Крамаренко

Выше уже упоминалось, что внучка купца Ивана Егоровича Мартышкина Софья Давыдовна Вярьвильская – дочь Е. И. Мартышкиной и Д. В. Вярьвильского была женой Георгия Васильевича Крамаренко. У супругов родились две дочки Людмила и Наталья. А теперь немного подробнее об этой московской семье.

Муж старшей дочки Давида и Елизаветы Вярьвильских Георгий Васильевич Крамаренко - доктор технических наук, профессор МАДИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР был соратником члена - корреспондента АН СССР Николая Романовича Брилинга, а также находился в одном ряду с такими учёными, как: академики Б.С. Стечкин и Е.А. Чудаков, член - корреспондент РАН В.Н.Соловьёв, заслуженные деятели науки и техники РСФСР, доктора технических наук П.И.Шилов, А.А. Бромберг и другие.

Все эти люди стояли у истоков создания Московского Автодорожного института (МАДИ) и были основателями его научных школ. Ранее упоминалось, что профессор МАДИ Николай Романович Брилинг был основателем и заведующим кафедры «Автотракторные двигатели» (с 1933 по 1961гг.).

В то же время научно-методические основы такой прикладной науки как техническая эксплуатация автомобилей, заложил профессор Георгий Васильевич Крамаренко. Свою кафедру в МАДИ «Эксплуатация автомобильного транспорта» он возглавлял на протяжении 45 лет с 1939 по 1984 годы.
 
В 1944 году аналогичный институт будет создан в Киеве - Киевский автомобильно-дорожный институт (КАДИ), а в 1971 году - в Ташкенте –Ташкентский автодорожный институт (ТАДИ). Доктор технических наук Г. В. Крамаренко и в их создании примет самое активное участие.

Несмотря на то, что Н.Р. Брилинг и Г.В. Крамаренко принадлежали к разным поколениям, их многое связывало: и наука, и место работы, и даже то, что они, как раньше говорили, были свойственниками: жена Н.Р. Брилинга Софья Евгеньевна и две тётки Софьи Давыдовны - жены Г.В. Крамаренко носили одну фамилию - Арманд.

Помимо этого, Николай Романович Брилинг ещё до революции был знаком с отцом Георгия Крамаренко Василием Ивановичем. В те годы В.И. Крамаренко преподавал математику и был техническим редактором популярного московского журнала «Автомобилист».  Первый номер этого журнала вышел под впечатлением от первого автопробега 1907 года Пекин-Париж, и его предназначением было вызвать интерес русского общества к автомобилю,  как со спортивной, так и с коммерческой точки зрения. Журнал знакомил читателей с русской автомобильной жизнью:  устройством автомобиля,  достижениями автогонщиков. Как и всё «буржуазное» журнал закрыли в  1918 году, однако свою любовь к автомобилям отец успел передать сыну, и тот не подвёл, посвятив развитию автомобилестроения всю свою жизнь.

Ещё незадолго до начала Великой отечественной войны Георгий Васильевич Крамаренко - доцент кафедры эксплуатации и службы парков Военной академии механизации и моторизации РККА им. Тов. Сталина, разрабатывает инструкции по боевой эксплуатации автомобильного парка и обслуживания машин в мотомехчастях РКК . Эти правила будут строго соблюдаться в военное время и спасут ни мало жизней. Можно вспомнить «Дорогу жизни» в блокадный Ленинград, по которой  в течение 152 дней, с ноября 1941 по апрель 1942 года, обслуживало порядка 4000 автомобилей. Водители грузовых автомобилей, передвигавшихся по льду, стояли на подножке, чтобы вовремя соскочить в момент опасности. Провалившиеся машины старались вытаскивать, что не всегда было возможно, и тогда спасали груз: муку везли на ленинградские пивоваренные заводы, там высушивали и затем использовали для выпечки хлеба.
 
Во время войны Николай Романович Брилинг занимал пост в Академии бронетанковых войск. А Московский автодорожный институт был эвакуирован в г. Янгию;ль (Узбекистан). Фронт сильно нуждался в новых военных автомобильных разработках, и учёные МАДИ обеспечивали их в глубоком тылу.
 
В эвакуацию из Москвы отправилась и вся семья Георгия Васильевича с женой Софьей Давыдовной и дочками Людой и Наташей, в то время как бабушка Елизавета Ивановна с младшей дочкой Екатериной и внучкой Катей эвакуировались в Казахстан, Казалинск, поближе к «деду» Давиду Васильевичу Вярьвильскому.

В эвакуации Крамаренко жили рядом с семьёй Владимира Ивановича Мартышкина (брата Елизаветы Ивановны, младшего сына купца Ивана Егоровича и Елизаветы Петровны Мартышкиных). Владимир Мартышкин работал шофёром в МАДИ, был женат на Тамаре Владимировне Веселовской. У пары было трое детей: Сергей, Михаил и Маргарита.
 
