Шпинель
gapitsky@gmail.com
ШПИНЕЛЬ
моноспектакль
роль женская
Хронометраж ; 45 минут
( ремарка от автора. Извините, длинная, но нужная. Предложение для образа. Не стану рассказывать, в каком именно месте нужно развести руками или изменить интонацию – на то есть режиссер. Чтобы не захламлять – на сцене один бесполый манекен, выше Шпинели ростом. Шпинель, представляет из себя брошь с драгоценным камнем и мнит себя главной. На аукционе ее не продают, - она там с гуманитарной миссией. У нее нет владельцев – это ее друзья или компаньоны. Так же, как люди меряют брошь, относится к людям и она. Она «примеряет» на себя человека /манекен/ (становится перед ним, на месте приколотой броши). Поправляет шляпу манекену или двигает его, рассматривая себя в зеркале, как и люди ведут себя с брошью. То есть – живая она, человек – неодушевленное украшение для нее. Манекен, в зависимости от контекста, меняет образ с помощью аксессуаров. Например, журналистка – вставляет ему микрофон в руку. Князь – цилиндр, королева – корона. Без перегибов. Это не значит, что она будет таскать манекен по сцене во время танца. Персонажи в ее жизни меняются, но они все для нее на одно лицо и стоят в одном и том же месте и не двигаются, там, где приколоты к ней. И, поскольку, декорации и исполнители не меняются, большое значения имеют музыкальные отбивки между сценами, муз тема каждого персонажа и закадровый атмосферный шум эпохи или события).
затемнение
Шпинель
Вначале было очень темно и душно. Очень душно. Было тесно. Я с трудом выдерживала это давление. Но со временем, какая-то неведомая сила стала толкать меня вверх, все выше и выше. И я поняла – мне пора. Выше, еще выше! И, наконец, над моей головой возник свет. Это был мой свет. И я, что было сил, устремилась к нему. Выше, еще выше! (Завихрение красного цвета световыми пушками. В центре кружится в ту же сторону во всем красном Шпинель.) ну вот мы и вместе. Я пришла к вам. Будем знакомы, меня зовут Шпинель! Да. Шпинель… Когда я в первый раз услышала свое имя, мне оно тоже показалось несколько странным. Как нечто среднее между шпинатом и шинелью. Не слишком ли оно простовато для такой, как я? - высказала я свои сомнения по этому поводу, своему первому поверенному - ювелиру. Нет, спасибо, конечно, что не янтарь, этот вульгарный кусок застывшей смолы или, прости господи, - какой-нибудь, полевой шпат. Но достаточно ли это благозвучно для такой, как я? И вот тогда я в первый раз услышала свое настоящее полное аристократическое имя – Драгоценная Брошь Шпинель Благородная. Меня устроило… (Манекену.) Эй, любезнейший, а где тут у вас, достойная меня, золотая оправа? Я планирую в ней сиять… (Кольцо желтого света на нее. Осматривает себя.) Допустим… (Свет перемещается в область сердца манекена.) Да, вот теперь правильно, именно там, где и место для такой Драгоценной Броши, как я. Сколько, по-вашему, мне лет? Хотя, это, решительно, не имеет никакого значения. Не пытайтесь мне польстить. Мы, бессмертные, воспринимаем ход времени совершенно иначе. Достаточно мне только закрыть глаза, вот так, - и за то время, что я делаю всего лишь один свой драгоценный вздох и произношу всего лишь одно слово – «пятьдесят», эта планета успевает обернуться вокруг своей звезды, пятьдесят раз, плюс-минус… Вы еще называете это годами, странная система подсчета, как по мне, - вздохами же считать намного удобней… Поверьте. Сейчас я расскажу вам, как правильно считать время. Нет, не мемуары. Мемуары – это воспоминания того, кто подошел к черте, за которой уже ничего стоящего с ним никогда больше не произойдет. Это уж точно не про меня. Сегодня с вами просто случится чья – то жизнь… Итак, я Драгоценная Брошь Шпинель Благородная в самом начале Пути и уже готова сделать свой первый шаг. Шлифование и огранка моих благородных