Большие сказки. 25

Для взрослых
И детей от восьми лет.


Содержание
-Течет ПротвА
-Тесто
______________________


Течет ПротвА

ВСТУПЛЕНИЕ

Яркий солнечный денек. Полдень Золотой песок. Ровно-ровно черно-белые коровы вдоль воды стоят рядком: к реченьке пришли напиться и прохладой насладиться в тени ив. Что там остров Тенериф, Реюньон и Нуси-бе! Мы и слов таких не знали! На педали нажимали, и во все стороны счастья мчался наш велосипед!

Что за радость в смене мест! Счастье есть теперь и здесь, либо нет его нигде! Оно в Жизненной Полноте!

Счастье просто Время Роста: тень в жару, зимой тепло!
Оно вроде Энэло.
Все шумят, а не потрогать.
Не измерить в килограммах!
Счастье — Папа!
Счастье —  Мама!
Счастье —  Вера в Общий Дом.
В норах —  счастья не бывает.
Счастье  дверь не запирает!
Не трясется над добром!

Счастье Папа!
Счастье Мама!
Они ждут за поворотом!
Пусть торопится упрямо
двухколесный твой «Орленок»
к ним всю жизнь, —
пока силенок
не растратился запас.
Поднажми еще немного,
пока стелется дорога,
пока вечер не угас!..
====================================


СЕРЕЖА НА ПЛЯЖЕ

Быстро течет ПротвА: у крутого берега, а там, где глубже, течет еще быстрее.
Слева стайки рыбешек резвятся и обедают в длинной зеленой речной траве и водорослях. Трава шевелится, вытягивается, колышется из стороны в сторону. Ее движения очень похожи на танец под слышную только реке музыку. И кажется, что не вода шевелит траву, а рыбки играют с ней в какую-то свою игру, быстро-быстро подталкивая траву своими плавниками.

На пляже шумно, людно, весело и беспечно. Здесь играют в волейбол. зарываются в песок по самый кончик носа. Дети купаются и заваривают водную кашу, доводя ее до шумного кипения, с белой пеной и пузырями: играют в «шурум-бурум». Гам. Шум.

Сереже восемь лет. Вот уже год, как он научился плавать и совсем не боится воды. Он —  мечтатель. Ему хочется лечь на спину и проплыть так, лежа на спине, по всей реке, от истока до устья.

Река длинная, конечно. Целых двести восемьдесят два километра! (Сережа наводил справки, готовясь совершить свой необыкновенный подвиг).

Три цифры:.282.
Чересчур, пожалуй. Еще устанешь.
Одна цифра лучше!
Например, цифра семь.
Что ж! Вполне сказочное число!
Проплыть расстояние в семь километров легче, чем сразу все двести восемьдесят два!
«Вот проплыву семь километров и посмотрю, как все получится!
Должно получиться! Течение меня понесет, а я буду лежать на спине да на солнышко и облака смотреть!»

Хорошо так мечтать после больницы, после суровой и долгой, бесконечной зимы, которую провел за бетонными стенами и стеклом, расписанным инеем!
Разгорается в сердце пламя движения, перемещения, огонь бродяжничества. Хороший человек —  вовсе не болото по характеру! Скорее река. Или море.

Сережа ложится на песок и закрывает глаза. Жарко! А хорошо бы сейчас осторожно зайти в воду! Вода покажется холодной, словно  "обожжет" холодом разомлевшую горячую от солнца кожу: спину и живот. Руки согнутся в локтях! Плечи сами собой задвигаются. По коже побегут быстрые мурашки…

Вот шаг, еще один… Дальше яма. Там ноги всегда теряют дно, поэтому Сережа обычно до ямы не доходит. Все-таки страшно ему немножко, да и вода над глубиной холоднее, чем на мелком месте!

…Но на этот раз… Быстрое течение словно толкнуло мальчика в спину и понесло все быстрее! Вперед, дальше, наискосок… Ноги потеряли дно! Еще один «буль», еще пара брызг… Но вот уже реки поворот! Пляж скрылся из глаз.
Что будет теперь?
===================================


РАССКАЗ СЕРЕЖИ ПРЯМО ИЗ СНА

Знаете, почему я остался на пляже один? Родители ушли в деревню за молоком дневной дойки и собирались по дороге зайти в магазин, а мне настрого и строго велели сидеть на берегу и ждать их.

