Открыл для себя Россию

Беседуя в очередной раз с липецким писателем Александром Пономарёвым, я услышал от него такую фразу: «Я открыл для себя Россию». После этой встречи я тоже заново открыл для себя коллегу-литератора, с которым, знаком был уже несколько лет. Однако прежде чем поделиться своими впечатлениями об Александре, хочу кратко представить читателям его биографию.
Александр Анатольевич Пономарёв родился в Липецке в 1969 году в семье студентов-филологов Липецкого педагогического института. Родился прямо на госэкзамене по русскому языку, что, по мнению самого Александра, предопределило его дальнейшую судьбу. Учился Александр в липецкой средней школе № 5 в одном классе с Эдуардом Беланом, ставшим впоследствии Героем России. Армейскую службу проходил в ГДР мехником-водителем в танковых войсках.
По окончании филологического факультета ЛГПИ был приглашён на работу в органы внутренних дел РФ. Служил в разных подразделениях, был участковым, сотрудником ОМОН при УВД Липецкой области.На счету у Александра Пономарёва семь командировок на Северный Кавказ. Участвовал в спецоперациях, боестолкновениях и войсковых операциях. Награждён медалями «За отвагу», «За отличие в охране общественного порядка». После тяжёлой контузии ушёл в отставку в звании подполковника милиции. На гражданке служил завлитом в Липецком государственном театре кукол.
В настоящее время Александр Пономарёв является членом Союза писателей России, автором семи книг прозы и драматургии. Шесть спектаклей по пьесам Александра Пономарёва поставлены на профессиональных подмостках театров страны.
Возглавляя не первый год писательскую организацию «Воинское содружество», в которой творчески трудятся бывшие военные Советской армии и Военно-морского флота, включая Героя Советского Союза Юрия Чурилова, я отчётливо вижу разницу между теми, кто в своё время носил на плечах погоны, а затем посвятил себя писательству, и чисто гражданскими литераторами. Офицеры воспринимают мир более конкретно, лучше разбираются в людях, так как не терпят двурушничества и предательства, больше доверяют делам, чем словам. Будучи руководителем, я сознаю, как важно находить общий язык с разными людьми, понимать, что ты часть коллектива. Вот и Александр б;льший отрезок жизни провёл в коллективах, где не прощают обмана, где твои действия и помыслы отчётливо видны и понятны сослуживцам. Именно поэтому мне было интересно как можно больше узнать о нём, чтобы понять, что движет в жизни им и подобными ему людьми.

«За нас. За вас. За Северный Кавказ»

Александр Пономарёв искренне убеждён:все те слова,что он заносит на бумагу, рождаются свыше. Однако этому предшествует ряд событий, которые как бы готовят человека к очередному этапу жизни.
Для Александра путь в большую литературу случился неожиданно. Если бы Пономарёву за полгода до того, как он начал писать, кто-то сказал, что тот будет писателем, Александр просто рассмеялся бы, хотя в глубине его души всё-таки теплилось желание рассказать о пройденных четырёх годах войны. Анализируя несколько произошедших с ним случаев, Пономарёв понял, что остался жив каким-то удивительным образом. Видимо, Господь дал ему возможность продолжить существование на земле, чтобы он выполнил очередную важную миссию. Какую, Александр тогда ещё не мог понять. И только оказавшись на гражданке и начав писать, он почувствовал, что должен рассказать всю правду о войне, поведать о том, что видел и пережил сам.
Дебютная книга«За нас. За вас. За Северный Кавказ» сначала была размещена в Интернете, а затем издана в 2008 году в Москве. В неё вошли и одноимённая повесть, и пьеса «Эпоха Водолея». Повествуя о Липецком ОМОНе и боевых действиях на Северном Кавказе, Пономарёв старался привлечь внимание к бойцам и тем событиям, о которых многие до сих пор слышали лишь вскользь. Выступая в липецких школах и рассказывая о чеченской войне, Александр спрашивал ребят, что они знают о старшем сержанте милиции Андрее Теперике и военном враче Эдуарде Белане. Слушая их поверхностные сбивчивые ответы, Пономарёв в очередной раз с горечью вспоминал боевых товарищей, которых он потерял в той войне. Это укрепляло Александра в желании сохранить память о них, сделать всё, чтобы ни один из них не был забыт, потому что все эти парни были настоящими людьми.
Александр Пономарёв вспоминал:
– Почему-то на войне все настоящие.Видимо, потому, что война других отторгает: воры, склочники, предатели там долго не живут. Они уходят в мирную жизнь и назад уже не возвращаются. Вообще служба научила меня многому. Например, ты должен быть обязательным: сказал – сделай. Ещё – не болтай. Если узнал какой-то секрет о человеке – пусть он останется при тебе. И ещё: служба научила меня планировать. Без этого никак. В Северо-Кавказском регионе я нёс службу в разных местах: был в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, в Грозном. Где-то случались более серьёзные боестолкновения, где-то мы попадали в засаду, выставляли секреты. Нас выбрасывали на вертушке вечером на горе, и мы до точки, где планировали сделать засаду, должны были пройти двадцать пять километров. Пятидесятикилограммовое снаряжение, плюс своё вооружение – и со всем этим грузом с горы на гору, с горы на гору… Оказавшись на месте, мы выставляли засаду у тропы, по которой эмиссары доставляли оружие, деньги или наркотики, и ждали караван. Обо всём этом я должен правдиво рассказать. Если Господь подарил мне жизнь и дал мне дар умело перенести всё это на бумагу, значит, теперь это моя судьба, и я должен это делать.

