Структуирование стихотворной мысли

              СТРУКТУИРОВАНИЕ  СТИХОТВОРНОЙ  МЫСЛИ

Рассмотрим  прежде  всего,  что  такого  представляет  из  себя  человеческая  мысль.  Это – естественные  электромагнитные  колебания  сознания,  преобразующие  кинетическую  энергию  в  логическую.  Продукты,  плоды  этой  логической  энергии  закрепляются  словами.
Таким  образом  осуществляется  мышление  индивидуума.   
В  поэтическом  искусстве  естественная  мысль  обязана  преобразоваться  в  искусную,  то  есть  пройти  определённую  модификацию  затем,  чтобы соответствовать  определенным  правилам  и  канонам,  которые  именуются  законами  искусства.  Цель  этих  правил – создавать  упорядоченные,  гармоничные,  приятные  сочинения,  которые  отвечают  эстетическим  потребностям  человека.      

Именно  таким  задачам  служит  структуирование  стихотворной  речи.

Структуировать – значит  расположить,  «расписать»,  расцветить,  стихотворную  мысль  таким  образом,  чтоб  она  отвечала  визуальным,  инструментально – сонорным,  то  есть  звукоакустическим,  как  и  функциональным  нормам  и  потребностям  поэтической  речи,  зафиксированных  положениями  о  поэтике.
       
Прежде  всего,  стихотворную  мысль  нужно  развести  между  левой  и  правой  сторонами  структуры – и  снова – правой  и  левой:  между  мелодией  и  аккомпанементом.  Создать  аналог  её  продвижения:

Привлеканка!

Так  она –
                как –
                то:

Привлекательной –
                такой
                она
Выглядит;

                где – то
                выглядит
Притягательной –
                тела 
                гелем  тем,
                тела
                гелием:

Оголтелым
                тем
                эпителием!
 
                К  тем
                эпитетам –
Снисходительно –
                обходительной!

                Соответственно –
Тут  влиятельной!

                И
                внимательной –
К  наблюдателю –
                не  на 
                блюде,  но …

В  той  влюблённости –
                и
                объекту
                той
                упоенности!

Утонченной, –
                и  точно:
Воздушной –
                вот  этой 
                воздушности –
И  послушной,
Он  увлечён, 
                он,
                человек
Молодой,
Ещё  как  увлечён –
                причём,
Той, 
        что  станет 
Грядущим
                его – палачом!

В  качестве  примера  я  использовала  сочинения  своего  супруга.  Да,  он  пишущий  человек.
Даже  бегло  познакомившись  с  приведённым  фрагментом,  постигаем  замысел  автора.  Он  попытался  воспроизвести  воздействие  привлекательной  женской  внешности  на  чувствительную  душу –  то  ли  приятеля,  то  ли  соседа,  собеседника,  одним  словом. 
Замысел  прост  и  понятен.  Рассмотрим,  каким  образом  происходит  его  реализация,  и  каким  образом  структуируется  естественная  человеческая  мысль. 

В  начало  всего  стиха  выносится  ударное,  «заводное»  слово:  «привлеканка».
Этим  существительным,  как  видим,  автор  обозначает  привлекательную  даму.  Новодел  «привлеканка»  солидаризуется  у  него  со  словом  привлекательная,  это  соответствует словообразовательным  нормам  русского  языка.

Если  этот  новодел  мы  рассмотрим  в  его  звуковом,  фонетическом  составе,  и  сравним  с  продолжением,  мы  тут  же  обнаружим  дальнейшее  тиражирование  всех  его  звуковых  единиц.  Все  они  оказываются  втянутыми  в  необходимую  фонемную  игру.

Итак,  первое  слово,  вынесенное  в  зенит,  располагается  одиноко.  Все  последующие  рассредоточены – между  правой  и  левой  стороной,  их  вертикальными  потоками.  Между   мелодией  и  аккомпанементом,  протянутыми  сверху  вниз.
Наш  новодел – существительное  «привлеканка»  вызывает  к  жизни  2  первоочередных  прилагательных: 
1)  привлекательной  и  2)  притягательной.   Отметим  их  однородный  состав,  их  родственную  природу.  От  этих  слов  танцуют  и  все  остальные.
Два  этих  слова:  привлекательной  и  притягательной – раздвигают  границы  данного  предложения,  данной  фразы.  Они  раздвигают  их  в  семантическом  отношении,  располагаясь  по – своему,  также,  как  ранее  иные  смысловые
единицы,  раздвигали – графически:  вправо – влево,  контуры  стихотворения,  его  границы.   
Это – смотровые  площадки  для  остального  состава  предложения.   
Поступенное  движение – от  слова  к  слову,  от  ступеньки – к   ступеньке,  от  строчки  одной – к  строчке  новой – приводит  нас  к  завершающему  обороту,  заключающему  всё  это  пресловутое  предложение:  построению – завершению.  Оно  появляется  после  первоначальных  15  строк:  оголтелым  тем  эпителием.
А  весь  этот  период,  включающий  в  себя  сложносочинённые  предложения,  охватывает  34  строки.  Таким  образом,  масштабируется  всё предприятие.