манер, обучение сценическому мастерству, танцам, музыке и поэзии, дались мне, разумеется, легко. И вскоре я вошла в высшее общество, как и положено молодой дворянке. Тем же вечером случился мой первый бал. (Желтое кольцо постепенно затухает. заменяется огнями бала.) В тот раз, сопровождать меня, выпала честь графине Бабочкиной. На балу, было очень ярко… Столько новых лиц… Объявили первый мелкий танец, и к нам тут же подошел утонченный молодой кавалер. Он представился, - князь Николай Лаевский (Шпинель делает книксен, представляется.) – Шпинель (Кружится, как в танце. Реплики отрывистые в такт движениям.) Потом мы танцевали… Эта простушка графиня думала, что она ему, в какой - то степени, интересна. Но я – то видела, что он не может отвести от меня глаз. Моя драгоценная интуиция подсказывала мне, что он был просто без ума от меня и что это начало чего – то большего, чем просто танец на балу. Так и случилось… Этим же вечером, не в силах сдержать своих чувств, - он похитил меня. Это было так романтично. Случились и ночная погоня с перестрелкой и бешеный аллюр лошадей под звездным небом. Он сопротивлялся до последнего, мой бедный князь, ни в какую не желая расставаться со мной, но в результате его все-таки догнали и арестовали. Оказалось, что никакой он не князь, а просто какой-то мелкий аферист, пленяющийся драгоценной красотой… На утро его повесили… Не такая уж высокая плата за то, чтобы хотя бы ненадолго обладать мной… Что же было дальше? Догадаться не сложно. Разумеется, мой талант и моя внешность не могли остаться незамеченными. Я, как говориться, пришлась ко двору… К царскому двору. Знаете, а царица - то оказалась совсем не такой, какими я представляла себе монарших особ. Это была милая обаятельная женщина. Она увлекалась живописью и скульптурой, занималась благотворительностью, курировала несколько школ и больниц для малоимущих и их детей, в дела же государственные она вообще не лезла, оставив их своему мужу – царю. Мы очень скоро подружились и почти уже не расставались друг с другом. Я звала ее просто - Катенька, настолько мы с ней сошлись… Это случилось ранней весной. Мы с Катенькой, как раз, собирали цветовую композицию пейзажа в летнем домике, который находился в дальнем углу дворцового сада. Нам обеим нравилась живопись, нравилось творить. И пусть здесь было немного прохладно в это время года, зато никто не мешал нашему вдохновению… За дворцовой стеной, глухо прозвучал взрыв, за ним последовал еще один. Катя отвлеклась от картины и вздрогнула. Мы подбежали к окну, но отсюда, из домика летнего сада, из-за высоких кустов сирени, видно ничего не было. У дворцовых ворот послышались шум и крики… На каком-то грязном куске ткани, в царские покои, занесли ее раненного мужа. Она кинулась к нему и стала лихорадочно шарить по его одежде, пытаясь зажать кровоточащие раны, но врач удержал ее и мягко отстранил. Тогда она, ища утешения, сильно обняла меня и прижала к себе (Спиной прижимается к манекену.) Его кровь с рук Катеньки попала мне вот сюда. И хотя красное на красном не заметно, мое драгоценное сердце защемило… (Раненому.) Нет, Альхен, это не собака воет, где-то за стеной. Это смерть уже взяла твой след, но я не скажу твоей Кате, нет. Ты уйдешь там, где и хотел – в своем дворце, но в свое время. У вас есть еще десять минут, целых десять человеческих минут. Да, Сашенька, ты прав, - забавно, что когда нигде не болит, - не отдаешь себе в том отчет. А когда нестерпимо, то уже и вспоминать поздно, как ничего когда-то не болело. Да, все правильно, пусть она считает, что это всего лишь предсмертный бред, ты не останавливайся, говори с ней. Пусть она слышит твой голос в последний раз, пусть она не плачет, пусть она не плачет, пусть не плачет… (Закрывает глаза руками.) Пятьдесят!
Шум революции
Шпинель (осматривается).
