Ледник Алибек - лауреат премии золотое перо Руси

Рассказ отмеченный на Международном конкурсе "Золотое перо Руси" за 2021 год...
Автор в перечне Лауреатов премии " Золотое перо Руси" за 2021 год...

                ЛЕДНИК  АЛИБЕК

   В середине  июля дорога на ледник Алибек удивляла обилием зелени, цветов всевозможных  оттенков и всем тем, что только может  радовать и удивлять студентов -геологов впервые попавших в такое живописное место… В этот субботний день у нашей группы студентов был не учебно-геологический маршрут в горы, как в обычный день, а чисто познавательная экскурсия под руководством нашего руководителя геологической практики Кутина Александра Александровича. Погода была солнечная, на небе не было даже крошечно тучки и всё, как мне казалось, было пронизано солнечными лучами необыкновенно ласковыми и тёплыми… Шло нас на ледник Алибек две группы: одна группа – это, как говорили в те времена – чистые геологи, обучавшиеся по специальности « геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», а вторая группа – это гидрогеологи,  имеющие специализацию « гидрогеология и инженерная геология»… Нас было человек пятьдесят, всех таких улыбчивых и радостных… Девушек было более чем в два больше, чем парней… И все они, как мне казалось  в то время, светились какой-то внутренней красотой… Какая-то восторженность природой переполняла всех их…Ни тени косметики, парфюмерии не было на их лицах… И все они мне казались красавицами. Особенной красотой светилась Оля Калейка, девятнадцатилетняя девушка, успевшая, как мне казалось в то время, уже выйти замуж за студента буровика курсом выше. После часа, а, может быть, полутора часов пешего хода наш руководитель объявил маленький привал, чтобы осмотреться в одном из живописнейших мест, а кто пожелает, на память сфотографироваться. У меня был, для того времени, довольно неплохой фотоаппарат « Киев -4а», и я с удовольствием фотографировал всех желающих, особенно студенток гидрогеологов… И среди них постоянно была Оля Калейка, всё улыбчивая, светящаяся каким-то внутренним светом, которым можно светиться только раз в жизни… и толь-то там в горах на пути к леднику Алибек. Фотографии, как я припоминаю, с Олей Колейкой получились самые удачные.
Самой красивой и самой счастливой казалась на этой фотографии Оля.
  Движение продолжали после маленького перерыва всем известной дорогой ведущей на ледник… Александр Александрович во время передвижения, всем нам не спеша, в самом весёлом настроение рассказывал  что-то интересное про растения попадавшиеся нам на пути. А было их количество большое. В одном месте Александр Александрович показал рукой на какой-то маленький зелёный кустик и спросил: « Что вот это? Кто ни будь знает? Это лекарственное».  Я почувствовал какую-то неловкость из-за незнания того, на что показал рукой наш руководитель. Но тут я услышал от Наташи Курочкиной громкое название этого растения. « Да, совершенно правильно, - сказал наш руководитель. - Откуда такие редкие знания?» « Да это я в школе занималась в кружке натуралистов, - сказала Наташа, - и мы изучали разные растения и лекарственные травы»
« Это всё, замечательно, - сказал Александр Александрович, - знания лишними не бывают, обязательно что-то пригодится в жизни…»
  Наташа Курочкина, услыхав похвалу в свой адрес, улыбалась такой светлой и ясной улыбкой, какой только может улыбаться юная девушка в таком необыкновенном, цветущем месте, оазисе в окружение гор… И, казалось, что все радуются и все улыбаются от той необыкновенной прелести, в окружение которой мы все оказались.
 Радовал свет солнца, проникающий сквозь листву невысоких деревьев, пение, каких-то
неизвестных мне птиц… Но меня больше всего восторгало то, что я в одних из самых живописных горах покрытых зелёном лесом, а аромат от разнообразных цветов переполнял воздух всем тем, что хотелось поглубже вдыхать. Ощущение вечности и нескончаемости всего этого не покидало меня… Мы шли и шли и казалось – дороги этой не будет конца… Но с правой стороны от дороги показалось кладбище…