Я несколько минут был послушным мальчиком, но потом мне стало очень жарко. Солнце так пекло, что даже тени от жары стали совсем короткими. Я чувствовал себя немножко, как печеная в золе картошка; вот только лежал не в золе, а в песке.

Я подумал:
«Ну и жара! Зайду-ка я в речку. Папа и мама, конечно, запретили мне купаться. А я и не буду купаться, а только окунусь один раз. И все!»

Зашел я в воду, совсем недалеко от берега, даже не успел, как следует окунуться,  но вот уже река словно схватила меня, как окуня,  за руки и за ноги, сбила с ног, дернула за ухо, толкнула в спину и понесла!
Я, кажется, успел только крикнуть:
«Ой, помогите! На помощь!»

Никто не помог. На пляже меня не слышали! С берега не видели!

Хотя, быть может, я и не кричал вовсе, а просто бултыхался в струях, как упавшая с обрыва корова!  Напрасно барахтался! Только пугливых рыбок распугал…

А потом пляж мой совсем скрылся за поворотом… Но до этого места вы уже все и так знаете. Прошу прощения за повторения!  Зато теперь начинается кое-что новенькое!

Я кричу реке:
«Что ты делаешь, Протва! А ну-ка, быстрая,  пригони меня в какой-нибудь тихий затон! Сейчас мама с папой придут с молоком и …. Даже страшно подумать, что они подумают! Верни меня немедленно обратно! Слышишь?
Что такая еще за ерунда! Неужели тебе приятно уносить мальчиков да еще неизвестно куда?!!»

Вообразите только! Река ответила мне!
Нет! Не человечьим голосом, а речным: в нем был шелест волн, и шепот прибрежных трав, и плеск рыбы, играющей на вечерней заре, и многое другое, очень речное! Я, умный, как пони, все понял:
«Прости, Сережа! Но я ведь не нарочно тебя утащила! Так уж случилось! Не могу же я стоять на месте! Я река Протва, а не пруд, не какая-нибудь там кряква!! Не ругай ты меня! Реки и судьбу надо  не ругать, а стараться понять и понемногу менять! Нужно было тебе на берегу сидеть или стоять, родителей поджидать! Зря ты все же в мои струи вошел! Какой ты, Сережка, все же осел! Нехорошо!

Знаешь, о чем я сейчас беспокоюсь больше всего? Ты, вообще,  дружок,  плавать-то хорошо умеешь? У меня ведь, кроме течения, есть и омуты глубокие, и ямы обрывистые, куда попадать не советую, и водовороты быстрые, и родники холодные местного значения!
Ох! Смотри у меня, любитель приключений! Гляди! Не потони только! Только попробуй у меня потонуть! Если будет невмоготу, говори, не скрывай: друга я поддержу, на ковер из цветов речных уложу! Огоньками Желтых Кубышек согрею: их  у меня, что  кубиков у мальчишек!

На просторе речном, в полдень, жаркой порой ни пловца, ни плота, ни души ни одной! Как бы вернуть тебя, мальчик, домой? Скажи, может, в чем-то я не права?»

Отвечаю реке:
«Не волнуйтесь, ПротвА! Я сам, как речная влага:  полон отваги! Воды не боюсь, а плавать умею не хуже наваги! Теките себе спокойно по вашей широкой пойме и не расстраивайтесь из-за меня!
Я ведь сам мечтал по реке вниз проплыть! Сверху донизу по течению, не на веслах, а на омутах и на плесах, руками и ногами!  Сам хотел рекой хоть часочек побыть! Видно там, у твоего пляжа, под ветлой широкой, такое необыкновенное место, где все желания сбываются, даже когда не хочешь, чтоб именно теперь сбылись!

Вот  мое желание  и  исполнилось, да мне что-то не очень весело! Эх! Не вовремя все случилось, как на грех! Папа и мама придут из деревни и скажут:
«Где же ты, горе наше луковое?! На песке тебя нет, и на воде тоже нет, для кого мы тогда купили обед и несем в судке вкусного супа?!»

Можешь себе только представить, что они подумают, когда на берегу меня не найдут! Верни меня к маме и папе в тенечек под ветлой. Я еще не герой:  не могу сплавляться один над илом пучин да еще не домой, а бог весть куда!
Проплыть тебя всю я  был  бы рад! Проплыву, но потом! Когда мне разрешат!! Ох! Сидел бы спокойно я на берегу, ждал бы папу и маму…. А теперь сам не знаю, что делать. Вам нетрудно, река, повернуться слегка и на пляж меня снова вернуть?»