Ага, э;ти победили-таки. Так, а меня, как сотрудничавшую со старым режимом, разумеется, - изолировали. Ничего, такое со мной уже бывало на сломе истории (Надевает на манекен бескозырку. Обращается к нему.) И что это за место? Как? Гохран? Ну и словечко, ей-богу, прям, как чахоточный кашлянул – гохххран… Это, как я понимаю, вы так попытались у масонов перенять их фишку с составлением акронимов? У масонов даже это получалось изящней, уж поверьте мне. Какая же это, однако, изысканная тупость, пытаться отнять время у бессмертной. Это все равно, что травить леопарда сворой зайцев. Леопарду даже лестно, а травоядных, в процессе такой охоты становится все меньше и меньше. Да будет вам известно, что время я воспринимаю, скорее, как некую поэтическую метафору, не более. Эх, господа, товарищи, граждане. Если бы у вас были хотя бы вполовину такие же драгоценные мозги, как у меня, вы бы понимали, что ни одна новая система не побеждает предыдущую нокаутом, безоговорочно. Старый строй просто становится питательной средой для новых формаций с последующей диффузией на всех уровнях. (Манекену.) Что? Диффузия? Это такое диковинное слово. Означает взаимопроникновение. Да, толстые мира сего, могут отравить былых и грядущих разными сортами идеологии, а вот физиологию вашу они изменить не в силах. Вы все постоянно хотите кушать и желательно по нескольку раз на дню, в этом - то все и дело. И к нам, драгоценным, вы всегда будете относиться с благоговением и пиететом, - это доказано сотнями всех ваших жалких революций. Да и вообще, Гохран, так гохран, - плевать. Что мне здесь, плохо, что ли? Красавицы везде чувствуют себя, как дома. И потом, мне нравилось побыть иногда в тишине, наедине со своими мыслями… Правда на этот раз как-то не задалось. Надо ж было такому случиться, чтобы по соседству со мной отбывал один мутный толстый бриллиант, из «бывших». Этот зануда не умолкал ни днем, ни ночью. Никаких манер и чувства такта, эдакий неотесанный булыжник. Складывалось впечатление, что его, в свое время, вообще гранили, пьяные подмастерья, ржавым напильником. И при этом, будучи абсолютно прозрачным и безыскусным, он все время пытался произвести на меня впечатление, намекая на таинственность своего происхождения и оккультные способности. Пустой и громкий, как оркестровый барабан. Он что – то бубнил о своих исторических подвигах, а мне слышалось только бум-бум-бум. Порой мне даже удавалось мысленно отвлечься, разглядывая сквозь него тараканов, ползающих по стене нашей каталажки. Но однажды он перешел все границы, настойчиво попытавшись спеть мне блатной романс собственного сочинения. Творение сие, якобы было навеяно его нынешним положением. Он назвал это – шансон. Мое терпенье на этом закончилось. (Закрывает глаза.) «пятьдесят!»... (Открывает глаза.) О господи, этот зануда до сих пор поет! Сколько же там куплетов… пятьдесят!… (Открывает глаза. оглядывается.) Другое дело… Потерялся наконец-то. И, похоже, своим пением он достал не только меня одну. Как выяснилось позже, - его распилили на две части. Жаль… я распилила бы, как минимум, на четыре, чтобы с гарантией… (Звук объявления в аэропорту.) Ну, что я говорила! Не важно каким богам вы теперь молитесь, - без нас - то никуда. Так и вышло. Нас, бывших политзаключенных, отправили по Лэндлизу, в обратную сторону, представлять страну на международном уровне. Даже половинку этого балабола-бриллианта включили в состав делегации. Правда теперь он стал посдержанней, ровно вдвое… Так я впервые оказалась за океаном. Там Было еще ярче, чем на моем первом балу. Страна - сказка, страна – мечта, страна – блестящая пластмассовая игрушка с натянутой до ушей улыбкой. Здесь я впервые услышала джаз и блюз, узнала, что такое соул и кантри. Звуки первой электрогитары, были как электромагнит для моего драгоценного слуха. И тогда я, с восторгом, поняла, что эта музыка не отпустит уже никогда. Вскоре, на одном из многочисленных благотворительных аукционов, где мне приходилось бывать, мы познакомилась