Крещендо и диминуэндо. Охота на слова

 

 
В день своего 70-летия, а оно пришлось на  28 сентября 2021 года, народный артист России, художественный руководитель Санкт-Петербургского дома музыки, известный виолончелист Сергей Павлович Ролдугин сказал корреспондентам одного из телеканалов, что сравнивает свою жизнь с музыкальным термином КРЕЩЕНДО.

Я музыкальную грамоту учил только в пределах начальной школы, терминологию не знаю, но представил, что речь идёт о сращивании чего-то. Если в жизни, то сращивание всего минувшего с настоящим, когда остановиться уже невозможно.


 «Я даже слово не мог правильно выговорить — «виолончель». Но попался правильный педагог — Ишханов. Первый педагог Миши Майского. В Риге — Иоффе», — признался Ролдугин.

Он поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, симфонический оркестр под управлением легендарного Мравинского.

«Я сидел и подумал: «А что бы я хотел, когда был маленьким?» Не было концертов, инструмента. Я хотел бы, чтобы меня кто-то слышал, чтобы мне дали возможность выступить. Инструмент», — вспоминает виолончелист.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что Ролдугин очень талантливый и успешный человек, и достигает он это за счет полной самоотдачи.

«Это человек абсолютно без режима энергосбережения. Поражает то, как он буквально вдохновляет всех своим энтузиазмом, как умеет увлечь окружающих своими проектами, сделать своими союзниками. И я в свое время это прочувствовала на себе», — сказала она.
У Сергея Павловича Ролдугина во время концертов в руках была виолончель Страдивари, она  определяет звучание всего оркестра.

Порылся в словарях.

Крещендо (итал. crescendo, сокр. cresc., буквально — увеличивая) в музыке постепенное увеличение силы звучания. В нотах часто обозначается знаком Противоположное понятие — Диминуэндо. Большая советская энциклопедия


То есть термином КРЕЩЕНДО в музыке обозначают нарастание силы звука, постепенный переход от тихого звука к громкому. А  в переносном значении этим словом  обозначают движение по нарастающей, достижение пиковой, самой верхней стадии. У меня есть подозрения, что это было русское слово СРАЩЕНИЕ, переписанное на латиницу.

Термин произошел от итальянского слова crescendo — «увеличивая, нарастая». В современных нотах используют итальянское написание, сокращенную форму cresc., а также специальный знак – два луча расходятся слева направо под нотным станом.

Противоположный крещендо динамический оттенок называется диминуэндо (от итальянского diminuendo — «уменьшая, ослабляя»).

Крещендо и диминуэндо стали регулярно встречаться в музыке лишь в XVIII веке — в период расцвета скрипичного исполнительства.

Многие старинные инструменты имели слабый звук, а некоторые могли звучать либо громко, либо тихо — без постепенного перехода. Например, не способен на крещендо был клавесин. Зато заменившее его в конце XVIII — начале XIX века фортепиано могло прибавлять громкость с каждой последующей нотой. Исполнять крещендо на органе стало возможно с XIX века, когда изменилась конструкция инструмента.

Средствами симфонического оркестра можно исполнять сквозное крещендо, не просто усиливая звук, а добавляя все новые инструменты.

Яркий образец такого сквозного крещендо — тема фашистского нашествия из Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича. Она разрастается, превращаясь из аккуратного выверенного марша в настоящее чудовище, готовое поглотить весь мир.

А ещё ярко нарастает звук в танце ломового из балета Дмитрия Шостаковича «Болт». Сегодня часто используется в фигурном катании одиночников.

Этот музыкальный термин использовали и русские писатели. Слово crescendo встречается в текстах Ивана Гончарова, Льва Толстого, Антона Чехова, Михаила Булгакова.


Рецензии