Не отправленные письма... 9
(1971 – 2011)
(Из личного архива В. Леф)
________________________________
(1979 – 1986)
______________________________________
39
Анечка, здравствуй!
Сегодня видела на остановке твоего друга, и вот решила черкнуть несколько слов. Во-первых, напиши, как ты? Здоровье, самочувствие? Что всё-таки тебя тогда беспокоило?
Мне бы быть поумнее, да родить от Ю. ребёнка. А я боюсь. Однажды карты предсказали, что мы с ним будем вместе. Но верить ли тому? Да и его ли подразумевали карты? Бабуля говорила о каком-то мОлодце, с которым в паре меня ждёт дорога. Что нереально, конечно.
Сегодня мне предложил уехать в Шелюги один попутчик по автобусу (ехали из М-ля, где я провела целый выходной, надеясь на встречу с известным тебе лицом). Так вот, он лет 36-40, ехал с Днепропетровского рынка, где приторговывал молодой картошкой.
У него дача на берегу реки, взял адрес, обещал написать. Ему нужна хозяйка. Самое интересное, что он сделал мне это предложение (сразу после нескольких минут присматривания ко мне) после того, как я, здесь же, в автобусе, утомлённая жарким днём и своими напрасными надеждами на Ю., только проговорила (мысленно) сама себе: - Всё, выйду замуж за первого, кто примет меня всерьёз и захочет назвать женой, – даже в сторону одного лица (не Ю.) высказала несколько слов проклятья, ибо столько лет убила на него.
И что ты думаешь? В этот самый момент этот голубоглазый, загорелый, тощеватый мужичонка заговорил со мною, и т.д. Я чуть не расхохоталась, а потом сдержалась: вдруг божье провиденье?
Его любимая фраза, как я поняла из беседы: - От винта!.. – Морячок, видать, в прошлом… Некрасив, даже измождён, но улыбка чистая и располагающая.
Да, у директорши выпросила 10 дней за свой счёт, завтра или послезавтра (11.06. - 12.06.) съезжу в Москву, хочу купить пишущую машинку.
Пиши, как ты. Это уже второе моё письмо тебе. Побольше мыслей о тебе самой, о твоих планах. Пока. В.
(10.06.1979.)
40
Юрочка! Все слова мне кажутся незначительными, когда я начинаю писать тебе.
Юрочка! Ангел! Мальчик родной! Что случилось? Чем я, дура, могла обидеть тебя? Чем оттолкнула?
Минут вдохновения нет –
И пишется только бред…
(Не дописано)
(10.06.79.)
41
Юрочка! Я виновата?
Или тем, что не забыла тебя?
Или тем, что пишу сейчас?
Или тем, что вообще встретились с тобой?
Почему ты выдумал мне казнь?
Я должна это знать.
Тебе нужно было убедить меня в том, что я большая дура? Ты убедил.
Чувствую себя настолько глупой, что нет слов, чтобы выразить это.
Всё равно я твой доброжелатель, и молюсь за тебя, за твою добрую дорогу, желаю добрых дней. Да, не умею тебя забыть пока, но ты – реальный – уже кажешься сном.
Кляну ту минуту, в какую ты подумал обо мне плохо, в какую родилась обида или разочарование, но была ли это только минута?
…Хочется просить и просить у тебя прощений, совсем не надеясь на них, но просить и просить – как милостыни, нет, - как справедливости.
Юрочка! Будь милосерден, или снисходителен, прости то, в чём не была виновата, не презирай за то, в чём виновата теперь. ******** Прости и за это письмо.
(10.08.79.)
42
Юра, ты не прав! В.
Юра, ты не прав! В.
(10.08.79.)
43
Юрка! Ты заслужил сто оплеух!
Обманщик, лгун и плут!
Ты почему не позвонил и не занёс мне журнал? У меня из-за этого неприятности. Может, потерял его?
Юра, не ехать же мне опять к тебе из-за этого треклятого журнала? Но как быть? Ты – виновник, ты и привози, но теперь уже домой. В библиотеке я уже не работаю.
Деспот, не наученный сдерживать слово, если встречу – казню из пистолета. В.
(30.08.79.)
44
Дина, привет! Во-первых, хочу тебя поздравить с ярким событием в твоей жизни и пожелать, конечно же, бесконечного счастья и взаимной нежности.
А, во-вторых, сообщу, что заказы твои выполнить в ближайшее время не смогу, т.к. в Москву выезжаю очень редко, в командировки, в магазинах бывать не имею возможности. Сама понимаешь – зима, и не очень-то охота ехать даже в выходные. У нас туфли или босоножки посмотрю, но не надеюсь, что будут.
Подарок к свадьбе за нами. Жаль, что на Нов. год никто не приедет, мы с Саней настроились на встречу. Но объективные обстоятельства, конечно, обо всём говорят…
Получила от маман письмо. По одной её фразе поняла, что она обижается, что вы в день свадебный не жалуете родителей. Но вам виднее, как быть.
Желаю всего хорошего. Пиши. В.
(Декабрь – 1980)
45
День добрый, Н.Ф. и весь ваш дружный коллектив!
