Будапешт. 3. По пути к Площади Героев
Будапешт, столицу Венгрии, часто называют «жемчужиной Дуная». Дунай протекает через весь город, мост через него был построен только в XIX веке, он связал венгерскую столицу Буда (Buda) с Пештом, лежавшем на другом берегу. Тогда и возникло название «Будапешт».
Основная часть города - Пешт, где живет 1.2 из 1.7 миллиона жителей столицы. В Пеште - парламент, другие правительственные учреждения, офисы крупнейших компаний, магазины, банки, жилые кварталы.
В Буде на центральном холме - королевский дворец, у его подножия несколько бестолковых автомобильных развязок, дальше - частная одноэтажная застройка, в основном весьма симпатичная.
Будапешт сегодня – это великолепный город с историческими зданиями, прекрасными площадями, уютными парками и интересными музеями. Кроме того, город знаменит своими купальнями.
За те 2-3 часа, что нам отведены на экскурсию, мы увидели немного, основное это: проспект Андраши с Площадью героев и копией крепости Вайдахуняд, Рыбацкий бастион и остальное по мелочам.
Но вернемся в автобус. Поехали. Как говорят в таких случаях: «Галопом по Европам». Многое мы увидели из автобуса. Попутно слушали местного гида. «Посмотрите направо, посмотрите налево». Кто не успел сфотографировать или записать, что сфотографировал, это его проблемы. Тем не менее, сфотографировано много, но …
Едем по проспекту Андраши. Этот проспект является наиболее представительной улицей Будапешта. Он соединяет площадь Эржебет с Площадью Героев и с городским парком Варошлигет; на проспекте много зданий в стиле неоренессанса.
Проспект Андраши и его окрестности представляяют собой единый архитектурный ансамбль конца XIX века. Назван он в честь Дьюлы Андраши-старшего (1823-1890), министра иностранных дел и премьер-министра той эпохи, приложившего много усилий для того, чтобы превратить Будапешт в город мирового масштаба.
Здесь представлены образцы эклектичной архитектуры. Эта парадная магистраль длиной в два с половиной километра строилась по образцу французских бульваров. Так что товарищ Андраши, можно сказать, был венгерским бароном Османом. Иногда этот широкий проспект называют будапештскими «Елисейскими полями».
Строительство проспекта было начато в 1872 г. и было завершено, в основном, к 1884 г. В 1985 г. Проспект внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На проспекте расположено много зданий, являющихся достопримечательными.
-Музей почты;
-Венгерский государственный оперный театр;
-Государственный кукольный театр;
-Дворец Дрекслера;
-Мемориальный музей Ференца Листа;
-Музей Эрнста- Музыкальная акадения Ференца Листа;
-Музей восточноазиатского искусства имени Ференца Холла;
-Дом-музей Золтана Кодая;
-Венгерский университет;
-Музей террора.
Одним из самых ярких примеров неоренессанса, является Оперный театр, который был построен по проекту архитектора Миклоша Ибля и открыт в 1884 г. Издалека ничем не примечательное. «Сталинка», - сказал бы наш человек.
Подходишь ближе – слизь огромной тени расползается по стенам. «Террор» – гласит тень. К крыше здания приделан специальный – с соответствующим трафаретом – карниз. Чем яснее, солнечнее день, тем жирнее, отчетливее мерзкий отпечаток. Еще ближе – и видишь, что весь фасад здания – на уровне человеческого роста – выложен керамическими портретами. Такие обычно на могильные памятники водружают. Портретами тех, над кем измывались в этих стенах. Часто годом смерти значится 1956 год- год Венгерской революции.
В угрюмом здании на проспекте Андраши некогда помешалось местное КГБ, затем дом – в порядке преемственности – перешел к Гестапо. Потом – опять к КГБ. Сейчас здесь музей террора. Верхние этажи музейных залов – документы, артефакты и т.д.
С удивлением узнаешь, что восставших в 1956м венгров ссылали даже в Сибирь.
В Будапеште многое посвящено Ференцу Листу. Есть и памятник, который расположен на площади его имени. Композитор изображен в длинной рясе, образ довольно напряженный, За ним - арка, вершина которой отдаленно напоминает органные трубы. Кстати, ряса – это не метафора скульптора, не художественная фантазия, а биографически точное изображение композитора.
Дело в том, что в 1865 году в Риме Лист становится монахом (на этом, кстати, настаивала его возлюбленная, жена русского генерала, ревностная католичка Каролина Витгенштейн), принимает малый постриг и звание аббата, активно пишет церковную музыку.
С тех пор Лист, не снимая, носит черную рясу, и именно таким его обычно можно увидеть на картинах и памятниках. Взъерошенный и престарелый, Лист застыл, расставив руки, парящие то ли в жесте дирижера, то ли над клавишами.
Проезжаем проспект до конца. Встречается много интересных зданий и памятников. Но всего не запомнишь, всего не напишешь.
Свидетельство о публикации №221092700959