Задачи  структуирования  сводятся  к  тому,  чтобы  первоначальную  поэтическую  мысль,  замысел,  расположить  таким
образом,  чтоб  её  исходные  компоненты  множились  и  повторялись,  и  таким  образом  работали  на  конечный  результат, то  есть  усиливали  её  значение.  Для  этой  цели  используются  разные  приемы  инструментального  письма,  так  называемой  стихотворной  инструментовки.  Поэтическая  мысль,  структуированная  таким  образом,  разделяется  на 
участки,  в  каждой  таком  участке,  в  его  зоне,  происходит  поворот  этой  же  поэтической  мысли  в  нужном
направлении,  и  поэтому  мысль  блуждает  среди  этих  поворотов,  словно  в  лабиринте.  Это  подобно  струйке  воды,
которая  в  своем  движении  ищет  для  себя  самый  удобный  и  приемлемый  путь, и  по  пути  вынуждена  обходить  некоторые  препятствия. Всё  это  приводит  к  сложному  или  усложненному,  запутанному  синтаксису,  прихотливому, 
причудливому  и  витиеватому,  также  к  текучести  стихотворной  фактуры,  поэтической  ткани,  к  так  называемой
процессуальности.  Выписывание,  выделывание  такой  процессуальной  поэтической  мысли  представляет  из  себя 
трудоемкий  и  длительный  процесс.  Ведь  нужно  провести  множество  слов  через  все  повторения  и  повороты,
разного  рода  рифмы  и  полурифмы,  рифмоиды  и  подобия,  разнородные  звукомелодические  прибамбасы,  и  при 
этом  выверить,  рассчитать  всю  композицию,  всю  конструкцию  правильным  и  должным  образом.            
Рассмотрим  структуирование  поэтической  мысли  в  следующем  фрагменте:

Очаровательница –
Она –
           чаровница!

С  плечами
                с  плечами:
Речами
             речами,

С  чертами
                с  чертами
Лучами
              лучами

Обладатель –
                ница
                лица,
Целиком –
                прямиком
Как  в  песоч –
                нице,
                в  нем
Откли –
              кается,
Отличается  вся –
Золотится  весьма:

Золотая  пыльца!
               
Дорогая  весьма:

Ведь  такое  лицо –
Лоск  и
             лоск
Лоск  и
             лоск
Налицо
             целиком –
Лак  и
           лак
Лак  и
           лак,
Как
       Клондайк
Всех  кривляк!

Им  легко
Без  любви,
                и
                вблизи:

Облик  чей
Так
      набряк:

Что  ни 
              поклонник,
              они 
Как  иконы …

Что  ни 
            поклонник, 
            и 
Лично –
               им
               лично:
 
Поклоны
               поклоны!

Как  видно,
                и  не 
                импли -
цитно!
Она,
         Полина 
Боргезе –
                глазам –
                и
Тезам – не
                антитеза!

                Она
Аппетитна!
               
                Элитна,
Такая
           такая
Принцесса
                принцесса!

Мы  видим,  как  стихотворная  мысль  систематизируется  на  всех  уровнях:  фоническом,  грамматическом,  функциональном.  Это
становится  возможным  благодаря  правильному,  полноценному  синтаксису,  позволяющему  провести,  «прочертить»  поэтическую  мысль  от  начала  до  своего  конца,  до  своего  логического  завершения,  избежав  при  этом  пропуска  слов  и  необходимости  прибегать  к  эллептическим  оборотам. 