Пишу вам в минуту «нудьги», когда абсолютно нечего делать вот уже час рабочего времени. Вот такая ныне меня одолевает жизнь, что от безделия и скуки хоть завывай. Но сами себя обрекли на это, приходится терпеть. Конечно, если глянуть в окно, то напротив стоят стройные, заснеженные ели, берёзки, красивые девятиэтажные дома. Моё учреждение в самом центре посёлка. Но… от скуки можно сгинуть.
Единое удовольствие было – поездки, но и это уже надоело (зима, одним словом), так что всё наше развлечение теперь – игра в дурачка. Каждый день
решаем с С. как быть дальше. За квартиру отдаём 60 р., на развлечения (скажем, поездку в Москву) ничего не остаётся, а чтобы получить комнату – нужно зарегистрировать брак. Я никак не решаюсь на это. С. психует, и всё ещё пытается убедить меня, что любит. Он, честно говоря, значительно изменился, но не к лучшему. Так, имею в виду бытовые мелочи.
Теперь у него есть я для многих вещей, ну, скажем в вопросах опрятности и т.п. Ему здесь везёт: то поставили на участок, где бригада выполняла аккорды, т.е. в 10-11 час. утра они уже свободны. То сразу после Нового года поранил палец на станке – до сих пор отдыхает. Так что он у меня раздался в ширину. Тоскует по М-лю, и нередко сожалеет, зачем он «подписался» умотать со мной. Кажется, весной собирается обратно. А я также никак не пойму, что лучше, а что хуже: с ним или без? Наверное, всё-таки без, хотя, скорее всего, не в настоящий момент.
Что ещё написать? Здесь очень непростой народ. Большинство, если не все, прошли через то, через что в настоящее время проходим мы. Все знают, почём фунт лиха, а трудности, естественно, изменили людей, наглости и авантюризма в них вагоны. Среди таких чувствуешь себя цыпой.
Но самое плохое, что я здесь не нахожу приложенья своим силам (здесь вообще трудно устроиться женщине). Правда, при институте существует какое-то издательство местного значения, но пока не обращалась туда.
Но – заканчиваю перечисление своих унылых дней. Ждём весны, и расцвета, и перемен в настроениях. У вас, скорее всего, всё по-старому? Как Ира, Вера, Ник. Ив.? Как газета, её авторитет?
Н.Ф., мне неудобно воровать Ваше свободное время, но если оно будет – черкните несколько слов. Привет от меня всем – всем – всем, в первую очередь, конечно, Тиме. А Ник. Григ. удивил, не правда ли? Привет Чип-ну и ребятам из «Ударного». И всем вам, конечно, доброго здоровья, успехов и настроения, отличного от моего нынешнего. Пи –ши -те. В.
(Январь -1981)
46
Здравствуйте, мамочка и Юра!
Пишу о нашей жизни. Потихоньку осваиваемся в новой комнате. Она хоть и мала, нам с Сашей нравится. У Сани на лице так и сияет улыбка счастья. Он сейчас работает на уборке в колхозе, пока не пьёт. В субботу идём в лес по грибы. Уже едим собственного засола и, к счастью, пока не умерли. Он в грибах разбирается, я – учусь.
Что нового у вас? Отправил ли отец наши вещи? Если да, пусть срочно отправит нам квитанции заказным письмом (из простого, боюсь, вынут, подумают – деньги).
Как Дина и Аня? Сейчас им тоже напишу. Конечно, жить в своей комнате можно, ещё лучше, если муж забудет о пьянстве. Доверенность пока не высылаю, - не готовы наши паспорта. Пишите о себе, привет бабе Мане. Я ищу работу более оплачиваемую, но пока вариантов нет.
Здесь предполагается прекрасное бабье лето (как, наверное, и у вас). Сане пообещали достать паюсную икру, если купим – вышлем Дине.
Пока всё, пи- ши- те! В., С.
(Осень -1981)
47
К Г.Г. – не отправлено, с просьбой одолжить денег, чтобы купить дом под Москвой. В отношении Г.Г. – очень наивно, уничтожено письмо.
(1983)
48
Здравствуйте, Дина, Игорь и дочурка!
С приветом к вам Валентина.
Дина, получила, наконец-то, от тебя письмо. Да, я в своё время, наверное, отделалась легче. Но скоро и у тебя всё это останется позади.
У меня Серёжа подрос, и я уже думаю: при хорошем папе, пожалуй, можно было бы и второго. Многие рожают, думают о стабильности. Они, правда, помоложе меня.
А я всё чего-то жду. Из издательства пока нет ответа. Да я на лучшее и не надеюсь. Был период блажи, веры во что-то хорошее. Вытравили, к тому же, безжалостно. Я завелась с теми сволочами-соседями. Сейчас буду настаивать на расселении. Хватит калечить душу и ранить психику Серёжи. А дело дошло до того, что 25-26.01.84. они мне что-то подсыпали в пищу, после чего ровно через 10 часов были боли в животе, диарея и потом жжение в области 12-перстной кишки. Рентген показал воспаление, теперь лечу.