Отвечает река:
«Не умею обратный проделывать путь!»

«Вот беда! А нельзя  меня к берегу подтолкнуть, — вон туда, где ступеньки на склоне крутом, где норки стрижей, одна над другой! Я на пляж у деревни пешком возвращусь! Ногами пройдусь! Пора уж домой!»

Отвечает река:
«С течением проворным  унеслись мы с тобою далеко! Слишком долго придется до пляжа бежать! Если хочешь родителей опередить, на встречу с ними не опоздать, сказку надо досочинить путь другой, решительный и прямой!
====================================


ДЯДЯ ВАСЯ ЗАПОЛНЯЕТ ВОДОЙ
СТАРИЦУ — ЗАБРОШЕННОЕ РУСЛО ПРОТВЫ

Видишь? Справа дубрава, за ней откос, потом деревянный мост?
На мосту с рыбацкой снастью восседает дядя Вася, славный делатель чудес, мудрый баловень судьбы, дитя леса и воды. Он надолго и всерьез! Вырос здесь и в землю врос!
Велико его значение для успеха  приключений и иных важнейших дел! Если б только ты успел дать ему понять, что должен у деревни Голавлево быть опять на пляже снова, мог бы Вася даже Волгу вспять к истокам повернуть! Он волшебник! В этом суть!»

Я что было сил кричать!
А Протва давай журчать
под мостом и мост качать,
 дяди Васино внимание
от налимов отвлекать!

Дядя Вася быстро понял
смысл поставленных задач.
Он сказал:
«Речной разбойник!
Не волнуйся и не плачь.
Распугаешь мне всю рыбу!
Тяжела заданья глыба!
Ну, так что ж! Нам не впервой!
Должен ты приплыть домой?
Значит, пляж у Голавлева?!
Дай подумать мне толково!
Русло старое реки…
Оно нового короче.…
Ну, и что же?
Между прочим,
Я придумал:
Если хочешь,
Ровно через  пять минут
Будешь там,
Где тебя ждут!

…Возле старицы водили
хороводы старики,
а теперь в лугах природы
клевер, мята, васильки!
Хороша река в два русла,
в две руки, в два рукава!
Подарю тебе,  Протва,
молодую старицу!
Станешь ты теперь, сестрица,
двух лугов красавицей!»

Говорит тогда Протва:
«Вася! Покажи дела!
Не трать силы на слова!
Вдруг их   не останется?!»
«Потерпи, красавица!
Дела не начать без слов!
Ты, река, участвуй тоже!
Ну, а ты, готов, Сережа?»
«Да! Готов!»

«Речка, реченька Протва!
Завернись колечком!
Разойдись сердечком!
Воды возвращаются
В русло  древней старицы!
(Видишь, как нужны слова!)

«Опускаю правый берег.
Наполняю водоем!
Все, кто плавать не умеет,
Прочь от русла!
Марш! Бегом !
Открываю родники:
Два на дне, четыре с краю!
Мне сегодня все с руки!
Ух, как прет вода шальная!
«От напора мост не рухнет?»
«Нет, не рухнет!
Полный ход!
Эй! Вперед,
Скорей! Домой!
Эх, медлительный какой!
Ну, давай! Не празднуй труса!
Вплавь! Вперед!
Домой! По руслу!"
====================================


КОНЕЦ СНА И СКАЗКИ


Вместе с первою водою,
рядом с радостной плотвой
я плыву к себе домой.

Вдруг мне Мама гворит:
«Разомлел-то как, Сережа!!
Кто ж на солнце столько спит?!  Просыпайся, сонный кит!»

«Мама! Спал я, а не плавал?
"Чтобы плавать далеко,
И быстрей поправиться!
И  Протве понравиться, —
Пей  коровье молоко!»


«Вот так-так! Скажи на милость!
Значит, этот все приснилось!»
«Ничего, сынок! Протву
Проплывешь ты наяву,
Когда вырастешь большой, —
Так, как сказки сочиняешь:
Смело, быстро, хорошо!»

Для взрослых
И детей от восьми лет


Тесто


….Мама очень вкусно пекла пироги и печенье…Для тех, кто не любит печь пироги, объясняю: чтобы еда получилась вкусной, ее  надо вкусно приготовить! Душу вкладывать в дело надо!

