Глава 16. Страшная-престрашная математика
Сижу на контрольной работе. Это не просто контрольная – это срез, проверка знаний. Эта проверка проводится по параллелям, и мы, учителя, идём в классы, в которых не работаем. Мы – наблюдатели. Так что я просто сижу, а класс пишет. Вся работа мной, была проделана до того, как ученики получили свои варианты: контрольная составлялась, согласовывалась с курирующим завучем, печаталась, форматировалась, прорешивалась… А вы думали все так просто: раздал листочки и наслаждаешься мучениями детей? Не наслаждаешься, а сидишь в чужом тебе классе и переживаешь, потому что в твоем классе тоже кто-то сидит. Но я переживаю и за этих, чужих мне ребят тоже. Интересно наблюдать за пишущими...
Контрольная работа – не всегда стресс и не для всех. Вот мальчишка сидит за первой партой и строчит, как пулемет. Все знает, все понимает. Ему ничего не мешает – он сосредоточен, мотивирован и знает, что делает. Вторая парта вызывает опасение: парень на парте лежит, зевает, смотрит на часы и считает минуты до конца урока. До конца 38 минут, но мне кажется, что для него контрольная работа – это война! Он мужественно сражается с противником в неравной схватке! На лице отчаяние и скорбь от мысли о возможном поражении. Грызет ручку и с отчаянием смотрит на листок, пытаясь вспомнить, где он видел этого противника. Вспоминает и опять ложится на парту. Как хочется подойти и помочь, но у нас уговор – мы просто сидим в чужих классах, как на экзаменах: там же им никто не поможет! Конечно, у учеников есть несколько верных союзников: память, опыт, настрой...
Один мальчишка не выдерживает и поднимает руку: «Можно спросить?»
Спросить можно всегда, но вопрос вопросу рознь. Он спрашивает меня, как решать задание. Я советую пропустить и решать пока то, что он может решить. Говорю абсолютно спокойно, чтобы не испугать. Проходит минут пятнадцать, ребята начинают ерзать и оглядываться. Они ищут связи. Находят. Пару минут сидят успокоенные и переглядываются: вот он, путь к спасению! Вот он, мой вариант! Сейчас, когда этот надзиратель уткнется в свой планшет и начнет что – то писать (это обо мне), мы договоримся! Зачем она все время поднимает голову? Ей хорошо, ей не нужно писать контрольную работу!
Мне почему-то кажется, что на контрольной дети завидуют учителю. Если бы они знали, что завидовать-то особенно не чему: это учитель сейчас сдает экзамен на профессионализм. Это учителю сейчас придется понять, где он недоработал, что не так сделал. Это учитель стрессует, потому что сам в глаза не видел работу и помочь детям не может.
А до конца урока остается двадцать минут. Все в этом мире относительно, дорогие мои! Помните, что говорили о теории относительности? 3 волоса на голове – много или мало? Если в супе, то много, если на голове – мало. Так и здесь! Для тех кто знает, сорок пять минут – пустяк, маленький, незначительный эпизод из жизни. Для тех, кому математика дается с трудом, сорок пять минут – целая вечность! Отметка – плохой мотиватор, поверьте. Здесь должно срабатывать что-то другое, но оно, как правило, срабатывает в старших классах. Важно, чтобы ребята задавали себе вопрос: зачем мне это нужно?
Есть масса причин, по которым это действительно нужно и когда-то я задавала этот вопрос детям. Привожу ответы:
«Это нужно не мне, а моим родителям».
«Чтобы все знать» (Бедный ребенок, вбили ему в голову этот шаблон, а он еще не понимает, что знать всё не столько представляется возможным, сколько опасным!)
«Математика заставляет человека думать» (я бы сказала – мыслить).
«В математике присутствует логика, а логически мыслить – это значит мыслить правильно».
«Чтобы поступить в университет».
Ответ, который мне понравился больше остальных, пожалуй:
«Чтобы быть умным!»
Михайло Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит!» Разве не истина, скажите? Ну, возможно, географы, историки, химики и остальные наимудрейшие со мной бы поспорили, но автор фразы настолько авторитетен и так много сделал для науки, что лично я не взялась бы опровергать эту аксиому. Именно математика! Царица! Правит бал! Но почему же так сложно детям, порой? Почему и чего они боятся? Откуда идет этот миф, что математика в школе – один из самых сложных предметов?
Все дело в нескольких причинах, которые мы не можем не учитывать, и о которых я позволю себе поразмышлять.
