Антонов Алексей Иннокентьевич
Антонов Алексей Иннокентьевич (15 [27] сентября 1896 – 18 июня 1962), полководец, генерал армии. Начальник Генерального штаба Красной Армии (1945–1946).
[125 лет со дня рождения].
Родился в г. Гродно в семье капитана артиллерии. Дед Антонова – также офицер. Отец проводил много времени с сыном и занимался вопросами его физического и интеллектуального развития: закалял, научил верховой езде и игре в шахматы, заинтересовал фотографией, а с 10–11 лет каждое лето брал его в полевые лагеря. В 1915 г. Алексей окончил Первую Санкт-Петербургскую гимназию.
В 1916 г. был призван в Русскую императорскую армию. В декабре того же года окончил ускоренный курс обучения в Павловском военном училище и в чине прапорщика направлен в лейб-гвардии Егерский полк. Боевое крещение принял летом 1917 г. В ходе одного из боёв Антонов получил осколочное ранение в голову и был эвакуирован в госпиталь в Петроград. За храбрость, проявленную в бою, был награждён орденом.
До и непосредственно после победы Октябрьской революции Антонов оставался на действительной службе, а 1 мая 1918 г. уволился в запас. В апреле 1919 г. Алексей Антонов был мобилизован в РККА и направлен в 1-ю Московскую рабочую дивизию на должность помощника начальника штаба дивизии. Вскоре с дивизией направлен на Южный фронт. После тяжёлых боёв был переведён в 15-ю Инзенскую стрелковую дивизию на должность вр. и. о. начальника штаба 3-й бригады этой дивизии. 27 марта 1920 г. дивизия в числе других соединений 9-й армии овладела Новороссийском, после чего Антонов был назначен начальником штаба 45-й бригады в этой дивизии. За действия 45-й бригады в Крыму в 1923 г. Антонов был награждён Почётным оружием Реввоенсовета и Почётной грамотой.
В 1928 г. Антонов поступил в Военную академию РККА имени М. Ф. Фрунзе. Был зачислен на основной (командный) факультет академии. Обладал завидной усидчивостью и настойчивостью в учёбе. Особенно любил занятия по штабной работе, часто выезжал в войска на стажировку. В марте 1931 г. Алексей Антонов окончил академию и был назначен на должность начальника штаба 46-й стрелковой дивизии. Уже осенью 1932 г. его вновь направили в Военную академию им. М. В. Фрунзе – на только что созданный оперативный факультет. В мае 1933 г. окончил его с отличием, в выпускной аттестации было отмечено: «Отличный оперативно-штабной работник, готов для работы в высших штабах».
После окончания оперативного факультета Антонов ещё полтора года оставался на прежней должности. С октября 1934 по август 1935 г. служил начальником штаба Могилёв-Ямпольского укрепрайона. Осенью 1935 г. был назначен начальником оперативного отдела штаба Харьковского военного округа. Полковник (1935).
В октябре 1936 г. А. Антонов был направлен в только что созданную Академию Генерального штаба Красной Армии. В числе первых слушателей этого учебного заведения были также А. М. Василевский, Л. А. Говоров, И. Х. Баграмян, Н. Ф. Ватутин. В Академии Генштаба Антонов успешно проучился только первый курс. В июне 1937 г. он был назначен на должность начальника штаба Московского военного округа. Комбриг (1937).
С декабря 1938 г. Антонов перешёл на преподавательскую и научно-исследовательскую работу в Военную академию им. М. В. Фрунзе. Среди основных тем, над которыми работал Антонов, были тактика немецкой армии в наступлении и эволюция тактического применения танковых войск на опыте войны в Испании. В феврале 1940 г. Антонову было присвоено учёное звание доцент, а в июне того же года – воинское звание генерал-майор. В марте 1941 г. Антонов был направлен в Киевский особый военный округ на должность заместителя начальника штаба округа. Фактически он занимался подготовкой войск округа к обороне от немецкого удара.