с Джени. Мы сразу узнали друг друга в толпе. Так бывает с родственными душами, ведь нас объединяла беззаветная любовь к музыке. И тогда мы обе поняли – настало время сиять. Оставалось, всего лишь найти коллектив, достойный нас. И вскоре, подвернулся вполне подходящий. Поначалу это был, такой себе, захудалый джаз-блюз-бэнд, один из тысячи таких же безликих коллективов, созданных в угоду новомодному движению, которые в ту пору плодились, как грибы после дождя. Как говориться – ни баса не слыхать, ни басиста из-за баса не видать. Так продолжалось до тех пор, пока в коллектив не пришли мы – я и Дженни, яркие, драгоценные и великолепные (авт. Аллюзия на Джоплин. Музыкальный номер от способностей актрисы – поет или играет). Это было неподражаемо. Наши хиты не покидали топы того времени. Гастроли, успех, овации, поклонники. Но все это отнимало слишком много сил, да и к тому же, далеко не каждый в состоянии выдержать испытание «медными трубами». И Джен сломалась. Умирала она в номере своего отеля. С ней тогда была только я. Я и Музыка оставались с ней до самого конца. Помню, перед тем, как уйти, она наклонилась ко мне и прошептала: «По кругу жизнь лететь устала, сложила крылья и упала»… такими были ее прощальные слова, которые она смогла доверить только мне и никому больше в этом мире…
Да. На первый взгляд, действительно может показаться, что все истории моих отношений, заканчиваются довольно мрачно. Но это ведь и не моя вина. Просто люди имеют обыкновение умирать, они постоянно так делают. Впрочем, до того момента, как это случится, временами, бывает даже довольно забавно (Вкладывает микрофон в руку манекену.) Вот, например, мы, с моей хорошей подругой Светкой вели, какое-то время назад, чудесное такое себе телешоу. Оно так и называлось: «Всем чудес Светы». Эту авторскую программу тогда, специально для нас сделал один известный продюсер, который, на тот момент, был, по совместительству, ведущим Светкиным любовником. Мы с ней познакомились на аукционе, который я посетила тогда с благотворительной миссией и сразу поняли, что отлично дополняем друг друга. Да… Я помню… Энергетика съемочной площадки – это нечто непередаваемое. Особенно орущий режиссер… Внимание! Приготовились! Запись через пять, четыре, три, два, и… Света… (Берет микрофон у манекена. Перевоплощается в Свету.)
Света (с книжкой в руках. Бимбо произношение).
Здравствуйте, дорогие мои любители путешествий, загадок и чудес. Сегодня в эфире долгожданный выпуск передачи «Всем чудес Светы» и с вами, как всегда я, ее постоянная ведущая – Светлана. Наш сегодняшний выпуск я хочу начать со стихов известной поэтессы Ирмы Наклейской (Читает из книги с выражением.) – И бухгалтер уже не стесняясь, рядом в кредит колбасу. По ноге, по ноге, по росе… А, нет, не это… накладки прямого эфира… простите… вот (Читает.) – Мы купили билет на поезд и уехали далеко… Вот. И сразу становится ясно, что мы с вами, дорогие телезрители, уехали далеко, чтобы посетить уникальный заповедник экзотических птиц, аналогов которому нет больше нигде в мире.
Вот здесь у меня в руках путеводитель по заповеднику и здесь всякие стрелочки, чтоб не заблудиться. Вот здесь живет уникальная Птица Псориаз. Считается, что свое название она получила, потому что, взлетая, она издает звук похожий на слово «псориаз» (Машет руками.) Кыш – Кыш! (Звук хлопающих крыльев. крик «псориаз!».) - И правда похоже!
Двигаемся дальше, дорогие телезрители. Вот здесь обитает последняя в своём роде, (Читает надпись на табличке.) Кукушка Обыкновенная Заика. А давайте спросим, это же кукушка все-таки. Кукушка – кукушка, сколько мне жить?
Кукушка (голос зк).
Кку – ккку…
Света
Раз!
К
Кккку – кку…
С
Два!
К
Ккуда прешься, нне видишь, здддесь ггнездо?! Ккурица!
С
Ой, она назвала меня «курицей»! Видимо приняла за представительницу близкородственного вида.
К
Ххочешь Ппредскказаний – иди к пптице - предсказателю…
С
И правда, здесь же неподалеку живет Птица – Предсказатель. Это интересно. Спасибо, кукушка обыкновенная заика!
