М. М. Кириллов Новые люди Памфлет

М.М.КИРИЛЛОВ

«НОВЫЕ»   ЛЮДИ
Памфлет
Примерно в то же время, что и драматург Виктор Розов, я, поражённый только что пережитыми октябрьскими событиями 1993 года,  независимо от него, тогда же написал и позже издал свой очерк «Новые люди» (Саратов, 1994 г.). Я  приведу его здесь полностью. Он о мутантах, описанных В. Розовым (газета «Советская Россия», 1994 г.), только о мутантах в реальном человеческом обличье,  без рогов и чешуи. О тех, кто среди нас и сейчас…
   «Конец октября 1993 года. Поезд «Москва-Саратов». В купе я вошёл первым. Вскоре в него с огромными тюками втиснулись ещё трое. Тюки, баулы, сумки заполнили всё, даже часть прохода и полки. Мне пришлось вжаться в угол у окна. Первый,  подумал я, видимо, босс, второй – кассир, третий – на подхвате, прихлебатель. Я оказался как бы в первом ряду партера – прямо  перед сценой, где началась какая-то пьеса.
      Босс распечатал большую бутыль «Пепси» и поставил на стол ещё 5 бутылок пива. Он налил два стакана - себе и кассиру и жадно выпил. Налил ещё. Прихлебатель тоскливо ждал, когда же нальют и ему. Кассир пил мелкими глотками, продолжая считать. Периодически переспрашивал: «Кофточек было 10 или 11 блоков?» «Колготки тот толстый отдал за 100 или за 110?» И, выяснив, замолкал. Наконец, дали попить и прихлебателю. Открыли пару бутылок пива. Развернули в замасленной бумаге курицу и, разорвав её на куски, стали жевать их, заедая хлебом и запивая пивом. Чавкали, утирая руками жирные губы и щёки. Осмелел и прихлебатель, взбодрённый пивом, пристроился к курице, совсем уж подвинув меня на полке. Кассир успокоился, ел курицу медленно, выкидывая косточки на стол. Босс смеялся, громко вспоминая какие-то удачные моменты их предприятия.
      Кассир насытился, громко отрыгнул, вытянул ноги в грязных потных носках, упёрся в мою полку и склонился на баул. Прихлебатель, уже без помех, доедал куски курицы, обгладывал кости, допивал оставшееся пиво, икал, хихикал. Он осмелел, стал говорить громко, подравниваясь к блаженствующему боссу. Но тот вскоре цыкнул на него, приказав вынести мусор и прибрать стол. Босс полез на верхнюю полку и улёгся там среди тюков. Кассир разместился внизу, посреди баулов. Залез наверх и втиснулся посреди вещей и прихлебатель. К 10 вечера все они уже дрыхли.
     А утром шустренько  встали, и вновь переругиваясь, взялись на свежую голову пересчитывать товар и свою долю прибыли, договариваясь, как доложить обо всём неведомому Главному боссу. Вытащив в Саратове всё барахло, они заполонили им половину перрона.»
     Всё – точно по А.Н.Островскому. Те же типы, то же неравенство и зависимость. Это наш «мелкий класс» в распоряжении «среднего класса». Класс выживающих, копящих помаленьку деньгу – опора и надежда Гайдара и таких, как он, современных добытчиков. Опора  идеологов и практиков рыночного счастья. Портрет обывателей постсоветского времени.
      В 1994-м году политик и штангист Юрий Власов писал:  «Свобода домашнего животного всегда ограничивается миской, которую выставляет хозяин. Есть свобода, очень много свободы, но экономическое бесправие превращает её в ничто».
      Описанная в этом моём очерке, данная разновидность мутантов, по-видимому, непосредственно не участвовала в расстреле из танков российского парламента в 1993 году, увлечённая бизнесом, но она уже существовала. И не только мелкие торгаши, но и крупная буржуазия. Пришло их время, и они размножилась тогда, как насекомые, с невероятной быстротой. Это был «медовый месяц» «новых людей» периода девяностых годов.
    Мутантов именовали тогда в народе одним словом - «ельциноиды». В то время и  рождалась партия «новых людей» с лживым названием «Наш дом Россия», позже, даже, «Единая Россия». Так они решили, приняв себя за всю Россию.
     Страна «прихорашивалась», приобретая новый имидж  и используя награбленное советское, народное, добро. Новый имидж потребовал новой государственной «косметики».   Это понятно. Возглавляли её идеологи буржуазной «косметологии» того времени: Гайдар, Собчак, Шахрай, Бурбулис, Чубайс, Нечаев и другие. Появились тогда и первые миллиардеры, разбогатевшие на народной нищете.
    Со временем новая власть, устранив наиболее очевидные внутренние перегибы того времени и  учитывая, конкурентные, нешуточные внешние угрозы, существенно укрепила обороноспособность страны и её положение в мире.
   Вместе с тем, все существующие партии РФ, в том числе, и правящая партия, и сейчас переживают сложный период своего существования. Это подтвердили и последние, сентябрьские, выборы, проходившие, к тому же, в условиях затяжной, изматывающей, ковидной пандемии.
   Примечательно, что в ходе последних выборов неожиданно для всех (но не для власти), как «чёртик на болоте», в общественное пространство страны, тоже, видимо, в целях её укрепления, в том числе, путём некоторого, управляемого, «расширения и обновления отечественной демократии», влетела в законодательную власть и новая партия с многообещающим названием  «Новые люди». Я сразу вспомнил о своей публикации 25-ти летней давности именно с таким названием.
   Что за партия, что за люди и в чём их цели и новизна сразу было не ясно. И сейчас, пока,  известно немногое. Но обнародованная ими краткая программа свидетельствует, что эта партия, на самом  деле, не более, чем филиал (и проект) «Единой России», с незначительными особенностями (географически более восточный вектор интересов, возможно, более молодёжный характер).
    Но очевиден и расчёт на эффект ещё ни чем не подкреплённой «новизны» её действий, тем не менее, виртуально авансирующей возможные преимущества.
    В то же время, - очевидно единство идеологии ныне главной, господствующей, партии и партии «Новые люди», возглавляемой миллиардером и олигархом не бедной косметологической отрасли страны, а теперь  и депутатом Государственной Думы, неким господином Нечаевым.
    В сущности, это новая форма при прежнем, рыночном, содержании. Просто, как если на большом, уже надоевшем, старом рынке открыли бы  новую палатку или ларёк. Старое-то всем  изрядно наскучило и многих разочаровало, вот кое-какой народец и потянуло «на новенькое». Особо нетерпеливые тут же рванули к новому ларьку, оголив прежние торговые точки. А вдруг?! Чем чёрт не шутит.
    Ларёк, действительно, оказался новым, да и вывеска -  такой привлекательной, - с интригующим названием - «Новые люди»! Хозяева рынка вовремя подсуетились. А вот товары и сами лавочники оказались старыми. И это сразу заметно. Но, может быть, и одной вывески достаточно? Существуют же много лет партии «Только Жириновский» или «Только в парламенте». И ничего…
   Постепенно в этом как-то разберутся и «покупатели». А куда деваться рыночному начальству - новых- то продавцов всё равно нет! Да и товары дорожают. Приходится как-то выходить из трудного положения.  Можно понять.
   Рынок, конечно, пытаются всячески укреплять, да вот беда – торговля не растёт. «Крокодил не ловится, не растёт кокос». А, может быть, это такой кокос? А что об  этом думает читатель?


Рецензии