24 июня 1941 г. с выделением из состава округа управления Юго-Западного фронта Алексей Антонов был назначен начальником штаба Киевского особого военного округа. В августе возглавил работу по формированию управления Южного фронта, а 27 августа возглавил его штаб.
В октябре штаб фронта начал подготовку Ростовской оборонительной операции, в результате которой потери немецкой армии под Таганрогом составили 35 тысяч солдат и офицеров. К середине ноября, когда немецкие части находились на подступах к Ростову, в штабе Южного фронта под руководством Антонова уже велось планирование советского контрудара. Работу генерала Антонова на этом направлении высоко ценил маршал С. К. Тимошенко, а также Генштаб.
Ростовская наступательная операция началась 17 ноября 1941 г. Удар наносился в западном и юго-западном направлении в тыл 1-й танковой армии немцев. В ночь на 28 ноября был освобождён Ростов-на-Дону (который был потерян 21 ноября), ко 2 декабря немецкие части были отброшены за реку Миус, где фронт стабилизировался. Эта операция стала одним из первых успешных наступлений Красной Армии в войне. 27 декабря А. И. Антонову было присвоено звание генерал-лейтенант. В первых числах января 1942 г. Антонов со штабом занимался подготовкой Барвенково-Лозовской операции. Наступление советских войск юго-восточнее Харькова проходило 18–31 января и также увенчалось успехом.
28 июля, с началом битвы за Кавказ, Северо-Кавказский и Южный фронты были объединены в Северо-Кавказский фронт под командованием маршала Будённого. Начальником штаба фронта был назначен Антонов. В сентябре-декабре 1942 г. фронтом была проведена Туапсинская оборонительная операция. Тогда Антонов был переведён на должность начальника штаба Черноморской группы войск.
В ноябре 1942 г. А. И. Антонов был назначен начальником штаба Закавказского фронта. В начале декабря начальник Генерального штаба А. М. Василевский предложил Антонову должность своего заместителя – начальника Оперативного управления Генштаба, добавив, что его кандидатуру одобрил Сталин.
За полгода до назначения Антонова из-за недостаточно хорошо организованной работы начальники Оперативного управления сменялись 7 раз. По свидетельству А. М. Василевского, Антонов несколько раз просил находившегося тогда на Сталинградском фронте начальника Генштаба сделать все возможное, чтобы вернуть его на фронт. Вместо этого Василевский в очередном докладе в Москву вновь охарактеризовал Антонова как исключительно ценного для Генштаба и Ставки работника и попросил допустить его к работе, непосредственно связанной с обслуживанием Ставки в оперативном отношении.
В начале января Антонов был командирован на Брянский фронт в качестве представителя Ставки. Здесь он занимался координацией действий соединений фронта в Острогожско-Россошанской операции, победно завершившейся 27 января 1943 г., а также в Воронежско-Касторненской операции (24 января – 17 февраля). На фронте Антонов пробыл до конца марта 1943 г., и его деятельность получила высокую оценку как начальника Генштаба, так и Сталина. Генерал-полковник (4 апреля 1943).
После возвращения в Москву и первого доклада в Ставке Антонов впоследствии стал бывать у Сталина по нескольку раз в день. На своей должности Антонов много сделал для оптимизации работы Управления: например, только при нём в Управлении и во всём Генштабе была введена единая универсальная система условных топографических знаков рабочих карт. Было установлено жёсткое расписание рабочего дня. Так, Антонову полагалось находиться при исполнении своих обязанностей 17–18 часов в сутки. По воспоминаниям заместителя Антонова Штеменко, «досконально знающий обстановку, он тем не менее к каждому докладу в Ставке готовился по 2–3 часа. …почти никогда не записывал, но в то же время всё помнил».
