Четыре струны

Книга из цикла. Мысли. Размышления о картине «Четыре струны»
Дмитрий Крикунов. Фрагменты мыслей. Сокращенный вариант

 Раннее утро. Природа просыпается и ждет рассвета. Начало осени. На небе проблески света. В акварельной предрассветной дымке дышат вершины гор, пряча в себе вечный замок и унося его холодные башни в небо. Этот пейзаж не может трогать зрителя, относя нас в эпоху Ренессанса. Там тишина и все мироздание поглощает зрителя, уводя в глубинные истоки души и к христианским постулатам веры.
Плач скрипки – плач души. Плач ветра в шуме деревьев. Мы слышим музыку ангелов без слов по обожженной, черной земле. И путь это плача усыпан розовыми хризантемами. Цветами мудрости и богатства, печали и верности, любви, символом императорского почитания. Извивающиеся лепестки, словно пытаются услышать пение струн. Это крик и боль – художника Эдварда Окуна, словно зная, что будет убит нелепой шальной пулей во второй более жестокой войне 17 января 1945 г. в своем родном городе Скерневице пригорода Варшавы.
Он скажет так об этом декоративно и колористически в своей картине «Четыре струны», создав трогательный визуальный триптих. Пластическое движение – справа налево, словно он пытается запечатлеть процессию. Словно пишет картину как кино, как Андрей Тарковский, размышляя с нами о мире и войне. Зачем была нужна война? Он показывает свое отношение к ней (к войне и смерти, жизни) изнутри. Хотя первое впечатление, когда ты видишь картину в первый раз, что это похороны лучшего солдата и воина на этой беспощадной войне. И каждая девушка из четырех меняется в движении и пластике, в поворотах головы, словно дает путь душе. Четыре девушки одеты в черные платья с траурными накидками – олицетворение четырех струн скрипки, говорят о законченности и гармонии. Кто они? Скрещенные руки на их груди или жест сердца – путь Бога или крест.
Что за струны души? Три поют. А четвертая струна надрывно молчит.
Мы не знаем… Может быть его музы. Может быть, пороки человека в этом обществе (зависть, равнодушие и гордыня, смирение и покаяние). А может быть его первая любовь или новое счастье, про которое он умалчивает и скрывает от нас.
Заставляет нас подумать об истории и нас самих. Как мы живем и для чего живем? Почему плачем или радуемся? Почему тянемся к великим шедеврам? Возможно — собирательный образ родины, Польши, которая пережила свою трагическую историю со своим народом.
Художник верил в свою свободную и любимую родину.
И проводя параллель, можем заметить, что делает с женщиной война. Как бы равнодушие и отрешенность с одной стороны, а с другой - уставший и обреченный грустный взгляд… Недетское лицо войны…
Как меняются волосы от русого до черного с проблеском седины… Как меняется сам человек под натиском судьбы. Как живет человек от самого рождения и до самой смерти. И что он успел сказать миру. Что? Каким его душа придет на небо? Что он оставит после себя? Какой сад счастья подарит он миру и каждому человеку?
И последняя девушка. У последней дамы такой взгляд, словно она знает что-то такое, чего не знают остальные. Словно она причастна к этому. И хочет сказать. «Прости меня!»
Там возможно имеют место обман и предательство. Заплаканные и уставшие глаза вторят мелодии скрипки. Слова покаяния срываются с сердца, как слеза, упавшая из глаз на выжженную землю войной.
Недаром она располагается на правой прямой рамки золотого сечения - линии главного акцента.
А поскольку она движется, она скоро с этой линии уйдёт.
Она перестанет быть главным действующим лицом в этой сцене, останется только скрипка, она никуда не уйдёт, она останется лежать в точке главного акцента.
Скрипка или душа польского народа, являясь композиционным центром, не умрет никогда. Будет звать к свободе. Об этом говорит большое количество хризантем.
Музыка будет жить вечно, говоря нам без слов трагедию войны и жизни художника. Ведь многие его картины бесследно пропали.
 
“Cztery struny skrzypiec" (Four Strings of the Violin), 1914
Edward Oku; (Polish, 1872-1945)
The University of Arizona Museum of Art, Arizona

PS. Это - великое искусство. Драма и судьба жизни каждого человека


Рецензии