Е. Д. Войтяховский - учитель Каменского и Ермолова

На северо-западе Орловской области, близ её границы с Калужской, расположилась самая дальняя из деревень Болховского района – Павлодарь. Когда-то, в XIX веке, она называлась чуть иначе – Павлодар – и принадлежала отцу известного русского поэта Алексея Апухтина.

Апухтин, Чайковский, Войтяховский. Кто ещё?

Алексей Николаевич провёл здесь, в родовой усадьбе, детские годы, а в 1862–1865 годах, числясь старшим чиновником особых поручений при орловском губернаторе, жил в отцовском имении почти постоянно. В Павлодаре в 1863 году гостил у Апухтина его лучший друг, выдающийся русский композитор Пётр Ильич Чайковский, написавший несколько знаменитых романсов на стихи нашего земляка.

История появления деревни Павлодар на свет связана с ещё одной неординарной личностью, основательно подзабытой как в России, так и в нашем крае уже к началу XX века, но такой интересной, что не вспомнить о ней было бы грешно.

Что известно нам о Ефиме Дмитриевиче Войтяховском из биографических словарей? То, что он «22 года прослужил в артиллерии, а его «Теоретический и практически курс чистой математики.» выдержал несколько изданий. Благодаря полноте и удачному расположению материала, а также значительному количеству интересных и занимательных задач этот курс был одним из самых распространённых пособий для русской средней школы на протяжении почти 40 лет».

А герой войн с французами Николай Гаврилович Левшин оставил для нас в своих воспоминаниях живой образ человека, обучавшего точным наукам не только его самого, но и многих других известных личностей. Вот отрывок из «Домашнего памятника» Николая Гавриловича Левшина, посвящённый забытому учёному.

Из бедных шляхтичей – в профессора

«В продолжение пребывания моего дома, то есть до конца 1803 года, брал я вместе с покойным братом Петром Гавриловичем уроки математики у известного учёного – господина штык-юнкера Ефима Дмитриевича Войтяховского.

Нередко вспоминаю я о сем почтенном человеке, а участь его в старости не была завидная. Ефим Дмитриевич был бедный белорусский шляхтич; необыкновенным своим прилежанием к высоким наукам, в особенности, к математике, открыл себе путь пространный по части глубокого ученья и сделался в царствование императора Павла I известнейшим математиком. Занимал кафедру профессорскую, был учителем их императорских высочеств и всех знатных господ, в числе коих были его ученики граф Николай Михайлович Каменский, Алексей Петрович Ермолов и граф Александр Иванович Кутайсов. Войтяховский учил их делать точные расчёты при артиллерийской стрельбе. И своё умение они не раз потом в сражениях подтверждали.

Милостями государя императора Ефим Дмитриевич был осыпан, подарки были у него дорогие перстни, табакерки с портретами императорской фамилии, между коими одна была украшена бриллиантами, с видом дворца села Павловска, стоящая более 5000 рублей. Сими подарками Войтяховский всегда гордился и с величайшим удовольствием, показывая их, рассказывал случаи, по которым подарки получал, именно тогда, как царственные юноши экзамены выдерживали при самом императоре в науках математических.

Основатель хутора Павлодар

Помнится, что в 1802 году Ефим Дмитриевич купил сельцо Кудиново (на границе уездов Болховского и Козельского), близ которого пожалована была ему государем дача (в настоящее время – деревня Боровского сельского поселения Болховского района). Земли лесные, рядом с казенной Дубенской засекой: тут он выстроил себе хутора, которые назвал Павлодаром. (Всю жизнь Ефим Дмитриевич Войтяховский считал себя обязанным императору Павлу I, естественно, поэтому и отблагодарил таким образом царя.)

Сельцо Павлодар и до сего времени существует, также на границе Козельского и Болховского уездов. Оно принадлежит в настоящее время господам Апухтиным и досталось им по наследству от матери, Mарии Андреевны Желябужской.

Но вернёмся к селу Кудиново. Там Ефим Дмитриевич выстроил себе дом, развёл сад и воду провёл чистую. Сад теперь значительно вырос, а план его всё тот же и не изменился до сего времени; но садовые беседки, гроты и вообще затеи прошлого века от времени разрушились. Дом находится всё на том же месте, и хотя несколько изменил свой наружный вид, но его главный корпус всё-таки постройки Ефима Дмитриевича Войтяховского.

«Кончил жизнь, тоскуя сильно о несчастии своём»

Ефим Дмитриевич всегда одевался по-старинному: в немецкие разноцветные кафтаны, со стеклянными и бронзовыми пуговицами, напудрен, с буклями и длинной косой; перстень бриллиантовый на пальце, жалованная табакерка в глазетовом жилете и часы жалованные, с бриллиантовыми брелоками; шуба и шапка соболья, верх бархатный. Бывши детьми, с братьями и сёстрами каждый праздник, бывало, ждём приезда Войтяховского, как великой радости, чтобы насмотреться на его блестящий наряд; он бывал в доме нашем (в селе Введенском, Коноплянка тож – Болховского уезда) весьма часто.

Около двадцати лет наслаждался Войтяховский плодами своих полезных трудов, был жизни весьма скромной и в 70 лет кончил её, тоскуя сильно о несчастии своём. Единственный сын его, Фёдор Ефимович, не был к нему почтителен, находился всегда в отлучке в столицах и мотал шибко, а старик был скупенек, и сие столь сильно огорчало его всегда, что он открыто говорил, что хочет сына своего лишить наследства; но батюшка мой (Г. Ф. Левшин) отсоветовал ему.

Войтяховский погребён на общем кладбище в селе Луневе Болховского уезда. Исчезло всё, как дым. О нём все забыли, а его «Курс чистой математики, содержащий арифметику, геометрию и алгебру, с прибавлением фортификации», впервые опубликованный в Москве в 1786 году и выдержавший несколько изданий, оставлен; редко кто о нём что знает. Имение его разошлось по рукам наследников. Не осталось ничего, теперь и помянуть некому!»



(Источник: (Материал из Интернет-сайта).


Рецензии