Вначале нужно приготовить хорошее тесто. Муку с водой смешать, руками размять, поставить в теплое место… Мама умела все это деклать!
Тесто у Мамы жило в большой эмалированной кастрюле.
Тесто умело удивительно быстро расти, ну, совсем как ребенок: из малого становиться большим…
=====================================


На кухне и в комнате


…Когда Мама готовит на кухне что-нибудь интересненькое,  когда собирается испечь пирог или сварить варенье, Сережа тут как тут: не отходит от Мамы, рвется ей помогать.

«Погода хорошая! Иди на улицу, погуляй!» — это Мама пытается выпроводить из кухни непрошеного помощника, но Сережа не хочет уходить! Рядом с Мамой интереснее, чем на улице!

Сереже иногда все же приходится для вида,  на время выходить из кухни, но каждые десять минут он снова прибегает посмотреть га тесто Оно бродит, увеличивается, прет через край, поднимает крышку. Большая кастрюля становится мала для него, как для растущего мальчика становится мал и тесен его двор. Какая в них, в Сереже и в тесте, сила! Какая жажда приключений! Она, эта жажда,  и есть  подлинное богатство человека!

…Сережа снова уходит в комнату. Он хочет сочинить сказку про Хлебное братство.
Какой может стать эта сказка?
Ну, вот, например, такой:

Шагает по земле Богатырь Хлеб. Кормит всех, кто ни попадется ему на пути! Он такой сильный, что совсем себя не жалеет!
А чего себя жалеть-то?! Никогда Хлеб не кончится, пока есть на свете Мать Земля, Отец Пахарь-хлебороб, Мельники Ветер буйный да Вода Быстрая,  а еще Хлебная печь горячая да Дрожжи буйные!

Никогда на Земле не закончится Хлеб, пока живут здесь Щедрые и Сильные Люди, добрые, как Тесто!
Скажет тесто:
«Ешь меня! Знай себе, кусай каравай!
Ешь! Не бойся: я еще вырасту!
Меня никогда не убудет!»
Останется, оживет в других тот,
Кто себя отдает,  не жалеет.
Останется тот, кто не боится отдавать!
Кто не прятался за высоким забором
тесного  «счастья»!
Щедрому нет износа, убыли нет. Он всегда был и всегда будет, пока живут на земле его родные, его Земля, Дедушка колос, Бабушка Зерновка, Мама Мука, Отец Солнечный луч…
Дружная семья всегда в сборе!

А  вот и вторая сказка
первой вдогонку!
==================================


Еще СКАЗКА от  СЕРЕЖИ!

Тесто не кончалось! Тесто поднималось!
Из кастрюли выбиралось!
Через край переливалось!
Бродило, бурлило, весь дом затопило.
Вышибло рамы. Вылилось прямо на улицу!
 Вот оно: по мостовой московской струится,
по Хлебному переулку, по Поварской  улице течет,
мчится, как река, потерявшая берега,
уже не может остановиться!

Сережа спрашивает:
«Эй, слушай, Тесто!
Что тебе дома-то не сидится?
Ты какое ищешь себе место?
Слушай! Скажу, как Пушкин:
«Прошу мою заметить речь!
Хочу тебя предостеречь!»
Нельзя без компаса и карты,
бог весть,
куда с таким азартом
напропалую течь!»

Тесто отвечает:
«Я хлебом стать хочу: я печь ищу,
чтоб печь была мне по плечу!
Ну, подскажи, куда мне течь?
Где Богатырскую  печь найти?»

«Хм…
Проследуй по течению  Москвы, Оки
и Волги! Теки на юг, спеши, мой друг,
Спеши скорей, плыви быстрей
 в край ярких солнечных лучей.
Там ты найдешь свой новый дом,
там станешь ты богатырем,
Там  много места,
где может Тесто
 Батыром стать!»
==================================


…Палит, блестит юго-восток!
Река из теста ищет сток:
Нашла,
стекла и нырк в песок!
В тандыр большой
размером с море!
Где же Батыр достойный тот,
что хлеб волшебный испечет,
чтоб превратился хлеб в народ?!
В героев род, в детей Труда,
в разумной воли добрый плод?
«Батыр! Скорей!
Спеши сюда!»

