Разбор полётов
В декабре 1972 года, после окончания Оренбургского ВВАКУЛ и распределения в штабе Авиации КСФ (Краснознамённый Северный флот) вместе со своими однокашниками, я прибыл в 924 гмрап (гвардейский морской ракетоносный авиационный полк) для дальнейшего прохождения службы. Мы прибыли в гарнизон Высокий в конце недели, и нам сказали, что на построении в ближайший понедельник нас представят всему личному составу полка и распределят по эскадрильям.
Так всё и произошло. После построения полка и личного знакомства с командиром 1 АЭ майором Лобановым я впервые направился в класс предварительной подготовки теперь уже моей 1 АЭ. Переступив порог, я сразу же увидел за передним столом пожилого офицера, лет сорока, с погонами старшего лейтенанта, со значком «Лётчик 3 класса» на груди и практически с лысой головой.
После такого зрелища, у меня в голове сразу же мелькнула до боли неприятная мысль: «Вот и меня постигнет такая же «счастливая» участь, если я буду плохо служить». Возможно, именно в тот самый момент, я и дал себе слово любой ценой «пробиться» хотя бы до командира корабля и стать настоящим лётчиком, а не убирать всю службу по команде командира корабля шасси и закрылки на взлёте, и то же самое делать "мастерски" перед посадкой, и всегда ждать, как милостыни от командира, разрешения иногда попилотировать самолёт.
Слава Богу, у меня не было особых проблем с продвижением по службе, и уже осенью 1975 года после переучивания в Николаевском центре я был назначен на должность командира корабля. Полетал я немного в настоящей авиации, настоящим лётчиком и вдруг неожиданно вспомнилось моё счастливое детство, когда я делал и с большим удовольствием летал на авиамоделях, и мне вновь захотелось ощутить радость от таких полётов.
Тогда не составляло большого труда поехать в город Оленегорск и купить в магазине заветный набор для постройки кордовой летающей модели, а компрессионный двигатель «Комета», объемом 2.5 кубических сантиметра, у меня хранился ещё с тех замечательных времён. «Сказано – сделано», и осенью 1976 года я впервые в гарнизоне, в гордом одиночестве, выполнил на школьном стадионе свои первые полёты на гоночной авиамодели.
Из моего прошлого опыта я знал, что подобные зрелищные мероприятия привлекают к себе очень много зевак не только детского возраста, но и взрослых, и тем самым создают большие трудности в проведении таких полётов, так как многие ребята пытаются поближе подойти к модели и чуть ли не наступить на неё под давлением зевак из второго эшелона. Незаметны на земле и корды управления – две тонкие стальные нити, которые от модели тянутся к ручке управления, и поэтому приходилось постоянно отгонять этих вездесущих любопытных пацанов.
Что касается взрослых, то в тот день они стояли в стороне и совсем не мешали мне. Как выяснилось потом, среди них тогда находился и тот самый лысый офицер Уколов Николай Петрович. В нашей эскадрилье его звали сокращённо НПЮ, изменив букву «У» на «Ю», чтобы мягче и ласковее звучало. Он на это не обижался, так как сам обладал замечательным чувством юмора и тоже любил пошутить, рассказывал все свои истории с большим желанием и красноречием, и вокруг него всегда собирались добровольные слушатели.
Так случилось и в тот понедельник, на другой день после моих первых авиамодельных полётов. После постановки задачи на предстоящие полёты полка гвардейцы вышли покурить в тамбур учебной базы на свой первый в тот день, заслуженный перерыв. НПЮ был заядлым курильщиком, не пропускал ни одного перерыва и с большим удовольствием слушал непринужденную болтовню своих однополчан или, как чаще бывало, слушали его.
Я сам там не присутствовал, так как никогда не курил и всегда старался избегать «угарных газов» от злостных никотинщиков, но мне потом рассказали, как НПЮ провёл разбор моих вчерашних полётов на модели. Вставив в свой неизменный мундштук очередную сигарету и со смаком прикурив её, он поведал окружающим свои впечатления от увиденного зрелища:
– Вчера проходил мимо школы и видел, как наш Карпов на стадионе на модели летал.
После этих слов он еще несколько раз смачно затянулся, а затем выдал свое веское резюме:
– У него «головка» в стакан не помещается, а он курва, самолётик на верёвочке пускает.
При этом слово «головка», он заменил на такое знакомое и понятное с детства всем мужикам, словом на букву «З». Народ похохотал и разошёлся снова по своим классам, а мне об этом «разборе полётов», проведённом НПЮ, друзья рассказали немного позже.
P.S. После тех моих полётов на авиамодели я попал в поле зрения политотдела дивизии и директрисы гарнизонной средней школы. Меня начали уговаривать, чтобы я организовал в школе авиамодельный кружок и начал заниматься с ребятами. Но в то время мне было не до авиамоделизма, надо было думать о лётной и офицерской карьере.
Но осенью 1979 года я сам вернулся к этой теме после того, как выполнил поставленные перед собой цели, и мы вместе с учителем труда Гришиным Петром Петровичем, организовали на базе школьных мастерских авиамодельный кружок. Через некоторое время к нам в кружок присоединился и офицер Александр Гончаров.
Мне приятно иногда вспоминать о том времени, когда мы помогали ребятам делать их первые модели, учили их летать на них, а потом дело дошло и до соревнований, которые мы устраивали с авиамоделистами города Оленегорска и даже участвовали на областных соревнованиях в городе Мурманске. Трое ребят из нашего кружка Артур Антонюк, Игорь Дейнека и Дима Кириченко закончили военные авиационные училища и стали настоящими военными летчиками.
Январь 2009 года
На фото слева направо: Александр Карпов, Пётр Петрович Гришин, майор Артур Антонюк, Александр Гребенников.
Свидетельство о публикации №221092801866