Писательство – вещь заразная

Выплеснув на бумагу всё накопившееся на душе (военному человеку, вернувшемуся в мирную жизнь, это крайне важно, потому что война – явление экстремальное, нарушающее привычные понятия и законы), Александр понемногу успокоился и стал по-новому всматриваться в окружающую действительность. Он остро почувствовал: писательство – не временное явление. Если уж начал писать, остановиться уже невозможно, тем более что литературное творчество помогло раскрыть в нём то, что когда-то копилось, но до поры до времени дремало, было не очень востребовано.
Первые литературные опыты Александр создавал ещё будучи студентом-филологом. Став литератором, Пономарёв настроился на литературно-творческую волну. Его жизнь обогатилась непрерывным осмыслением происходящего. Он старается созерцать окружающую действительность и внимательно наблюдать за людьми, их поступками и отношениями. Его произведения могут родиться буквально из одной фразы, которая показалась ему интересной. Что-то услышал, что-то вспомнил, кто-то рассказал ему историю – этого достаточно, чтобы появилась идея, которая затем воплотится в рассказ, пьесу или повесть. В последнее время Пономарёва заинтересовал такой жанр,как приключенческая повесть.
– Писатель – это тот, кто может и нафантазировать, а не только описать свою жизнь, – поделился со мной своим представлением о литературном труде Александр. – Мне интересно придумать такую ситуацию, которой не было, но так логично выстроить события, чтобы она воспринималась как реальная. В своих работах я фантазирую, но, создавая образы главных героев, наделяю их качествами реальных людей, с которыми встречался в жизни. Получаются объёмные живые персонажи.

Общение помогает творить

Александр Пономарёв начинал свою милицейскую службу рядовым участковым. Участок достался ему сложный: частный сектор, выходящий краем в лес, населённый цыганами, безработными. К наркотикам и воровству там многие привыкли. Был случай, когда ночью в него с коллегами стреляли из гладкоствольного ружья. Кто и откуда, установить так и не удалось. Хорошо, что стреляли издалека, поэтому не попали.
– Служба участкового интересна.О ней я когда-нибудь обязательно напишу. Да и вообще, занимательных историй было много, – с улыбкой вспоминает Александр. – Мне всегда нравилось работать с людьми: и когда был участковым, и в ОМОНе, где была текучка: одни приходили, другие уходили, и когда был начальником учебного курса – у меня каждые три месяца приходили новые ребята, и даже когда служил завлитом в Театре кукол. Приходилось разговаривать и с артистами, и со зрителями. Перед спектаклями часто беседовал с детьми.В своё время я был психологом по посттравматическим реакциям – выводил из шоковых состояний бойцов во время вооружённого конфликта. Работал с их семьями и детьми. Благодаря службе я учился находить общий язык с разными людьми, и теперь этот опыт помогает в литературной деятельности и в моих частых поездках как по российским регионам, так и за рубежом – в той же Сирии. Любому творческому человеку необходимо общение.

Все люди по натуре добрые

В Александре Пономарёве мне нравится стремление принимать другого человека таким, какой он есть. Если же Александр не готов воспринимать кого-то в таком качестве, он просто постарается не иметь с ним никаких общих дел.
Пономарёв пытается никого не обсуждать и не осуждать (а это давняя болезнь писательской братии). Он рассуждает так: если тебе кто-то не нравится, лучше не пересекаться с этим человеком, а если уж начал, например, по долгу службы – будь любезен иметь к нему уважение.
– Изначально, пока человек не сделал мне гадость, я отношусь к нему с любовью и уважением, – поясняет свою позицию Пономарёв. – Я всегда открыт. Если кто-то обратится ко мне за помощью, я её окажу. Если же человек ответил мне чёрной неблагодарностью, я не буду с ним ссориться, выяснять отношения, но постараюсь от него дистанцироваться. Понимаю, ничего не бывает просто так. Если со мной поступили неправильно – значит, я сам поступил где-то не так, и это ко мне вернулся бумеранг, который я запустил. В принципе же все люди по натуре своей добрые.
Пономарёв убеждён, что у каждого человека есть выбор. Недаром в сказках герои подъезжают к камню, на котором написано: направо пойдёшь – будет одно, налево – другое.
– Если выбирать прямую дорогу, а не окольную – проживёшь честно, порядочно. Поэтому ничего менять в своей жизни я не собираюсь, – подытожил Александр.

