Янтарьцева комната 11 глава

   Часто Алёна и Володька, лёжа на её постели, разговаривали на серьёзные, философские темы. Это получалось как-то само собой, они специально такие разговоры не заводили.

-Алёна? А в чём самое счастье человека? - Володька хотел сказать, в чём смысл жизни человека,  но сформулировал по-своему.
-Не знаю... В счастливой жизни, в детях...
-Нет! Вернее, наверное, так, но ведь всё - и счастливая жизнь, и дети, - всё на любви, на настоящей любви, а значит, самое счастье человека - в любви, а?

   Алёна задумалась.

-Так, наверное. Да, ты прав. - На несколько секунд оба задумались. Володька лежал на боку, положив голову Алёне на плечо.
-А я ведь никогда никого не любил, Алёна, а тебя почему-то полюбил. Хорошее чувство всё-таки, меня и водка не так сильно тянет. Прожить бы так рядом с тобой всю жизнь, хорошо было бы. Ты знаешь, в моей душе как-будто что-то растёт, такое хорошее... Я стал думать о таких вещах, о чём раньше даже не знал и не задумывался. Зачем мы живём с тобой? Вот родились, выросли, умрём и всё, что ли? Что-то ведь должно быть такое необычное для каждого человека.
-Хороший след оставить после себя надо. Кто-то оставляет стихами, кто-то романами, кто-то научными открытиями...
-Но ведь не всем быть писателями и поэтами.
-А всем и не надо быть ими. У меня будут дети, может быть, они будут учёными и поэтами.
-А если и они не будут?
-Тогда дети моих детей будут.
-А если и они...
-Но ведь всё равно когда-нибудь кто-то из моих далёких потомков будет.

   Долго ещё разговаривали так Алёнка с Володькой. Когда переваливало за одиннадцать, Володька уходил.

   Ах, как правильно сказано в Библии Екклесиастом: "Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми.., а всему и вам участь одна - смерть." Так зачем же приближать этот роковой час? А все нехорошие поступки именно это и делают.

   Есть два пути! Первый заключается в том, чтобы отречься, мысленно отбрыкаться от каких-то нравственных норм, от моральных переживаний; сказать себе "всё на свете вздор, жить надо проще, жить надо веселей", внушить себе это и - просто, беззаботно жить.

   И есть другой путь: не опустошать легкомысленным внушением свою душу, жить по законам морали и нравственности... Это трудно, очень трудно... Такой человек грустнее, печальнее и меньше живёт. Его жизнь похожа на светлый, яркий до рези глаз, короткий путь, может быть, никем, ни единым человеком, незнаемый, великий путь.

   Сколько их таких ярких путей было на земле, никем сейчас незнаемых! Их было тысячи, тысячи есть и тысячи будут...


Рецензии