Основным направлением работы Антонова как начальника Оперативного управления и заместителя начальника Генштаба было стратегическое планирование. Начиная с весенне-летней кампании 1943 г., Антонов принимал участие в разработке всех важных кампаний и стратегических операций Вооружённых сил. Первой из них стала Курская битва. Активная подготовка к её проведению началась в апреле. Коллективным разумом был выработан общий замысел всей операции: планирующемуся немецкому наступлению на Курской дуге противопоставить глубоко эшелонированную оборону, обескровить немецкие войска в оборонительных боях, затем силами пяти фронтов перейти в контрнаступление и разгромить. В самый разгар подготовки битвы на Курской дуге Антонов из-за чрезмерных нагрузок был освобождён от должности начальника Оперативного управления и сосредоточился на руководстве Генштабом.
2 июля Генштаб оповестил командующих фронтами о начале немецкого наступления между 3 и 6 июля. Курская битва началась 5 июля 1943 г. Оборонительные бои Воронежского и Центрального фронтов продолжались до 23 июля. Западный и Брянский фронты перешли в контрнаступление 12 июля, части Центрального фронта – 15 июля. 3 августа началась операция «Румянцев» – общее наступление фронтов в направлении на Харьков. Харьковская группировка немцев была окружена и выведена из строя. В августе Антонов дважды был в районе боевых действий. Генерал армии (7 августа 1943).
Подготовка к третьей зимней военной кампании началась в Генеральном штабе в ноябре 1943 г. Наступление советских войск велось с 24 декабря 1943 г.: была начата Днепровско-Карпатская операция, 14 января – Ленинградско-Новгородская операция. 26 марта советские войска вышли на 85-километровом участке реки Прут к советско-румынской границе, началось освобождение Европы.
Под непосредственным руководством А. И. Антонова в Генеральном штабе велась разработка летней кампании 1944 г. В её ходе предполагалось полностью освободить оккупированные территории СССР. Направление главного удара – белорусское – Антонов прорабатывал лично, заложив основы решающего наступления кампании – операции «Багратион». Разработка этой стратегической операции продолжалась несколько недель, 20 мая её план был подписан Антоновым. В Ставке план обсуждался 22 и 23 мая с участием Жукова, Василевского, Рокоссовского, Баграмяна, работников Генштаба во главе с Антоновым. Целью операции ставился охват двумя фланговыми ударами и уничтожение минской группировки противника группы армий «Центр». Наступление продолжалось 2 месяца: с 24 июня по 29 августа и закончилось полным разгромом группы армий «Центр».
В связи с открытием 6 июня 1944 г. второго фронта в Европе возникла необходимость координации стратегических планов союзников. Взаимоотношения с союзниками стали одним из ключевых направлений деятельности А. И. Антонова. Антонов стал часто встречаться с главами военных миссий США и Великобритании в Москве. Началась подготовка к проведению конференции союзников в Ялте для урегулирования вопросов координации действий войск.
Ялтинская конференция открылась 4 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце. В первый её день Антонов выступил с подробным докладом о положении на советско-германском фронте и о планах советского командования. В заключение он ответил на ряд вопросов глав делегаций. На конференции был решён вопрос о сроках начала Советско-японской войны. Прямо в Ялте Антонову и его помощникам пришлось рассчитать и определить, какие силы, откуда и в какие сроки необходимо будет перебросить на Дальний Восток для разгрома Квантунской армии. По результатам расчётов был определён срок в два-три месяца после капитуляции Германии.
В феврале 1945 г. маршал Василевский был назначен командующим 3-м Белорусским фронтом, и место начальника Генерального штаба 4 февраля занял Антонов. Член Ставки Верховного Главнокомандования (с 17 февраля 1945). В 1943–1945 гг. только в кремлёвском кабинете Сталина Антонов бывал не менее 238 раз – больше, чем кто-либо из руководящего состава Вооружённых сил СССР, и больше, чем все командующие всех фронтов за всё время войны вместе взятые. По свидетельству ряда военачальников, Антонов пользовался у Сталина большим авторитетом, его мнением по вопросу проведения стратегических операций Верховный главнокомандующий интересовался почти всегда и никогда не пренебрегал.
