Послесловие. Бог шельму метит

На воре и шапка горит, или Бог шельму метит   
   В 2017 году широко отмечался 700-летний юбилей нашего города. Можно долго спорить как о юридическо-исторических аспектах данного празднества (Клин уже отмечал 700-летие в 1934 году: фотографии из альбома этого эпохального события до сих пор кочуют по интернетам да краеведческим публикациям), так и о морально-этических (согласно Рогожскому летописцу, "въ лъто 6825" Клин был вовсе не основан, а, наоборот, разорён московско-ордынскими полчищами, вторгшимися на территорию сопредельного княжества).
   Но сейчас не об этом: речь пойдёт о фундаментально-памятном свидетельстве недавнего торжества, когда на знаковом месте у Торговых Рядов, насиженном вождём мирового пролетариата, укоренилось творение скульптора А. Рожникова. Сей монумент вызвал весьма неоднозначную общественную реакцию, так как центр данной композиции был отдан "на откуп" Юрию Даниловичу – московскому князю, под водительством коего и был разорён наш город. Против установки такого "захватнического" памятника выступали не только клинские краеведы (желающие могут поискать в печати прошлых лет разгромные статьи М. Томилина и В. Соколова), но и наши коллеги-тверичи во главе с замечательным артистом Г. Пономарёвым. Все твердили как один: «установка памятника московскому князю, вероломно погубившему Михаила Тверского, является оскорбительной не только для народной памяти, но и для тверской земли (частью которой в то время был и наш город)».
   Но, несмотря на это, памятник всё-таки водрузили – правда, с оговоркой: установщики-проектировщики «включили заднюю», заявив, что на монументе изображён вовсе не Юрий Данилович, а некий аморфный «собирательный образ летописного князя». Но это не помогло: закономерную вторую волну общественного возмущения вызвало "наличие отсутствий" художественных достоинств у свежеустановленного монумента. В народе он тут же получил множество метких прозвищ: младшее поколение окрестило его "надгробием" и "лопатой без ручки", а старшее, памятуя о перестроечных трудностях, - «колбасной очередью», которая в горбачёвскую эпоху двумя мощными рукавами огибала памятник Ленину, устремляясь за дефицитом в близлежащий гастроном. И действительно, из-за могутной княжеской спинушки выглядывает целый паноптикум деятелей науки, искусства, а также властителей прошлого, среди которых резко выделяется «образ партийного деятеля», похожий на кровавого НКВДшника  Н. Ежова, да физиономия Екатерины II, - в свою очередь, совершенно несхожая с оригиналом.  А чуть ниже, в подножии данной "могучей кучки", позлащёнными буквами выведена лаконичная эпитафия: "1317 Клин 2017".
   Впрочем, оборотная сторона сего творения ничуть не лучше: среди «этапов славной истории» затесалось несколько ляпов, непростительных не только маститому ваятелю, но и двоечнику-школяру: так, московский митрополит, святитель Филарет (Дроздов) почему-то назван "патриархом", а клинский собор Святой Троицы  - «пресвятым»…. Нет, лучше уж вновь вернёмся к лицевой стороне, к пресловутому Юрию Данилычу: сей псевдооснователь Клина изображён  в шлеме своего прадеда, князя Ярослава Всеволодовича. Скорее всего, так было сделано для пущего эффекта и зрелищности, хотя все военачальники объединённого московско-ордынского войска должны быть одеты и вооружены единообразно, в татарские шлемы и латы, которые имели сугубо утилитарный характер и, следовательно, не блистали особой красотой. К тому же, богато изукрашенный Ярославов шлем никоим образом не мог оказаться на бестолковой голове его нелицеприятного потомка: пресловутый шлем был утерян во время Липицкой битвы 1216 года,  то есть задолго до рождения московского князя, и следующие шесть столетий пролежал в кочке под ореховым кустом. Так как за давностью лет достоверных изображений Юрия Даниловича не сохранилось, в "собирательный образ" были взяты не только прадедовы доспехи, но и благообразные черты его лица (в этом легко убедиться, взглянув на прижизненную парсуну Ярослава Всеволодовича в церкви Спаса на Нередице). Поэтому впредь будем считать, что на монументе изображён не разоривший Клин в 1317 году московский князь Юрий Данилович, а настоящий владелец шлема, истинный основатель Клинской крепости – Великий князь Киевский, князь Новгородский, Переяславский и Владимирский Ярослав Всеволодович.

Примечание: написано "в стол" в день празднования 700-летия Бортеневской битвы 22 декабря 2017 г. На иллюстрации - Ярославов шлем. Хранится в Московской Оружейной палате.


Рецензии