Я, примерно, поразмыслила, как ты (о моих вариантах). Никуда не буду рваться, буду сидеть на месте. Освобождаются две должности, похоже, ни одну мне не собираются дать. Можно бы нажать через управление в Москве, пошантажировать тут некоторых подлецов, о махинациях которых я знаю. Но до чего не хочется окунаться в грязь. А без этого у нас ведь ничего не добьёшься. Посмотрю ещё, как быть.
А пока оформляю пособие на сына да поменяю жильё. Я ордер на жильё пока не получаю, т.к. с Саней окончательно не развелась. Не вижу в этом необходимости.
От Ани было письмо. У неё тоже всё душа не на месте. Но, думаю, это хорошо, что вы в своё время сюда не сорвались.
Уж больно гадок здесь народ. Понаехал со всего света. Одна, с которой я здесь работаю, стоит полдеревни где-нибудь. Гнусная старуха, вот-вот должна уйти на пенсию. О себе не преминёт сказать всяк раз: - Я лучше всех. – Неплохо ведь? Я в дураках это называю самотерапией.
Но это – мура. Главное для вас всех теперь – дочь, её и ваше здоровье. Советую беречь и самих себя, и друг друга. Ну, да вас учить не надо – сами знаете. С Анной тоже советую дружить. Мне здесь не хватает близких людей (и по духу, и по крови, и по нраву).
Пока, пожалуй, всё. Серёжа в саду. Ты мне напиши, как мне его одёжку, игрушки со временем передать или выслать вам? Думаю, пригодится и старенькое для домашних условий.
Матери не советуй работать. Пусть лучше навещает вас, иногда поможет. Конечно, вам теперь нелегко. Но это период, через который надо мужественно пройти. Сане это не внушила – и вот он тосковал, всё искал развлечений. А многие здесь очень терпеливо несут свой крест молодых папаш, понимая, что передышка впереди. Мой не понимал, теперь скулит у порога нашей двери…
Пока всё. Пиши. Желаю всем здоровья и удач! В.
(Февраль -1984)
49
К Г.Г. – не отправлено, с просьбой помочь в продаже моей половины дома в Ак-ке. Позже, в разговоре с ним, он отказал в такой помощи.
(198…? 85? 86?)
50
Милейший Александр Николаевич!
Я вторично обращаюсь к Вам с просьбой помочь мне трудоустроиться в городскую газету. В августе 85-го уволилась, т.к. была принята на период декретного отпуска Ось-й, а др. вакансий в газете не было. В настоящее время, знаю, в «Коммунисте» есть вакансия, но сама переговорить с редактором не могу – нахожусь в отпуске, закаляю ребёнка у моря.
Очень прошу Вас посодействовать. В Протв. школе №4, где работала этот год воспитателем, директор предложила уйти, по причине частой болезни сына. У нас признали хронический тонзиллит, и мы действительно в этом году часто бюллетенили.
Я бы написала это письмо к новому редактору, но, к сожалению, запамятовала его отчество. Виделись мы с ним однажды, когда, опять же, вакансий в газете не было. У меня была мысль поработать временно, в свой отпуск, в газете с 20-го, примерно, июля по 10 августа, но не знаю, получится ли, т.к. хочется, чтобы ребёнок подольше отдохнул от детсада. А возможности оставить его здесь, у бабушки, нет никакой.
Александр Николаевич! Очень прошу Вас замолвить слово (о бедном гусаре). Работая в газете я, вроде бы, не успела скомпрометировать себя настолько, чтобы меня от неё вовсе отлучить.
Прошу Вас помочь. Отпуск у меня до 11.08., буду в Серп-ве, возможно, в первых числах августа.
С уважением к Вам Л. В. Г.
(Лето -1986)
___________________ _______________________________________________
Примечания В.Леф от 16.09. - 30.10. 2019:
____________________________
* Вероятно, по «Введению в литературоведение», учебник которого мне показался неинтересным…
** Любопытно, что этот сценарий я таки осуществлю, но несколько позднее, в 80-81-м годах: выйду за странного и не похожего на других…
*** (В чём и мне удалось поучаствовать, подсадить сколько-то деревцев).
**** Кстати, речь о В.Брадове, однокласснике дочери редактора районки. В связи с последующими событиями на Украине – любопытно заметить: брате жены одного из сыновей В.Януковича, впоследствии свергнутого президента Украины. Но на момент описываемых в письме событий – никто из нас, конечно, не знал, как повернёт судьба каждого из нас.
***** В быту звался Гогунский…
****** (Очень красивый, породистый еврей с труднопроизносимой фамилией, кажется, на букву Ф).
******* Со временем подумываю, что журналист из областной газеты с обзором появился в редакции районки не случайно, хотя и по личному приглашению Гамнинского. Видать, этому как-то поспособствовали советы В.Т.Павленко и А.А.Масюкова, которых, думаю, тоже шокировали новшества (произвол), введённые в стенах редакции выкидышем райкома партии.
******** Нашлась группа дурачков, много лет влюблённых в меня и всегда отвергаемых, которые наплели моему увлечению чего-то такого, о чём точно не знаю даже и теперь… Отвернуть от меня юношу завистникам удалось…
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №221092700955