…Батрак сбежал от трех господ!
Вот он  пустынею идет,
еще не веря, что свободен.
С барханов падает, встает,
лишь звездам нужен да мечте,
что над горами в высоте
сверкает капелькой сапфира…
«Мечта! Свети над нашим миром!»

…Вдруг море видит!
Все  из теста!
Здесь Черные пески шуршат,
и змеи плачут от жары,
в слезах растрачивая яд…
Откуда ж море,
интересно,
в таком не благодатном месте?

Причуда? Вымысел? Мираж?
Голодный бред? Горячка? Блажь?
…А Море пенится, бурлит
и басом зычно говорит:
«Волною первой накормлю
весь Индостан, второй Китай,
потом Иран…!
Зря не бурлю:
Всех накормлю!»

«Нет, подожди кормить Иран!
От голода и жажды пьян,
не доживу я до зари!..
Меня вначале покорми!»
«Ну, что ж!
Расстелем достархан!
Не подобает о еде
с голодным долго говорить!»

…Солнце-пекарь из теста печет каравай,
 море гонит волну: руки лишь подставляй
да лови золотой, небом пахнущий хлеб…
«Ну, наелся, джигит?
Хоть немного окреп?»

Словно стал выше
ростом  бедняк,
и сказал с благодарностью
морю он так:
«Чудная  Печь!
Волшебное Море!
Ты мне подарила силу героя!
За мной по пятам
Бий, Бай и Бек
скачут, чтоб вещью
сделать навек,
злой цепью сковать,
приладить хомут.
Каждый из них болтун, лжец и плут!
Они не оценят!
Они  не поймут
щедрости теста:
войну разожгут;
снова народы лбами столкнут!
Нам одно горе!
Им  — «интересы»!
Деритесь, бараны,
за ханский шашлык,
за байский арык,
за богатства владык!»
Вновь в мире алчных
«добро»  станет злом!
Так было всегда
и так будет потом,
если станем мы чуть  умней…

Давай испечем с тобой
Хлебных Людей:
Новый Народ,
без рабов и господ,
Хлебный Народ
на цветущей Земле,
бодрый, как тесто,
добрый, как хлеб!
Тесто, берись за работу скорей!
Попробуем вместе! Можешь?»
Эй!»
«Могу!»
«Честно?»
«Да! Честно!»

…Мне неизвестно,
кто чародей,
но вдруг из теста
Племя Людей
на берег пришло с нарушением всех норм:
Крендель, Кулич, Кекс, праздничный Торт!
Лаваш,  Печенье,  пачки Галет,
Корж, Блин, Калач и с маком Рулет
Лепешка, Коврижка, Бриошь и Багет —
Со списком  согласный ассортимент!

Трудом рождены, теплом и мукой, терпением,
любовью, дрожжами, водой!!!
Доброго теста Хлебный народ
Жизнь созидает, сеет и жнет!
Взявшись за дело, Народ-богатырь
преобразует изменчивый мир,
воду из недр земли достает:
роет каналы и песни поет…
ТрУдится в поте лица он
и вот:
прозрачным и чистым стал Небосвод;
пустыня оделась в зеленый убор;
на склонах безжизненных
сумрачных гор
беспечно цветут
роскошные розы
курчавятся  лОзы
рощи растут,
а соловьи в них
песни поют!!!

…Без небесных царей
и пустынных владык
Хлебный Народ
жить скоро  привык,
без страха смерти,
хитрых жрецов,
Землю свою он,
как Мать,
бережет,
Жизнь терпеливо строит,
как Дом….

Лишь бы Страну не украли потом
Бий, Бай
и Бек с большим животом!
Ужели они  подчинились судьбе?
В мире Труда
какой от них прок?»
…Лодыри там, где режут пирог!
Там паразиты, где мягче ковры!
Затаились, притихли, ждут до поры,
Чтобы звериный оскал показать,
Натешиться местью и землю сожрать,
Выпить Моря,   тесто  украсть!..

…Дом свой, Народ,
Береги от господ,
Не то алчности прах
Твой сад занесет!
В теплой опаре
Не спи, не дремли!
Не то, как мираж,
Исчезнешь вдали…
===================================


…Сережа снова на кухне:
Там Мама варит варенье.
Ура! Вот это везение!
Пирог будет сладким
И пухлым!
Есть, чего ждать
Нынче на кухне:
Как вкусно
Сегодня
Печет пирог Мать!..


Рецензии