Телесное зрение и духовное
Исаак Сирин Ниневийский
***
Если бы ночь была противницей всему доброму – она бы не действовала на людей так вдохновенно, но темнота ограничивает зримое глазам пространство и расширяет умное зрение: мрак уводит человека в себя и ум сосредотачивается в себе: весь видимый глазам простор сужается до какой-нибудь одной мысли – это состояние нравится мне больше, чем шмыгание рассудка по обрезкам памяти.
Мне нравится застывать ночью в кресле, уложив своё тело в один компактный комок костей, мышц, кожи и всё своё умственное внимание, отдав тихому сосредоточению в себя…
К самым неожиданным результатам приводит это телесное и умственное положение: то оно уносит всю мою наблюдательность памятью в детство или юность; то фокусирует сокрушенность духа на каком-то крохотном жизненном проступке и широко увлекает мое сердце в покаяние; то постепенно или вдруг уносит ум в размышление о Боге, а эта область самая интересная для моей души и для моего рассудочного внимания.
Ах, только бы не увлечься умом в какие-нибудь пустые фантазии, ведь ум так любит дёргаться и бродить по невообразимым ландшафтам, мыслимым представлениям, прыгать по различным помыслам…
Но самое отрадное для меня состояние – это то, когда, наконец, наступает момент и в душе, и в теле замирают все звуки, малейшие мыслительные брани и наступает полнейшая тишина…
И я понимаю потом, что вступил в Божественное пространство, где нет места греху, где только ЧИСТОТА и ЛЮБОВЬ…
Сентябрь, 2021
Свидетельство о публикации №221092800438