Причина 1. В школьной математике все взаимосвязано, и пропустив какую-либо тему, трудно бывает вклиниться в процесс. Приведу пример. Мальчишка приходит на урок после болезни. У него очень убедительное оправдание: я болел. Согласна, без учителя трудно постигать любые азы. Для того мы, учителя, работаем в школе. Но у единиц, поверьте, вообще не возникает желание дома во время болезни заглянуть в учебник! Не выучить, не попробовать, а просто заглянуть и поинтересоваться: что же они делают в классе, пока я дома болею? Конечно, задача учителя объяснить и помочь, но проблема в том, что ничего нельзя вбить в головы детей насильственным путем. Ребенку сначала нужно объяснить, ЗАЧЕМ ему это нужно, а уж потом вкладывать. Заметили ли вы, мои дорогие, что если раньше дети были «ПОЧЕМУчками», то сейчас они определенно стали «ЗАЧЕМщиками»? Это качественно разные вопросы, и пока современный ребенок не выяснит, зачем ему это нужно, результата можно не ждать. Итак, я часто говорю ребятам, которые приходят после болезни или соревнований или еще каких-либо уважительных причин, что на экзаменах никто не будет интересоваться, почему тебя не было в восьмом классе на уроках. И одна пропущенная тема может стоить тебе, скажем, карьеры! И вся жизнь может сложиться как-то не так, если ты не поступишь туда, куда хотел и у тебя будет нелюбимая работа! А человек, всю жизнь работающий на нелюбимой работе не может быть счастлив по определению. Один из показателей счастья таков: если на работу и с работы человек летит как на крыльях – он счастливый человек. А кто не хочет быть счастливым человеком? Ну чем не мотивация для ребенка? Кто ж добровольно откажется быть счастливым? Никто! Поэтому, говорю я ученику, давай-ка я тебе объясню, а уж потом все зависит от тебя, милый. И как только устраняется пробел, все, как правило, идет как по маслу. Беда, если не устраняется – вот тогда ребёнку становится страшно и математика становится ужасом, а никакой не логикой и уж точно не царицей.
Причина 2. (Он же миф №2). Гуманитарный склад ума. Да, есть дети с определенно гуманитарным складом ума. Но я лично опровергаю этот миф, поскольку сама обладаю гуманитарным складом ума. Одно другому совершенно не мешает, хотя для родителей учеников это оправдание работает на все сто процентов. То есть, у вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: значит ли это, что математике можно научить всех? Я вам открою секрет: можно научить всех и всему, вопрос времени, которого нет! Его катастрофически не хватает для углубленного изучения любого предмета на уроках! Это вам подтвердят абсолютно все учителя. Да, есть дети, которые схватывают на лету, но есть другие дети, те, кому нужно долго-долго сидеть, чтобы понять. А есть те, для которых приемлема только одна форма работы: один ученик – один учитель, и мы не можем не считаться с таким природным устройством головного мозга ребенка. Страх приходит только тогда, когда родители ставят планку: прыгай, милый! Не допрыгнешь – ты неудачник и мы перестанем в тебя верить! Мы же могли, значит и ты сможешь! А если не можешь – должен! Обязан! Мы для тебя все делаем, а ты не можешь? В результате у ребенка появляется этот ужас перед предметом, поскольку он просто пока не умеет прыгать...
Причина 3. Отметка. Ребенок боится получит плохую отметку! И тут, сколько бы мы не пытались объяснять родителям, что ставя отметку, мы не ОЦЕНИВАЕМ ребенка, мы просто отмечаем его уровень знаний по данной теме, и что отметка – это не карательный инструмент. Отметка, скорее, сигнал всем участникам процесса, что где-то пробел, дыра и эту дыру нужно как-то залатать. Вот и сейчас, сидя на контрольной и наблюдая за тем, как пишут ее ребята, я чувствую, что многим попадет дома, если отметка не будет соответствовать представлению родителей об идеальном ученике. Такие дети видны невооруженным взглядом: они растеряны и подавлены, они вертятся и пытаются списать, они начинают плакать... И когда спрашиваешь ребенка, почему он плачет, он отвечает, что его убьют родители, если он принесет домой что-то ниже восьми. А теперь ответьте, кто виноват в страхе ребенка в данном случае?
Причина 4. Учитель. Я не оспариваю тот факт, что все учителя разные. МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ! Учителя в том числе, и совсем необязательно, что все учителя добрые и порядочные. Но я хочу, чтобы вы знали: учитель по определению должен быть добрым к вашему ребенку! Это, пожалуй, то главное, что вы вправе требовать от учителя! Остальное приложится, если будет присутствовать доброта. И уважение! И признание того, чтобы ваш ребенок ходил на уроки без этого мерзкого, так ненавистного мной страха. За что родители должны биться, не побоюсь этого слова, так это за учительскую доброту! Ребенок же априори ее заслужил! Вспомните себя в школе! Учитель был для вас солнцем или грозовой тучей? Что вы чувствовали, идя на грозу без зонта? Я чувствовала ужас, поскольку от удара молнии никто не застрахован! От удара молнии может наступить смерть! И на уроке наступает смерть – не физическая, конечно. Но что-то умирает в душе ребенка и это что-то – вера в учителя, в то, что учитель может все. Да вера в будущее умирает, если хотите... Я знала учительницу, у которой дети писались от страха... Сидели за партами и писались, а потом их выставляли на посмешище...
Звенит звонок. Контрольная работа окончена. Для некоторых это как контрольный выстрел, как трибунал... Девочка протянула мне лист и заплакала. Я прижала ее к себе. Просто обняла... Я ничего не могу сделать – это система. Я не знаю, как ее изменить: контрольные, экзамены, слезы, боль... Так будет до тех пор, пока главной мотивационной силой для ученика будет отметка. Так будет до тех пор, пока наша, родительская педагогическая безграмотность в некоторых вопросах лишит ребенка права на ошибку и поселит в его душе страх и неуверенность в собственных силах на долгие годы, а может даже на всю жизнь. Так будет до тех пор, пока доброта не станет самой главной единицей измерения учительского профессионализма, ибо все остальное он определенно умеет делать...
Продолжение: http://proza.ru/2021/09/27/1716
Свидетельство о публикации №221092700038