Во  время  структуирования  речевые  фразеологизмы  насыщаются  приемами  письма:  интенсивной  рифмовкой,  повторами,  всеядной  анаграммичностью,  ассонантными  мотивами.  В  этой  аммальгаме – кое  где – вольные  вкрапления  инородных  слов,  подчеркивающих  терпкость.   
Синтаксис  витиеват  и  причудлив.  Гибок  и  прихотлив.
Всё  это  служит  к  решению  одной  задачи:  пластичный  конструктив  слить,  сочетать  с  динамикой: 
    
Прелестница,
                с  лицом
                известным,
                с  лицом –
                призывом:
Очаровательным
                и
                красивым,
Негой
             игривой:

В  разливе
Так
Ручья
           очарование
Вьется,
              льется
С  упоительной
                гривой, –
Умопомрачительной
                и
Красивой, –
                во
                всю
Свою
          силу,
Льется,
              смеется
В  стремлении
Милом, –
                мелькает
В  игривом –
 
                таким  вот
                мотивом!

                (очень
                красивым!)

В  собственной
                силе –
                это
Лицо,
            винцо
Коллекционное
                целиком,
                и  оно            
Никогда
                никому
                из
Мужчин
Не  бывает
                постылым, –
Кстати,
            как
            и
Не  бывает
                оно
                стыдливым …

На  приведенных  примерах  мы  обнаруживаем,  как  осуществляется  голосоведение:  к  каждой  рифме  по  возможности  подбирается  точная  рифма,  затем  снова  рифма,  этот  комплекс  обыгрывается,  затем  растворяется,  распыляется  в  анаграммических  мотивах.
Между  аккомпанементом  и  мелодией  разворачивается  увлекательная  словесная  игра.  На  долю  мелодии  приходится  то  одно  слово,  то  два,  то  квартет,  в  любом  варианте – какое – нибудь  парное  число.  Непарные  запрещены,  кроме одинарного  слова. Почему  запрещены? 
Чтобы  избежать  сумбура.

Рассмотрев  начало,  выделим:

«Прелестница – с  лицом  известным,  с  лицом – призывом …»

Этот  фразеологизм  включает  в  себя  начальное  слово  аккомпанемента  и  к  нему  на  шею –
ещё  и  мелодический  зарифмованный  квартет.  Таким  образом,  всё  это  образование,  в  целом  весь  этот  комплекс,  возможно  охарактеризовать  как  «словесный  аккорд».   Отмечаем:  слово  сопровождения – это  та
вешалка,  на  которую  мелодия  и  повесит  свое  платье,  свои  слова.
Всё  они  должны  совмещаться  друг  с  другом  и  рифмоваться.      
Смотрим  дальше:  «очаровательным  и  красивым …»  И  этот  оборот  благодаря  рифмовке  воспринимается,  как  единый  «аккорд».
Продолжение:  «…негой  игривой …»   Как  видим,  здесь  одинарный  переход  от  аккомпанемента,  из  сопровождения  к  мелодии  в  один  шаг.  То  есть,  мелодия  пользуется  только  одним  словом. Это 
анаграммическое  образование  несколько  сложнее:  оно  построено  на  разноударённой  рифмовке.  Такая  рифмовка  называется  вариативной.  «Негой  игривой» – «… гой»  тут  рифмуется  с  «… гривой».  Вклинивается  лишний,  к  тому  же,  ударный  слог.
За  этим  следует:  «негой  игривой  в  разливе  так …»
Итак,   в  сопровождении  появляется  неинтонируемое,  вольное  слово: «… так».  Оно  ни  с  чем  не  рифмуется,  и  появившись,  тут  же  смывается  дальнейшим  потоком.  Какая  же  его  цель?  Участвовать
в  построении  стихо – речевого  мыслеоборота,  то  есть  мотива,  служить  в  конструкции  синтаксическим  «кирпичиком».
Такие  неинтонируемые  окружением  слова  мы  забрасываем  в  левую  сторону.  Всё,  что  не  рифмуется,  что  выглядит  фонетически  подозрительным,  посторонним – желательно  туда  же,  в  левую.       

Стуктуирование  стиха  пользуется  тем,  что  каждое  новое  слово  может  занимать  целую  строчку.  Вышеприведённые  примеры  это  подтверждают.      

Структуированная  стихотворная  речь – это  речь «выточенная»,  выверенная,  «сделанная»,  этого  не  забываем.  Именно – системная,  пластичная,  выверенная  речь – эстетична. Да,  она  искусственна,  в  отличии  от  речи  обыденной,  но  именно  эта  искусственность
и  составляет   основное  достояние  и  преимущество  словесного  искусства.   


Рецензии