Консерваторы и обновленцы

В результате политики, проводимой Агваном Доржиевым в буддийских монастырях молодой Советской республики, монастырская община, прежде такая сплочённая, раскололась на «консерваторов» и «обновленцев». В Цугольском дацане, по рассказам очевидцев, раскол был болезненным и происходил следующим образом.
Консерваторы – старые ламы Цугольского дацана – продолжали проводить свои службы в храме, а обновленцы – в основном, ламский молодняк – поставили большую палатку возле реки Онон и в ней проводили свои службы.
Службы, проводимые молодыми, были те же самые, что проводили старые ламы в Цугольском дацане, и поэтому никто из местных жителей на них не ходил.
«Твёрдое и крепкое – погибает, нежное и слабое – живёт». Эта старинная китайская пословица как нельзя лучше отразила события, происходившие на рубеже 30-х годов среди агинских бурят. Молодняк Цугольского дацана, подвижный и жадный до перемен, с началом гонений на религию ушёл в Монголию и Китай. Ушли за границу и буряты, недовольные кампанией по коллективизации сельского хозяйства, проводившейся в стране. Двумя большими колоннами двинулись беглецы в Монголию и Китай, надеясь начать на новом месте жизнь, свободную от притеснений.
Руководство Китая  выделило беглецам местность для проживания, носившую название Шенехэн, и защитила их законом от требований и угроз Советской республики. Обосновавшись в Шэнэхэне, ламы-имигранты построили дацан и в нём проводили свои службы.
Ламам, ушедшим в Монголию, повезло гораздо меньше. Новое правительство этой страны, положительно настроенное по отношению к Советской власти, выдало органам правосудия ламско-бурятский молодняк. И почти в полном составе эти ламы были расстреляны либо погибли от лишений в сталинских лагерях.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи)


Рецензии