- Кладбище альпинистов, - услыхал я от Коли Попозолго… И мы все не сговариваясь зашли на территорию этого небольшого кладбища, примыкающего почти вплотную к довольно крутой и скалистой горе. Могилки все были ухоженные, казалось, что все погибшие альпинисты совсем недавно были похороненные. На аккуратных памятниках
Нержавеющие таблички с выграверованными надписями дат рождения и гибели, с обязательной припиской сверху: кандидат в мастера спорта по альпинизму… Тридцать, может быть, сорок могилок было погибших альпинистов… Зрелище печальное… Сколько погибло в расцвете сил, совсем ещё молодых парней, девушек только где-то здесь, в этих горах северного Кавказа? А могли бы жить, приносить пользу себе и людям.
 Мысли подобные этим долго не покидали меня. И, когда мы насмотрелись на эти могилки и однообразные памятники, похожие друг на друга, как близнецы – братья, Александр Александрович негромко сказал: «Нам пора двигаться дальше, ещё идти и идти до Алибека… а потом долго возвращаться обратно в свой лагерь. Надо успеть до темна».  И мы двинулись дальше, пасмурное настроение быстро развеялось в движение… Лес с левой стороны начал редеть и появился лагерь альпинистов состоящий из группы одноэтажных и нескольких двухэтажных небольших каменных домиков. Несколько парней у одного из домиков занималась комплектованием рюкзаков альпинистским снаряжением, а довольно большая группа девушек- альпинисток кучками: по трое, по пятеро, стояла в удаление от этих парней и с большим любопытством и с сияющими улыбками рассматривала нас. Мне казалось в тот момент, что ничего более важного и значительного для этих альпинисток не было, как только повнимательней рассмотреть нас. У всех их были по настоящему сияющие лица, улыбчивые и необыкновенно радостные… Они радовались всему, чему только может радоваться молодость и юность в горах. И нужен ли им был альпинизм, таким всем по настоящему красивым и стройным?. Наверное нужен… Но только временно, пока молодые, и неосознанно хочется всего сразу так многого, что разобраться трудно. А вот горы – они помогают, или, во всяком случае, могут помочь разобраться в себе, что-то по-новому прочувствовать и понять.
  Когда позади остался лагерь альпинистов, лес стал разряжаться быстрей, зелёной растительности становилось меньше, мы поднимались постепенно всё выше и выше по плите горной породе, выветренной под лучам солнца так сильно, что трудно было определить породу по внешнему виду, не отбив какой-нибудь кусок породы молотком.
  И вот появился ледник “Алибек,” как-то почти неожиданно, сразу, как только мы поднялись на высокогорное плато. Это была довольно плоская ледяная масса выступающая вверх над горной породой на два, от силу три метра, длиной метров в сто, сто двадцать, и шириной примерно в два раза меньше. К этому леднику примыкало довольно большое озеро, образованное в результате таяния этого ледника, в котором на приличном удаление от каменного берега, находился остров яйцевидной формы. Всё это выглядело довольно привлекательно. Хотелось ходить по каменистому берегу, смотреть на этот остров, забираться на ледник, трогать ругами ледяную воду этого озера с чистейшей и прозрачнейшей водой… Я даже представить себе не мог, как в такой ледяной воде можно купаться, проплыть несколько метров. Но  смельчаки нашлись. Ими оказались две девушки студентки гидрогеологи. Одна, хорошо мне знакомая - Наташа Курочкина, имя второй я не помню. Но я хорошо запомнил, как они разделись до купальников, быстро забрались в ледяную воду и как-то совершенно спокойно проплыли в направление к острову яйцевидной формы по десять, пятнадцать метров, а потом так же спокойно повернули обратно к берегу и не торопясь приплыли обратно. С воды выбирались на сушу совершенно спокойно, с улыбками на лице, будто бы пребывание в этом ледяной ванне для них было огромным удовольствием.  Я только удивлялся всему этому: девушки ведь были не моржами, обычными, простыми, незакалёнными…
   Обедали мы самой простой пищей, какую только можно было представить… с собой из лагеря взяли кильку и сгущенку с хлебом…  На два человека было по банки кильки и на четыре человека по банки сгущёнки. Каждый взял с собой ложки. И процесс поедания этого добра не занял много времени… Что такое банка кильки на двух студентов и баночка сгущёнки на четверых, когда было пройдено пешком больше пятнадцати километров? Хлеба взяли с собой достаточно много. Сгущенку намазывали на куски хлеба и, как я припоминаю все ели такую прелесть с удовольствием… Было много смеха, улыбок и всё то радостное, что  только может быть у студентов геологов, впервые попавших на ледник “Алибек”.
  Наверное, никто из нас не задумывались над тем, что больше никто никогда вторично сюда не придёт… И эта окружающая нас прелесть не будет с нами постоянно… Стоит только удалиться от ледника в сторону нашего лагеря на несколько сот метров, и всё: ледник остаётся в прошлом со всем своим очарованием, а мы, каждый из нас, живёт уже другой жизнью… И кто из нас, студентов - геологов, побывавшем в то время в этом красивейшем месте, вспоминает это время, возможно, что самое прекрасное, самое замечательное на этом леднике “Алибек”… Как мы шли туда черед настоящий оазис, в окружение гор? А потом не спеша, с оглядкой назад возвращались обратно… Все те мысли и чувства, которые переполняли меня, да, наверное, многих из нас, впервые оказавшихся в таком месте, передать словами трудно, не под силу, я думаю, даже таланту… Потому что,  как не описывай то увиденное словами, - действительное будет куда прекрасней.
  Уже к вечером, часам к шести, мы добрались до нашей лагерной машины, даже двух машин, которые нас ожидали в условленном месте…
  Это был Домбай! Рядом с нашими машинами находился небольшой базарчик, на котором продавали местные изделия из козьего пуха… За прилавками стояли женщины всех возрастов, это были все исключительно местные: карачаевцы, черкески… Вязаные женские шапочки с козьего пуха, свитера из козьего пуха, - весь этот товар привлекал внимание в основном, наших девушек, которые долго расхаживали, рассматривали и приценивалась к изделиям из пуха – лёгким, воздушным, казавшимися кому-то необыкновенными, пропитанными всей кавказской прелестью, всем тем, которое невозможно сохранить в себе в первозданном виде, но, которое остаётся в каждом, и появляется в воспоминаниях даже через много лет. 
*         *       *


Рецензии
Ах, какие изумительные места
северного Кавказа! И то, что Вы описали
так завораживает! Спасибо!!!

Наина Смирнова   03.12.2021 12:37     Заявить о нарушении
Да это воспоминания о хорошем...которые могут быть у каждого.
Удачи!

Алексей Буряк   03.12.2021 13:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.