Приглашение

  Перестройка, начало девяностых. Тяжёлые времена. Безденежье. «Как это всё пережить?» - думает она, выходя из заводской проходной. В кармане денег только на буханку чёрного хлеба.  Муж тоже работает на заводе и не получает зарплату, как и она. Вся их семья: он, она и двое детей-подростков, живут на пенсию бабушки, её мамы. Домой идти не хочется. А где можно спрятаться от себя самой?  Конечно на автобусной остановке. Народу много, но ты никому не нужна. Все сосредоточенно ждут свою маршрутку и не обращают внимания на рядом стоящего человека. Так она примкнула к толпе и погрузилась в свои тяжкие думы.  Ветер треплет китайский пуховик, полученный на заводе по бартеру.  Детей они ещё как-то одевают, а на свои наряды, увы, ни внимания, ни денег не хватает. Осень в природе совпадает с осенью жизни. Что тут можно ещё сказать? Стоит бедная женщина, когда-то мечтавшая о красивой одежде, о счастливой семье, о том, чтобы дочка стала известной пианисткой. Пианино  куплено в рассрочку ещё для неё, когда она вдвоём с мамой жила в бараке. Мечтала она и о своей машине.  В детстве у её подружки была машина «Победа» и один раз папа Иры покатал и её, о чём она теперь будет вспоминать всю жизнь. Съёжившись, сжавшись в клубок, как ёжик, стоит она на остановке и старается никому не мешать.
   Вдруг к ней подходит мужчина моложе её по возрасту, неряшливо одетый, но судя по её виду, вполне подходящий кавалер:
 - Извини, ты мне понравилась. Может пойдёшь со мной в общежитие пиво попить?
   Женщина очнулась от своих мыслей и переспросила:
 - Что?
 Мужчина приподнимает бутылку пива к лицу, которую держит в руках и горлышком указывает в сторону заводского общежития на противоположной стороне дороги. Четырёхэтажное кирпичное здание:
 - Вон, моё общежитие. Пойдём.
 - Вы что, считаете, что я пойду с вами пить пиво в общежитии?
 - А что ты хочешь в ресторане шампанское пить?
 - Конечно, лучше в ресторане шампанское пить, чем пиво в общежитии. Я что так плохо выгляжу, что вы меня в общежитие приглашаете?
 - Почему плохо? Я же сказал, что ты мне понравилась.
 - Нет, я не понимаю, как можно по одному внешнему виду унизить человека приглашением на пивную попойку.
 - Извини. Нет так нет.
 Мужчина отходит от женщины и идёт к  «зебре», собираясь перейти дорогу.  Женщина спешит за ним.
 - Мужчина, подождите! Вы мне не ответили. Я что так плохо выгляжу, что пригласить меня в ресторан никому в голову не пришло, а только в общежитие и на пиво?
 - Женщина, отстань от меня. Я спокойно выпью пиво один, если не хочешь.
 - Не в этом дело хочу я пиво или нет. Дело в том, что я инженер-технолог второй категории, в детстве играющая на пианино, любящая литературу, много читающая, вдруг заинтересовала постояльца заводского общежития и получила приглашение на кружку пива.
 - Что тут плохого? У меня отдельная комната в общежитии и я пригласил тебя  не только попить пива, но и познакомиться поближе.
 - Я замужем и не первой молодости. Вы приняли меня за алкоголичку?
 - Нет, я принял тебя за приятную женщину.
 - Женщину достойную только кровати в общежитии и кружки пива?
 - Да отстань ты от меня. Я уже не хочу продолжать этот разговор.
 - Придётся, потому что я жду ответа, что именно побудило вас пригласить именно меня? На остановке много женщин лёгкого поведения. Их видно не вооружённым глазом. Почему вы подошли ко мне?
 - Именно поэтому и подошёл, что ты не похожа на женщин лёгкого поведения.
 - Нет, вы подошли ко мне, потому что я простовато одета. Если бы я была в шикарной шубе, в песцовой шапке. Вы бы не предложили мне пойти с вами в общежитие на кружку пива.
 - Наверное. Да!
 - Вот, значит, всё-таки внешний вид имеет очень большое значение. А если у меня просто временные денежные проблемы? А на самом деле я культурная и интеллигентная женщина.
 - Хорошо, я ошибся. Иди своей дорогой, а я пойду своей.
 Слёзы хлынули из глаз женщины совсем неожиданно и она разрыдалась. Все, стоящие на остановке люди, обернулись на необычную пару возле светофора.
 - Извините. - сквозь слёзы выдавила из себя женщина и , наконец-то, пошла в противоположную сторону от мужчины.
Он поспешил следом. И вдруг заговорил с ней на «вы».
 - Извините меня! Я теперь понимаю, что ошибся, понимаю, что вы достойны шампанского в шикарном ресторане, но у меня нет таких денег. Я развёлся с женой, оставил ей и сыну трёхкомнатную квартиру, себе оставил только машину, работаю мастером в цехе и временно живу в общежитии. Также, как и вы, я не получаю зарплату. Также, как и вы, ношу китайский плащ, выданный нам в цехе по бартеру. Желаю вам всего хорошего и, чтобы вы носили шикарную шубу и песцовую шапку, и чтобы ваш муж пригласил вас в ресторан на бутылку шампанского.
  Он обнял женщину на глазах у изумлённой толпы на автобусной остановке, и  тыльной стороной ладони стёр слезу с её влажной щеки.  Ветер распахнул китайский пуховик и она, стыдливо поправив уголок полы, произнесла:
 - Спасибо!


Рецензии
Понятно, что в действительности такой яркой сценки, скорее всего, произойти не могло, но как литературное произведение рассказ безусловно интересен. Он написан живым пером, легко читается и заставляет читателя сопереживать людям, попавшим в затянувшиеся хронически неблагоприятные обстоятельства. Любопытны персонажи, утратившие в процессе социальных перемен и одичания общественной жизни свой социальный статус. Однако, несмотря на убогое, полное нерешаемых проблем существование, они все-таки не полностью утратили человеческое достоинство и явно демонстрируют остатки какого-то отчаянного оптимизма. Невольно хочется верить, что у них когда-нибудь будет свой "праздник на нашей улице".

Спасибо за публикацию!

С уважением!

Александр Халуторных   01.10.2021 13:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за полноценный отзыв. Самое смешное, что этот случай произошёл со мной на самом деле. В жизни часто бывает то, чего быть бы ине могло.Я до сих пор вспоминаю его. А из одичания мы выбрались. и сейчас всё хорошо! С уважением, Лидия.

Лидия Невская Сызрань   01.10.2021 14:28   Заявить о нарушении
Итория, конечно, странная! Но, раз Вы настаиваете в ее реальности, готов поверить. В жизни встречается немало странных и удивительных случаев. То, что трудный жизненный период Вы преодолели, сразу понятно, потому что живете в Хельсинки - одной из самых благополучных столиц Европы, где жизненный уровень населения весьма высок.
Лидия, в Вашем рассказе, удивительно правдоподобно передано состояние человека, уже почти утратившего веру в лучшую жизнь, но все еще пытающегося доказать себе, что он еще "на коне", что нынешняя ситуация - только досадное временное недоразумение, хотя понимает, что он обманывает сам себя. Сильный рассказ!

С уважением!

Александр Халуторных   01.10.2021 15:09   Заявить о нарушении