Уже в мирное время Николай Романович Брилинг становится начальником и главным конструктором ОКБ Министерства машиностроения СССР (1948—1959).
В то же время Георгий Васильевич Крамаренко вернётся к научно-преподавательской работе на своей кафедре в МАДИ.

О нём сотрудники вспоминают: «Г. В. Крамаренко сумел создать творческий коллектив единомышленников, доброжелательную атмосферу, способствующую расширению индивидуальных качеств каждого работающего на кафедре. Он значительно укрепил и развил связи кафедры с автотранспортными предприятиями, НИИ, родственными вузами и кафедрами, заложив тем самым основы подготовки специалистов автотранспортного комплекса. Под руководством Г.В.Крамаренко получили свое развитие важные для народного хозяйства научные направления в области диагностики и надежности автомобилей, автосервиса и др.»

Все свои торжества Георгий Васильевич отмечал с коллективом сотрудников дома, за красиво накрытым столом руками жены Софьи Давыдовны. Народу всегда собиралось много, человек 30-40. Но никто не ощущал неудобства от тесноты, она, как будто наоборот, ещё больше сближала и способствовала взаимопониманию между учёными. За такими праздничными обедами присутствовал и Николай Романович Брилинг.

*

Но в семье учёный Г.В. Крамаренко «занимал должность» мужа и отца двух дочек. Каким он был в быту?- Строгим, требовательным, но отзывчивым и справедливым. Д. В. Вярьвильский  так писал в дневнике о своём зяте:

- 28 февраля 1949г. Был в Москве у детей. Хорошо отпраздновали 23 февраля — день рождения Жоржика — ему 48 лет, а он совсем еще молодой. Люблю его как сына, такой он милый сердцем человек. Наконец полностью у нас с ним укоренилось на «ты» и «деда», вместо «Давид Васильевич». Я этому очень рад.
 
- 10 декабря было 23 года свадьбы Софочки и Жоржика. Были у них гости, весело провели вечер с близкими, родными и товарищами Жоржа - бывшими его учениками.
 
- 8 марта - День рождения Софочки, каковой день я всегда был в Москве и все вместе мы праздновали это событие в кругу нашей семьи. Хорошо помню, как 48 лет тому назад родилась наша дочурка — первенец маленькая Софочка. Как я был рад и горд, что сделался отцом, а сейчас я дожил уже до взрослых внучек. Жаль, что моя старушка Лиза умерла, а какое было бы для нее счастье полюбоваться на пожилых уже дочек и на взрослых внучек.

Интересно, что дни рождения мужа и жены Крамаренко, которые родились задолго до Октябрьской революции, совпали с двумя ставшими популярными в СССР праздниками: Днём рождения Красной армии -23 февраля (Георгий Васильевич) и Международным женским днём – 8 марта ( Софья Давыдовна). Словно кто-то свыше подал знак, что эти люди, будучи рождёнными в Императорской России, призваны внести значительный вклад в восстановление и развитие обороны и экономики, педагогики и культуры нового советского строя.

Софья Давыдовна Крамаренко, не смотря на то, что не получила изначально высшего образования, была  деятелем культуры, уважаемым  педагогом и литературоведом. Она была заботливой хозяйкой всегда уютного дома и любящей мамой двух своих девочек. Вот как вспоминал Давид Вярьвильский , переживший жену и  дочерей, свою старшую дочку:

“Она была в течение всей её жизни моим утешением, счастьем и подспорьем.
Ещё будучи 2-х летним ребёнком Софочка разделила со мной первое мое скитание. Во время японской войны она вместе со мной и покойной Лизой прожила с нами на Урале и там скрашивала наше житьё, далеко от нашего дома.

В 1915г. она приехала с матерью и сестрёнкой в Одессу проводить меня на фронт. Тяжело мы переживали период революции и голода. Софочка, поступив учиться в Университет, бросила учение и начала служить, чтобы помочь семье.
Впоследствии, когда я очутился в Казахстане, она первая приехала ко мне на свидание.

Когда заболела мать, она приехала за ней и перевезла её в Москву и.т.д.
Когда я возвратился из Казахстана, мне некуда было приклонить голову, она вместе с Жоржиком сказала, чтобы я считал их дом своим домом. Она лично устроила моё жильё в посёлке, где я теперь живу, но это всё её материальная помощь, а кроме того она была моим сердечным душевным другом, моим поверенным, которому я нёc свои труды и печали и всегда от неё получал успокоение».

Скончалась Софья Давыдовна после перенесённого инсульта. У её постели в последние дни жизни постоянно находились самые родные ей люди: муж, дочки, отец, тётя Надя (Арманд) и сестра Галюша (А.П. Чубова) из Ленинграда.

Дочери этой удивительной супружеской пары продолжат дела их родителей. Людмила Георгиевна Крамаренко (Люля) станет искусствоведом, академиком Российской академии художеств, а Наталья Георгиевна Крамаренко – инженером-автомобилестроителем.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/09/28/554

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5


Рецензии