Шубка

Наталья Сергеевна — терапевт, Люба — её медсестра. В это дежурство Наталья Сергеевна заметила, что Любочка, жизнерадостная, энергичная молодая женщина, сегодня сама на себя не похожа — унылая, с красными глазами, периодически смахивает слезу.
- Что случилось? — спросила у неё Наталья Сергеевна. Но Люба не стала ничего рассказывать, уткнувшись в рецепты.
Ну, не хочет — как хочет. Само всё рассосётся.
Наталья Сергеевна подумала о семье медсестры. Муж — бывший военный, теперь работает охранником. Две бабушки, ещё крепкие, живут рядом. Сын — третьеклассник, занимается в футбольной секции. После работы родители, ведущие здоровый образ жизни, вместе с сыном пешком наматывают по району километры, благо — парк рядом. Все любят друг друга. Что там могло произойти?
В середине дежурства, видя, что медсестра никак не успокоится, Наталья Сергеевна предложила ей пойти домой:
— Может, Вы не здоровы, идите. Я сама справлюсь.
В другой раз Люба с благодарностью тут же бы унеслась, но сейчас довольно резко отказалась, а на лице её промелькнуло выражение какой-то брезгливости.
Господи, да что же у неё произошло?
К концу дежурства Наталья Сергеевна опять спросила у Любы, что с ней? И не слишком надеясь получить ответ, просто погладила её по плечу и сказала общую успокоительную фразу: 
- Ничего, всё пройдёт. Время лечит.
И тут Люба, которой, вероятно, самой хотелось поделиться, но что-то мешало, грустно-стыдливо сказала:
- Мой сын вор...
Перед мысленным взором врача встал Лёша, сын Любы, — белобрысый мальчуган с круглыми голубыми глазами и наивным выражением лица. Это вор? Что же он украл?
И Люба поведала свою печальную историю.
***
На днях к ней подошёл одноклассник её сына и спросил, когда Лёша вернёт ему деньги?
- Какие деньги? — удивилась Люба. Мальчик назвал довольно крупную сумму. Люба ничего не поняла и решила расспросить об этом Лёшу. Но только она строго задала вопрос на эту тему своему сыну, как ребячья душа не выдержала, и Леша стал каяться. Люба узнала много нового о своём сыне.
Оказывается, он уже давно подтаскивает деньги в их семье — из коробочки, куда они с мужем складывают свои доходы. А она и не замечала.
Точнее, иногда замечала, но серьёзного учёта денег в их семье не было, и Люба думала, что это муж их взял на какие-то свои расходы — детали для машины, бензин, и т. п. А муж, как выяснилось, думал на Любу, что это она брала деньги на хозяйство и на свои женские покупки.
Потом Лёша стал занимать деньги у друзей. О возврате их и не думал — а зачем? У них и так много денег, пусть делятся.
Куда же он тратил эти деньги? На жвачки, сладости, машинки, аттракционы, на всё, на что ложился глаз юного потребителя. Если родители спрашивали, откуда игрушки, отвечал, что друзья подарили или дали поиграть. Купил кроссовки. Но не знал, как принести их домой, и коробку с ними спрятал во дворе в кустах.

Конечно, в семье был серьёзный разговор, пришлось всё рассказать отцу. До ремня дело не дошло, но... Родители сильно расстроились и пребывали в растерянности.