Удивился, насколько прекрасна страна

Александр Пономарёв вместе с поэтом и прозаиком Андреем Новиковым, неожиданно для многих, сначала на «Жигулях», а затем на малолитражке Daewoo Matiz совершили два грандиозных автопробега, чем сильно удивили коллег и привлекли внимание прессы. Конечно, было от чего восхититься: первый маршрут Липецк – Сахалин – Липецк протяжённостью девятнадцать тысяч километров был зарегистрирован в Книге рекордов России как «Самый длинный автопробег литераторов». Второй «литературный автопробег» «Русь изначальная» составил семь тысяч километров. Путешествие началось с Орла, затем они посетили Соловки, Вологду, Кострому, Архангельск, Мурманск и ещё несколько малых городов.
Конечно, таким длительным поездкам предшествовала тщательная техническая и организационная подготовка, хотя коллеги-литераторы до конца реально не осознавали, какую трудную задачу себе поставили. Пономарёв выстраивал маршруты по три-четыре месяца, так как в каждом городе необходимо было появиться в определённый день и час. Допустить чтобы в одном месте что-то сорвалось – и дальше посыпалось… ни в коем случае было нельзя.
– Мы с Андреем, который, кстати, весь путь был за рулём, провели два автопробега и нигде не прокололись, –подчеркнул Александр.
Меня, в отличие от журналистов, которые больше упирали на количество километров и марки машин, в этих путешествиях интересовало другое. Что дали эти поездки коллегам как писателям? Ведь Антон Павлович Чехов ехал на Сахалин не затем, чтобы удивить своим кругосветным путешествием читающую публику. Поэтому я поинтересовался у Александра, чем его поразили русские люди, которые хотя и в одной стране, но живут всё-таки по-разному. Что он открыл в них нового, чего раньше не замечал?
– Я удивился, насколько прекрасна наша страна.Такие места есть, о которых я даже не подозревал! – восторженно рассказывал Пономарёв. – Куда бы мы ни приезжали, нам всегда старались показать что-то уникальное. Оказывается, столько существует интересных мест! Запомнилась трасса Амур – две тысячи километров. Едешь час, два – ни одной машины, вокруг тайга. К тому же нас предупредили, чтобы мы ни в коем случае не сходили с дороги – опасно для жизни. Там в тайге реально водятся дикие звери: волки, медведи, тигры. А какая удивительная природа на Сахалине – совсем непохожая на нашу! И, конечно, поразили меня люди. Они нас не знали, никогда до этого не видели, а встречали как дорогих гостей! Мы обменивались мнениями с писателями Урала, Сибири и Дальнего Востока, разговаривали с местными жителями. Особенно мне запомнилась встреча в Челябинске. Оказывается, челябинцы следили за автопробегом. Нашли о нас всё в Интернете, показали о нас видеосюжет – и на встречу пришло много студентов. Причём пришли ребята, прочитавшие наши произведения, и нам с Андреем предметно задавали вопросы, интересовались городом Липецком, нашими литературными традициями. Встреча продолжалась более двух с половиной часов. Насыщенный познавательными встречами оказался и второй наш автопробег. Мне интересны люди, а если это литераторы – интересней вдвойне. После наших путешествий я на пятом десятке лет по-настоящему открыл для себя Россию.
***
Пономарёв всегда был патриотом, ему всегда нравилась родная страна. Он до сих пор тоскует по Советскому Союзу и считает: когда мы были вместе, мы были сильнее. Поэтому его поездку в 2019 году с Андреем Новиковым в Сирию на военную базу в Тартусе липецкие коллеги восприняли как само собой разумеющуюся. Александр подарил военнослужащим свою книгу «Прозрачное небо Сирии», посвящённую лётчику Герою России Олегу Пешкову.
Одно время Александр считал: честь и доблесть – погибнуть в бою за Родину. Иногда, жалея погибших товарищей и видя в безутешном горе их семьи,Пономарёв думал: «Лучше бы я погиб». Но потом он понял, что у каждого свой путь: у кого-то короче, у кого-то длиннее. Но самое главное – не сколько ты проживёшь, а как.


Рецензии
Прекрасная статья о честном, добром и открытом человеке и незаурядном писателе!

Марина Рощина   13.11.2021 12:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.