрало более высокие темпы. Трудовые успехи молодого тракториста способствовали началу его общественной и политической деятельности. В 1936 г. его избрали делегатом на 8-й Всесоюзный съезд Советов, на котором  он голосовал за принятие Конституции СССР 1936 года. В 1937 г. Николай Егоров был избран депутатом Верховного Совета СССР. Простой деревенский парень 25 лет стал государственным деятелем, совмещая работу в высшем органе советской власти с работой трактористом в Палкинской МТС.
    В начале 1937 г. Николай Егоров получает под своё начало тракторную бригаду. И уже на весеннем севе бригада Егорова заняла первое место в соревновании бригад. В том же году решением Ленинградского Обкома ВКП(б) кандидат в члены ВКП(б) Егоров Николай Егорович был назначен на должность директора Палкинской МТС. Заранее отметим, что Николай Егорович проработал в этой должности 22 года.
    Под руководством коммуниста Н. Е. Егорова Палкинская МТС стала одной из самых передовых в Ленинградской области. Её техника работала на полях 57 колхозов. Трактористы-стахановцы МТС довели выработку до 1000 га на один трактор. Вот эти герои: А. Цветков, М. Егоров,  Никитин, Степанов. Время не донесло их имена, но их трудовой подвиг остался в памяти народа. В составе Палкинской МТС  в 1938 г. было 24 тракторных бригады и в них трудились новые ударники и стахановцы. Одним из них был Николай Степанов, уроженец деревни Небоги, который закончил курсы трактористов, а затем получил права на вождение прицепного комбайна «Коммунар». В 1938 г. он за уборочный сезон на комбайне «Коммунар» убрал зерновые с площади в 303 га, выполнив 76 сменных норм. 14 августа того же года Николай Степанов убрал 17,06 га хлебов, что явилось наибольшей выработкой среди комбайнёров Ленинградской области.
     Не отставали от мужчин и женщины-крестьянки. Вот характерный факт того героического времени. 6 декабря 1936 г. в Палкинском райкоме комсомола собралось совещание жён и сестёр трактористов, которое решило использовать зиму для изучения тракторов и всей сельхозтехники. Слово молодых женщин и девушек не разошлось с делом. Всего в ту зиму на курсах трактористов и комбайнёров занималось 36 женщин. Весной они включились в полевые работы и вот первые результаты. Трактористка Женя Миронова выполнила норму на вспашке на 140%. Похвально отзывались о молодой трактористке Ане Михайловой, работавшей на полях колхоза «Безбожник». В Палкинской МТС были две женские тракторные бригады: одну возглавляла Евдокия Семёнова, другую – Александра Игнатьева. Многие из девушек-трактористок во время уборки пересели на комбайны и добились высоких показателей на уборке зерновых.
    Об успехах Палкинских механизаторов были хорошо информированы руководители партии и правительства. Указом от 4 апреля 1939 года за выдающиеся успехи в сельском хозяйстве, в частности за достижение высоких показателей по льноводству и животноводству работники МТС были награждены орденами и медалями: орденом Ленина – Степанов Николай Степанович – мастер комбайновой уборки, орденом трудового Красного Знамени – Егоров Николай Егорович – директор Палкинской МТС, орденом Знак Почёта – Лапин Пётр Емельянович – зам. директора по политчасти Палкинской МТС, медалью «За трудовую доблесть» - Голубев Фёдор Фёдорович – старший агроном Палкинской МТС.
    Палкинская МТС вышла в первые ряды машинно-тракторных станций Ленинградской области и включилась во Всесоюзный конкурс соревнования на лучшую МТС. Своих передовых позиций не теряла Палкинская МТС до начала Великой Отечественной войны, и в этом огромная заслуга всего трудового коллектива МТС и его талантливого руководителя, самородка из народа, Егорова Николая Егоровича.
 

 


Рецензии
Написано про 30-е годы, годы Великого перелома с любовью и знанием этого вопроса.Впечатление- кто-то из Ваших близких был при становлении МТС.
Мне близка тема и то время.Бабушка старая Ленинская большевичка с 18-го года,участница обороны Царицына(моей родины Сталинграда).
Молодежи не интересны трудности их дедов.
Прочитал с большим интересом и вниманием.Понравилось, зеленая кнопка.
С уважением,Владимир

Владимир Харченко   20.03.2022 01:20     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Владимир! Вы правы, мой отец отработал в этой системе после войны 25 лет до самой пенсии. Тема МТС - огромная тема, все кто берётся за неё - молодцы.
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   28.03.2022 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.