1 апреля 1945 г. в Ставке был заслушан и одобрен подготовленный Генеральным штабом план Берлинской операции. 4 июня 1945 г. «за умелое выполнение заданий Верховного Главнокомандования в деле проведения боевых операций большого масштаба» генерал Антонов был награждён высшим военным орденом СССР «Победа». Это награждение было в известной степени уникальным: кроме Антонова, все четырнадцать советских кавалеров ордена были в звании не ниже Маршала Советского Союза (Сталин – Генералиссимус Советского Союза), а также Героями Советского Союза (кроме маршала Толбухина, которому звание Героя было присвоено посмертно, в 1965).
В начале июня Антонов и вернувшийся с фронта Василевский руководили разработкой кампании против Японии. На Потсдамской конференции 17 июля – 2 августа Антонов проинформировал военных представителей США и Великобритании о том, что операция подготовлена. 7 августа Сталин подписал приказ о начале боевых действий против Японии с утра 9 августа. В течение трёх недель была разгромлена японская Квантунская армия, освобождены Маньчжурия, Корея, Курильские острова и Сахалин.
Сразу после окончания войны основной обязанностью Антонова стала работа по проведению демобилизации. К лету 1945 г. численность личного состава Красной армии составляла 11,3 миллиона человек. До 1948 г. было демобилизовано более 8 млн человек, образованы новые военные округа, численность Советской армии была доведена до 5 млн человек. С марта 1946 г. генерал Антонов – вновь 1-й заместитель начальника Генштаба. Депутат Совета национальностей Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950).
В ноябре 1948 г. был направлен в Закавказский военный округ. В течение года генерал Антонов был первым заместителем командующего войсками округа Маршала Советского Союза Толбухина, а в 1950 г. впервые за долгое время был переведён на командную должность – командующего войсками округа. Вошёл в состав ЦК Компартии Грузинской ССР.
В апреле 1954 г. генерал Антонов был назначен 1-м заместителем начальника Генштаба. 14 мая 1955 г. был подписан Варшавский договор. Штаб Объединённых вооружённых сил стран ОВД расположился в Москве, возглавил его А. И. Антонов. На него была возложена основная работа по наладке аппарата управления армий стран Варшавского договора, организации обучения войск совместным действиям. Антонов лично участвовал во многих учениях войск союзных стран. На этой должности Антонов прослужил до конца своих дней.
Скончался 18 июня 1962 г. в Москве. Урна с прахом генерала замурована в Кремлёвской стене на Красной площади.
Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский писал об Антонове: «Он, несомненно, обладал незаурядными организаторскими способностями, гениальным постижением замыслов противника и умением хитроумно разрушить эти замыслы».
Генерал армии С. М. Штеменко: «Без преувеличения можно сказать, что Алексей Иннокентьевич был человеком исключительным. Его отличительными чертами являлись прежде всего высокая эрудиция, общая и особенно военная культура, которые проявлялись в широте и глубине подхода ко всем вопросам работы, в речи, поведении, отношении к людям. За шесть лет совместной работы в Генеральном штабе мне ни разу не приходилось видеть его «вышедшим из себя», вспылившим, обругавшим кого-то. Он обладал удивительно ровным, уравновешенным характером, ничего, однако, общего не имевшим с мягкотелостью. Уравновешенность и задушевность у Антонова сочетались с редкой твёрдостью и настойчивостью, я бы сказал, даже с некоторой сухостью в официальных делах. Он не терпел верхоглядства, спешки, недоделок и формализма. На поощрения он был скуп, и заслужить их могли лишь люди думающие, инициативные, точные и безукоризненные в работе. Он очень ценил время и тщательно его планировал. Видимо, поэтому речь его отличалась лаконичностью и ясностью мысли. Враг длинных и частых совещаний, он проводил их только в исключительных случаях и всегда коротко. Кое-кто даже называл его педантом в делах и поведении. Но это суждение было опрометчивым: дело шло о другом, и мы, вместе с ним работавшие, хорошо понимали и были благодарны А. И. Антонову за его принципиальную последовательную требовательность, совершенно необходимую на военной службе, да еще в дни тяжелой войны».