К
Кку – ккку…
С (уходит).
Раз!...
К
Ккурица!
Света
Ой, опять… Давайте почитаем, что же пишут о Птице – Предсказателе в путеводителе. Так… (Читает.) «Птица – Предсказатель ведет скрытный ночной образ жизни, днем живет в специально выкопанной для этого норе. Незваных гостей отпугивает громкими звуками и криком. А, вот! Если вы хотите получить предсказание, нужно расположить птицу к себе, угостив ее земляными червями». А у меня как раз и червяки с собой (Показывает баночку.) Я же готовилась к передаче…(Подходит к канализационному люку. Оттуда стук по железу и ругань.) Ну вот, дорогие друзья, судя по шуму из норки, - мы на месте. (Достает червяков, кидает в люк.) Птичка Предсказатель, предскажи нам что-нибудь.
(из люка ругань впз).
Какой баран в люк кидает?! Када тут работают…
С
какое-то странное предсказание… (В люк.) А вы точно птица предсказатель?
( из люка ругань).
Задвижка три четверти дюйма гавкнулась. Курица!
С
Ой, он тоже считает меня представителем родственного вида. Только опять не понятно… Сейчас, дорогие зрители, позвоним в администрацию заповедника и разберемся, почему их птица дает такие странные предсказания. (Звонит по мобильному.) – Але! Это администрация «Птичьего базара»? Ведущая программы «Всем Чудес Светы» беспокоит. Наши зрители интересуются, почему ваша птица-предсказатель делает такие неопределенные предсказания.
Голос из телефона (зк)
Червяков давали?
С
Да
Голос
Дайте еще
С (в люк). – Птичка-предсказатель, хочешь еще червяков, а то у меня еще остались? (Показывает в банке.)
(Ругань из люка)
С
Вот опять. Нет, ну странно же.
Г
Все понятно – это Валера-сантехник, он не любит червяков. Хорошего вам время провождения в нашем парке и не обращайте внимание на его крякню – он всем такие предсказания делает, особенно с утра. (Отключается звонок.)
С (в люк).
Птичка Валера – Сантехник, а что ты любишь?
Валера
Пиво люблю, темное. Курица
С
Вот, опять птичкой назвал. Спасибо…
А вот здесь вот, дорогие зрители, можно прокатиться верхом на живом страусе. Ничего себе аттракцион! Правда же? (С криком, как по ступенькам что-то проносится мимо. Следит движением головы. Уходящий крик.) Ух ты, как быстро… (Звук падения.) упал… молодец. А прямо вот тут, в уютном кафе, можно попробовать экзотические блюда из страусятины. Специально для тех, кто хочет отомстить. Очень удобно… (Садится за столик, смотрит меню. Официанту.) - принесите порцию заливного «Перелом ноги» и страусиные биточки «Добегался, сука», спасибо…
Направляется к выходу
Ну что же, дорогие друзья! Сегодня мы провели с вами незабываемый день в заповеднике «Птичий базар», где познакомились с разными экзотическими видами птиц. И напоследок хочется сказать (В люк.) – Птичка Валера-Сантехник! У меня как раз с собой темное. Лови. (Кидает банку пива.)
В (звук откр бутылка, пьет).
Дай тебе бог хорошего жениха, птичка
С
Вот опять… Спасибо… Вот видите, дорогие мои зрители! Выбирайте всегда правильный корм для ваших птичек и будете слышать только хорошие предсказания в свой адрес. А с вами была программа «Всем чудес Светы» и ее постоянная ведущая – я, Светлана. До новых встреч. Пока! (Возвращает микрофон манекену. Обратное перевоплощение.)
