Многовариантность платформ для космических стартов

Многовариантность платформ для космических стартов. Заметка об истории освоения космоса.


Пользователи интернета, интересующиеся космической тематикой, могли с удивлением узнавать новости о морской платформе (морском стартовом комплексе - плавучем космодроме "Морской старт") для космических запусков.

"Что же такое "Морской старт"? Это полнофункциональный морской стартовый комплекс, который включает в себя порт плавучую платформу "Одиссей", сборочно-командное судно "Sea Launch Commander"...". Все эти компоненты представляют из себя составляющие плавучего космодрома "Морской старт"." [эти данные требуют проверки и могут быть ненадежными]
Компания, инициировавшая применение этой платформы, пришла к большим экономическим сложностям.

"Изначально проект был международным, держателями акций были Boeing, РКК "Энергия", Aker ASA Group и КБ "Южное". Больше всего акций было у США. Они вложили около половины средств в платформу. Ракеты с неё запускались не в полную пропускную способность, но регулярно.
- Впоследствии, к концу 2000-ых годов США потеряли интерес к платформе из-за сильной зависимости от РФ и Украины, а также постоянных разногласий. 22 июня 2009 года компания Sea Launch, которая руководила всей кооперацией - объявила о банкротстве через реорганизацию. " [эти данные требуют проверки и могут быть ненадежными]
Платформа перешла в другие руки. Наконец, она оказалась в России, в собственности некоей частной компании. Теперь эта морская платформа для космических запусков ожидает дальнейшего применения.

Остаётся узнать, каких денег стоит консервация и хранение этой платформы. (Даже космический корабль "Буран" не удостоился такой заботливости).

"Ежегодно ... башляет по 60 мегабаксов [???] за обслуживание и дислокацию платформы, с побочными затратами, не считая денег, которые нужны на её эксплуатацию. (...) Стартовая стоимость проекта составляла порядка 3,5 млрд. долларов, при этом полные затраты давно перевалили за 10 млрд. $." [эти данные требуют проверки и могут быть недостоверными]
Некоторые гипотезы может создать информация, появившаяся относительно недавно.

"Калейдоскоп
Немецкий космодром становится реальнее
Производители ракет подписали в Берлине меморандум о взаимопонимании. Следующим шагом является технико-экономическое обоснование, которое на половину будет финансировать правительство Германии.
23.09.2021, 09:51

Планируемый немецкий космодром не обязательно должен быть похож на Мыс Канаверал в США или Байконур в Казахстане. Вместо этого в Северном море планируется построить плавучую пусковую платформу. С корабля со стартовой площадкой в космос должны отправиться небольшие ракеты-носители, которые перевезут маленькие спутники размером с коробку из-под обуви. (...) Цель альянса GOSA – в 2023 году из Северного моря осуществить первый запуск «микроракеты», как называют мини-ракеты. Портом приписки будет Бремерхафен."
Ознакомившись с планами создания германского космодрома в Северном море, некоторые восторженные интернет-пользователи могут восхититься предусмотрительности владельцев морской платформы для космических стартов, находящейся ныне на сохранении в России.

Однако, почти одновременно появляется информация о космических стартах с использованием самолета.

"Virgin Orbit — новый Virgin Galactic?

Кира Юхтенко. 27.08.2021 12:18

Virgin Orbit Ричарда Брэнсона — компания, занимающаяся услугами по запуску спутников и различных решений в области космоса — решила выйти на IPO. (...)

Компания использует модифицированный  самолет Boeing 747 для запуска своих ракет. Самолет компании переносит ракеты LauncherOne на высоту около 45 тыс. футов и сбрасывает их непосредственно перед запуском двигателя ракеты, после чего носитель уже отправляется в космос. Т.е. ракета-носитель запускается с воздуха, в то время как у конкурентов, таких как Rocket Lab или Astra (NASDAQ:ASTR), запуск происходит с земли. Такой метод позволяет более гибко использовать подход запуска и предоставлять услуги для большего числа клиентов.

Сама ракета LauncherOne предназначена для перевозки малых спутников весом до 500 кг. (...) В январе 2021 года Virgin Orbit успешно запустила спутники для NASA. Тогда удалось вывести десять спутников на околоземную орбиту. Ракета с грузом была запущена из-под крыла самолета Boeing 747. Последний успешный запуск для коммерческих заказчиков компании был 30 июня 2021 г.

Мобильность системы позволяет Virgin Orbit предоставлять услуги по запуску спутников десяткам стран, которые в настоящее время имеют космические агентства и спутниковую промышленность, но не имеют возможности запуска с локальных территорий.

Ожидается, что компания будет расти крайне стремительными темпами. Средние темпы роста в ближайшие 5 лет ожидаются на уровне 166% в год. Согласно прогнозам, к 2025 году выручка компании достигнет 1,5 млрд долларов. (...)"
Таким образом, можно сделать вывод о многовариантности возможностей космических запусков.


28 сентября 2021 г. 07:02


Рецензии