Авиаконструктор А. С. Яковлев: «Этот культурный и образованный человек производил очень благоприятное впечатление. Антонов был очень близок к Сталину, который считался с его мнением, питал к нему явную симпатию и доверие, проводил вдвоём с ним долгие часы, обсуждая положение на фронтах и планируя будущие операции. Антонов держался просто, без высокомерия и гонора. Он был всегда скромно одет – защитная гимнастерка, бриджи, сапоги, и только генеральские погоны выдавали его высокое положение в армии».
Награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (1917), орденом «Победа» (№ 12), тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 1-й степени, орденами Кутузова 1-й степени и Отечественной войны 1-й степени, Почётным оружием Реввоенсовета (1923).
Иностранные награды: Большой крест ордена «Святой Александр» с мечами (Болгария), орден Красного Знамени (Монголия), кавалер Большого креста «За воинскую доблесть» («Virtuti militari», Польша), орден «Легион почёта» степени Главнокомандующего (шеф-командора, США), Командорский крест ордена Почётного легиона и Военный крест с пальмовой ветвью (оба – Франция), Большой крест ордена Белого льва 1-й степени и Военный крест 1939 года (оба – Чехословакия), ордена Партизанской звезды 1-й степени и «За заслуги перед народом» 1-й степени (оба – Югославия).
В 2003 г. ряд крупных советских и российских военачальников (С. Л. Соколов, Д. Т. Язов, В. Г. Куликов, В. И. Петров, А. И. Грибков, В. И. Варенников и М. А. Гареев) обратился к президенту России В. Путину с письменным ходатайством о присвоении генералу армии Антонову звания Героя Российской Федерации (посмертно). В обращении, в частности, было указано: «Антонов в буквальном смысле „сгорел на работе“. Генерал армии Антонов являлся единственным генералом, который был удостоен ордена Победы, но его фамилия не упоминается в длинных списках военачальников, имевших особые заслуги перед Родиной. А. И. Антонов не стал ни Маршалом Советского Союза, ни Героем Советского Союза, хотя вполне этого заслуживал». Это обращение осталось без ответа.
Было также направлено прошение президенту Белоруссии о присвоении Антонову звания «Герой Беларуси (посмертно)», однако и в этом случае был получен отказ.
В фильме «Падение Берлина» режиссёра М. Чиаурели (1949) образ генерала А. И. Антонова воплотил на экране народный артист СССР Андрей Абрикосов. В киноэпопее «Освобождение» (1968–1972) и в её продолжении киноэпопее «Солдаты свободы» (1973–1977) кинорежиссёра Ю. Озерова роль генерала А. Антонова исполнил народный артист СССР Владислав Стржельчик. Он же сыграл роль генерала Антонова и в фильмах «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981), «Трагедия века» (смонтирован в 1993–1994).
В советское время одно из старейших военных учебных заведений именовалось Ленинградское высшее военно-топографическое командное Краснознамённое ордена Красной Звезды училище имени генерала армии Антонова А. И. (впоследствии – Военный-топографический институт имени генерала армии Антонова).
Именем генерала Антонова названы: улица и пруд близ неё в Москве, улица в Донецке. В г. Гродно (Белоруссия), где родился А. И. Антонов, его именем названы улица и средняя школа № 11. В доме, где родился А. Антонов, в его честь был создан музей, на доме установлена мемориальная доска. Деревянный дом, в котором родился генерал, простоял больше ста лет, но близость к городскому рынку его погубила. Неизвестные сожгли его, сейчас на этом месте находится коммерческое предприятие.
Иллюстрация: Неизвестный автор. Генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов. Фото из открытых источников.
Свидетельство о публикации №221092700907