Шпинель
Снято! Ну разве не забавно?! Ах, Светик, Светик… Она всегда была достаточно неглупой, чтобы сыграть в кадре бимбо-потеряшку... Но потом ее любимого, того самого, известного продюсера репрессировал кровавый режим, за кражу бюджетных средств, в особо крупных размерах. Кто-то, менее сведущий, назвал бы это – сгорел по статье. Но в нашей актерской среде так не принято, вы же понимаете. Передачу нашу, разумеется, прикрыли. И для Светки наступили не лучшие времена. От нее, в одночасье, отвернулись все ее бывшие коллеги по цеху, как и принято в нашей среде. Когда она поняла, что ее дорога к популярности окончательно свернула в тупик, она приняла нелегкое, но мужественное решение – уехала с запасным любовником запивать свою тоску бургундским и заедать ее устрицами, в его личный особняк на Капри. Он был какой-то там безвкусный, то ли нефтедобытчик, то ли металлопрокатчик. В общем никакого творческого начала. Бедная Светка… Я не поехала с ней тогда, посчитала неуместным, ведь мне еще столько предстояло открыть новых талантов, столько еще нужно было сиять. Да, у каждого свой путь в искусстве, но мы остались с ней хорошими подругами. Она проводила меня до аукциона, - там мы с ней и расстались. У меня даже сохранились фото, где мы вместе. Вот, это мы на аукционе Сотбис, в день нашего знакомства… или прощания, сейчас уже и не припомню... Какая игра света на моих драгоценных гранях… Но не стоит жить только прошлым. Вскоре после этого я решила вернуться в светское общество. Для этого, я приняла приглашение монаршей особы, одного европейского королевства. Жизнь при дворе, конечно, протекает не так весело, как на съемочной площадке, но, что поделаешь, на то я и Шпинель Благородная. Как говорится, - ноблес оближ, что означает - положение обязывает. Надо сказать, что не всегда все идет по предписанному протоколу, порой случались запоминающиеся моменты, даже в такой церемонной и размеренной жизни двора. Однажды, в рамках нашей общественной деятельности, мы с королевой решили посетить мероприятие, по вручению Нобелевской премии (Сидит рядом с манекеном. На манекене корона.) Пока раздавали награды в области точных наук, все было, как я и предполагала, - формально, чопорно и безгранично скучно. Обрюзгшие ученые мужи в бесформенных смокингах, толкали максимально клешированные пафосные речи и из кожи вон лезли, чтобы хоть не надолго, попасть в зону нашего с королевой внимания. Игнор, разумеется… Оставалось закрыть только одну последнюю номинацию в области премии мира, и тут пошла веселуха. Под занавес мероприятия, на сцену выкатилась какая-то мужеподобная баба со следами мучительной внутренней борьбы на лице. Для затравки она объявила всем присутствующим, что все они скоро сдохнут, потом сделала многозначительную, как ей показалось паузу, и прочитала по бумажке, что это всё коровы, суки, виноваты и что их поголовье надо сократить, практически до нуля. Всем понравилось. Мне тоже. Я хотя бы перестала бороться с зевотой, возникающей от бормотания скучных докладов по экономике. Но на этом лютая тетка останавливаться не собиралась. Для уплотнения произведенного на ученое сообщество эффекта, она принялась костерить всех без разбора людей, за то, что те бесконтрольно плодятся и непростительно долго живут. Под конец речи досталось даже инопланетянам, правда, я не совсем поняла, за что именно. Временами, эта росомаха так распалялась, что казалось, - еще немного и она искусает ближайшего к ней ученого из Италии. Старенький профессор, по-моему, догадывался о возможности такого хода развития событий и на всякий случай прикрывался программкой мероприятия. Было весело… Вот только каким тут боком наука, ей богу? (Кричит с трибуны.) Эй вы! Хотите чтоб было людей поменьше, а власти над ними побольше – запилите глобальную пандемию. Делов-то… Упс… И зачем я это тогда ляпнула… А не надо было умную женщину приглашать на свое унылое научное толковище! Так что сами виноваты. Да и вообще – скучно тут у вас. Одно дело блестеть на обложках глянцевых журналов и совсем другое, по-настоящему раскрыть свой актерский талант. Ах, все эти светские рауты, дворцовые интриги, приторные приемы, благотворительные мероприятия и награждения… Все это не мое. На самом деле, я всегда мечтала о большой сцене. Знаете ли, монарших особ я встречала довольно часто, но настоящей королевой, конечно, была только она – актриса (Меняет картонную корону на манекене на блестящую диадему.) Только благодаря нашей встрече, я поняла, что мир этот, на самом деле, всего лишь зазеркалье, а мы с актрисой смотрим на него со сцены, из мира настоящего, отделенные от этой иллюзии, магическим кольцом хрупкого света рампы (Звучит первый звонок.) Пора, моя актриса, ваш выход (Надевает на себя диадему. Перевоплощается в актрису. За столиком гримируется. пробует голос. Читает с листа.)
