Здесь всё любимое, здесь всё родное

     МОЙ ДОМ. Я живу с девяти лет в разных местах Измайлово, и на моих глазах здесь многое что зарождалось и начиналось. Дом мой находился на Заводском проезде, близко к лесу. Тогда ещё не было метро, и мы бегали в лес играть в мяч и другие игры. Несколько лет назад мой дом снесли, всех жителей переселили. А я уехала из него раньше — когда вышла замуж.
    
     МОИ ШКОЛЫ. Ближайшая школа, куда меня определили, — № 441 —  находилась за трамвайной линией на Первомайской улице и была переполнена: я училась в третью смену и  в 3-м «ж», а сестра моей одноклассницы — аж в 5-м «м». У нас было раздельное обучение и только в седьмом классе  к нам «подселили» мальчиков. С третьего класса мы стали изучать французский язык. Помню мою первую награду: за хорошую учебу и общественную работу мне подарили билет на новогоднюю ёлку в Кремле. Пожалуй, мы с Витей Бакиным оказались  самыми первыми из нашей школы счастливчиками, кто там побывали. А в восьмом классе нас перевели в только что построенную школу № 690 на 1-ой Парковой улице, прямо напротив леса. Она там и сейчас, но под другим номером. Мою новую школу сдавали в спешке, и  когда привезли парты, мы носили их и ставили в классы сами. В моём 8-м «в» было четыре мальчика, в 8-м «б» их не было вовсе, а в 8-м «а» — примерно поровну с девочками.
Наш класс оказался самым сильным по успеваемости, думаю,  за всю историю школы: пятеро моих одноклассников получили медали, четыре из них были золотые.

     ИЗМАЙЛОВСКИЙ ЛЕСОПАРК. Все уроки физкультуры, если были не в зале, то на опушке леса: мы бегали, прыгали, метали  и толкали, а зимой катались на лыжах. Никаких препятствий к этому не было, а свежий воздух —  неоспоримое преимущество.
Как-то ранней весной привезли саженцы деревьев и сгрузили близ опушки, которая уже давно стала могучим лесом, а тогда была опушкой с кустарником.
Приехали и землеройные машины, которые копали канавы, а мы, старшеклассники, определяли на жительство сваленные в кучу саженцы: засыпали землей, поливали водой и, воткнув рядом  палку, привязывали к ней слабенький кустик. Наверное, ещё и поэтому я так люблю наш Измайловский лес, что когда-то с моими одноклассниками волею судеб  «приложила к нему руку».

     СИРЕНЕВЫЙ САД. Я закрываю глаза, произношу эти слова, и воздух наполняется нежнейшим ароматом, знакомым с детства. Неважно, что сейчас конец июля, а не середина мая — время цветения сирени, такого вроде бы незатейливого растения, которое встретишь почти в каждом палисаднике Москвы. А вот поди ж ты: наш российский селекционер, москвич, влюблённый в сирень, вывел почти триста её сортов! Его уже с нами нет, а дело рук его продолжает приносить людям радость!
Я вхожу на территорию сада, где, конечно, растёт не только сирень, но в мае, во время её цветения, мы видим только её, вдыхаем только её аромат и благодарим природу и создателя этого сада Леонида Алексеевича Колесникова за его подвиг верного служения однажды избранному делу. Меня восхищает личность этого человека. Не обладавший академическими знаниями в деле, в которое ушёл с головой, Колесников занялся самообразованием, постигая основы биологии и сельского хозяйства. И вскоре ему повезло:  он познакомился с научным сотрудником Ботанического сада, профессором МГУ Марией Павловной Нагибиной, которая обратила его внимание на  научные работы Мичурина и Тимирязева, ставшие сразу же его настольными книгами, а она сама — наставницей  и научным руководителем Колесникова.
     18 мая, день рождения Леонида Алексеевича Колесникова, основателя Сиреневого сада, стал не только днём его памяти, но и днём сирени. Сравните: 6 июня, день рождения А.С. Пушкина, с недавних пор это и праздник русского языка! Сиреневому саду через четыре года исполнится полвека (с 1975 г.), когда он был преобразован из питомника, существовавшего здесь, на окраине,  без малого  двадцать лет — с 1954 года. Сегодня этот район называется «Северное Измайлово», он входит в Восточный административный округ столицы и граничит с другим его районом — Гольяново. Сад расположен между Сиреневым бульваром и Щелковским шоссе, ехать до него одинаково  удобно от станций метро Черкизовская, Преображенская или Щёлковская. До недавних пор он был, прямо скажем, практически бесхозным. Вернее, хозяин-то у него был, да сил и возможностей у него и его помощников было мало. Лауреат Сталинской премии за 1952 год, получивший её за выведение  большого числа новых сортов сирени, Колесников потратил её на покупку новых саженцев и обустройство питомника. Леонид Алексеевич чуть ли не в одиночку поднимал, защищал и даже стерёг от расхищения свой сад, дело всей его многотрудной жизни.
     Теперь, при заинтересованном участии Правительства Москвы в судьбе Сиреневого сада, он обретает новую жизнь и надежды на лучшее будущее. Сиреневый сад — образец садово-паркового обустройства. Москвичи давно полюбили его. Здесь гуляют мамы с колясками, тренируются в беге студенты Института физкультуры, художники сидят с этюдниками, ребятня  собирается на спортивной площадке, по дорожкам ездят велосипедисты, а у любимого места ребятишек — у фонтана — и вообще не протолкнуться.
     И я с радостью повторяю вслед за Маяковским: «я знаю — саду цвесть!» с полной уверенностью, что впереди у моего любимого Сиреневого сада долгая и красивая жизнь.
 


Рецензии