На следующий день после этого разговора Люба пришла в школу, нашла того ученика и отдала ему деньги. Увидев заплаканную маму своего одноклассника, мальчик сказал:
- Ну, если Вам жалко отдавать деньги, так не отдавайте, оставьте себе, — чем окончательно «убил» Любу. И теперь она сидит в кабинете терапевта и плачет, рассказывая эту историю.
- Любочка, у детей такое бывает. Разовые случаи или даже уже заметная клептомания. Но она пока ещё детская, и всё можно исправить. Главное, не запускать. Вовремя обратить на это внимание, разговаривать с ребёнком, объясняя ему всё о деньгах, чужой собственности и как к этому относиться. Можно даже сводить к психотерапевту. В общем, это устранимо. Не огорчайтесь.
Люба слушала утешения Натальи Сергеевны, но было видно, что она ещё продолжает переживать по этому поводу.
Наталья Сергеевна задумалась, вздохнула и добавила:
- А знаете, Любочка, у меня был похожий случай.
Люба подняла голову, заинтересованно и с удивлением посмотрела на терапевта:
- С Вами?
- Да, со мной лично.
И Наталья Сергеевна рассказала свою историю.
***
Девочка Наташа была приблизительно такого же возраста, что и сын Любы. Подружки из класса, Тома и Зина, предложили ей собирать деньги на подарки мамам. Как? Да в школьной гардеробной.
Раздевалка всегда была переполнена — на все пальто крючков не хватает, и ребята вешают по два, а то и по три пальто на один крючок. На входе сидит гардеробщица, но она никогда не встаёт со стула, только покрикивает на учеников. Ребята, когда снимали своё пальто, которое находили под чужим, не своё пальто часто бросали на пол. Вновь прибывшие ребята топтали валяющиеся пальто, и, если там была мелочь в карманах, то она рассыпалась по полу. Вот на неё и рассчитывали девочки. Только они предложили сразу смотреть в карманах, а не ждать, когда она высыпется. Идея Наташе понравилось — подарки мамам за ненужные никому деньги — почему бы нет? Все собранные деньги решили хранить в одном месте — у Томы, поскольку это она всё так ловко придумала.
И они стали лазить по чужим карманам, ничуть не задумываясь о том, хорошо ли это? Девочки были вдохновлены предстоящей покупкой подарков для мам.
Вот насобирали сколько-то и пошли в магазин. Наташа купила бисер, маленькую разукрашенную металлическую тарелочку, небольшую красную щёточку и подарила это всё маме. Та не обратила должного внимания на красивые подарки. Была усталая и грустная от всяких забот. Неизвестно, задумалась ли она о том, откуда деньги? Может, решила, что остались от завтраков?
Девочкам понравилось дарить подарки мамам, и они опять пошли «на дело». Опять рылись в карманах. Те пальто, которые были с мелочью, кидали под ноги, предварительно переложив деньги в свой карман. Вдруг гардеробщица закричала на них:
- Что вы топчете пальто? Поднимите!
- Это не мы уронили.
- Все равно, поднимите и повесьте. И что вы там так долго делаете?
- Мы не можем найти пальто.
Девочки решили, что пора уходить. Тома и Зина оделись и вышли из гардеробной. Постояли немного, поджидая Наташу, но она что-то «закопалась» в гардеробной, и они пошли домой.
А Наташа продолжала искать свою шубку. Получив замечание от гардеробщицы, как бы незаслуженное, она искала и причитала:
- Где же моя шубка? Где же шубка?
И, правда, где она?
Наташа уже молча упорно искала свою шубку, раздвигая тяжелые зимние пальто. Уже устала искать. Уже и гардеробщица стала ей помогать, перебирая пальто сильными руками. Но нигде шубки не было.
Наташа в растерянности вышла из гардеробной.
Шубки нет. Её украли. Наташа приняла это событие как справедливое возмездие судьбы за то, что она шарила по карманам: «Ты брала чужие деньги — так вот, за это у тебя украли шубу. Каково тебе? Нравится? Хорошо ли это? Получай. Это расплата за содеянное».
И ничуть не жалея себя, но жалея свою новую шубку, которая теперь у кого-то в чужих руках, и вдруг остро осознав стыд за свои некрасивые дела, Наташа в одном школьном платьице побежала домой.
Дальше Наташе пришлось ходить в своей старой шубке. Рукава у неё были до локтя, а длина только-только прикрывала попу. Смотрелась девочка в ней по-сиротски, и старалась пореже выходить из дому. Только в свою школу и музыкалку. Но очень неудобно чувствовала себя и с грустью вспоминала свою красивую цигейковую чёрную шубку.
Однажды мама увидела похожую шубку на каком-то мальчишке. Она проследила, куда он в гардеробной повесил шубку, и внимательно рассмотрела её. На шубке дочери она вышила метку с начальными буквами её имени и фамилии. Здесь метки не было, но на этом месте были проколы от иголки, указывающие на эти инициалы.
Мама мальчика была вызвана в школу. Мама Наташи выразила ей всё своё возмущение по этому поводу.
Наташа получила свою шубку. Только она уже не была новая — мальчик нещадно эксплуатировал её, катаясь с горки. Наташе пришлось носить свою шубку, как бы донашивая её после того мальчишки. Неприятно было.
Но, главное, она запомнила преподнесенный судьбой урок, связанный с пропажей её шубки.
***
- А что же те девочки, как они стали дальше себя вести после этой истории? — спросила Люба у Натальи Сергеевны.
- Я никогда ни о чем их не спрашивала — ни про оставшиеся у них деньги, ни про то, как они ими распорядились. Вообще, никогда с ними не обсуждала эту историю — как будто ничего и не было. Запомнила только свой урок. На всю жизнь. А как они? Не знаю. Возможно, тоже что-то поняли. На моём примере.
Наталья Сергеевна задумчиво, с легкой грустью улыбнулась и добавила:
- Говорят, всё тайное становится явным. Но эта моя тайна так и осталась тайной. Вы, Любочка, первая, кто узнал её. А если бы тогда все узнали?!.. О том, что дочка учительницы, это я, и дочь директора школы, Тома, воровали деньги в гардеробной — какой был бы скандал! С какими глазами и с какими характеристиками мы, девочки, учились бы дальше в своей школе?
В завершении своего рассказа Наталья Сергеевна сказала:
- Я очень благодарна судьбе за то, что она дала мне возможность понять свою ошибку и больше так не делать. И Вы, Любочка, не унывайте, всё поправимо. Идите домой, к мужу и сыну. Успокойте их. Всё будет у вас хорошо.

P.S. Картина Нино Чаквегадзе.


Рецензии
Какая поучительная история! Вы её сочинили или это из жизни? И иллюстрация хорошо подобрана! В любом случае, у Вас талант, я всегда об этом говорю!

Андрей Николаев 6   24.09.2023 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей! Мне эту историю рассказала медсестра, работающая у нас в колледже.
С уважением,

Лысенко Светлана   24.09.2023 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.