Актриса
Отчего люди не летают, как птицы!... Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю… Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение… Таково хорошо было!.. Нешто… тужила… жития разные… водицы… богомолок… Господи! Это вообще кого-то может зацепить в двадцать первом веке? Хорошо хоть написан не на церковно славянском, и на том спасибо… (Второй звонок. К отражению.) Знаешь, я решила. Не будет сегодня никакой Катерины, с монологом «про птичку». Надоело просто все. Просто выродилось все в спам для душ и мозгов, где под видом искусства сеют в мозги и души вирус. Между играть и имитировать, разницы уже никто не видит (Третий звонок.) Или видят?
(в роли актрисы на сцене)
Сегодня я прочту вам два отрывка. Просто два небольших отрывка нашей жизни. Первый – это вступление для одной из сказок.
(Садится с гитарой на стул /авт. Если не играет на гитаре – сзади манекена в черном гитарист, как тень, аккомпанирует пению/ Затемнение. Луч света сверху направлен на нее. Обращается к свету.)
Мама, расскажи сказку
Голос Шпинели зк (источник света – источник голоса).
Хорошо, слушай, малыш. Однажды. Давным-давно, жили-были…
Актриса (под гитару).
Нет, мам. Расскажи мне настоящую живую сказку.
Где овцы и волки кривляются в человеческих масках.
Сказку, где злые и добрые, разбились по парам в безумной пляске.
И, если, сказка эта живая, - значит когда – то в ней все умирают.
Кто-то молча, а кто понимая, что жизни всего на две строчки осталось
Самому близкому, прошептать успевает: (Последний аккорд.)
По кругу жизнь лететь устала
Сложила крылья и упала.
Голос зк (музыка, та же тема, что и у актрисы).
Да. Пожалуй, я знаю такую сказку. Там есть и танцы и человечьи маски и даже странные пророческие воспоминания полудрагоценного камня. Если хочешь, малыш, увидеть – закрывай глазки и смотри. Настоящая сказка всегда начинается по третьему звонку. Раз, два, три…
Вначале было очень темно и душно. Очень душно… (Текст микшируется и затухает в муз. перебивке.)
Актриса (встает. Свет на нее).
Отрывок из бреда умирающего от старости сенсея, прошедшего великую войну. Записанный торопливо, но старательно, его старшим учеником.
…Падай, падай и не вставай! Встанешь — попадешь в рай. Так кричал мне этот солдат слева, убитый секундой позже. И я падал. Я так не хотел в рай, что и сейчас падаю всё ниже и ниже, и рай теперь не ближе, а только дальше, чем тогда, когда кричал он мне — падай и не вставай! Лучше бы встал во весь рост тогда, может во весь рост только и видно рай. Теперь я знаю точно, лежа мордой в грязи, видно только грязь и не важно, хороший ты человек или мразь. И только стоя, с высоты своего небольшого роста, увидишь где–то вдали рай и звезды. И даже днем, на один миг, пока летит пуля и времени у тебя мало–ровно на один крик, обращенный к бегущему справа: «Падай! Падай и не вставай, встанешь — попадешь в рай!» А что за миг до смерти увидишь ты, стоя на коленях с закрытыми глазами или лежа во весь рост в грязи?…»
(аплодисменты и шум зала стихают. «уходит» со сцены. садится перед зеркалом гримуборной. Снимает диадему)
Шпинель
Да, сегодня я блистала… (Обращается к отражению.) Ты (Настоящее имя актрисы, которая играет.) тоже молодец… Хотя немного и сбилась в конце с вирлибра на условную рифму… А знаешь, странный какой – то отрывок ты выбрала для коды… В японской поэзии как – то уж все аллегорично. Думаю – этот, созданный тобой образ, означает выбор воина и человека. Подняться до небес, но умереть или жить, но пасть низко… да? (Касается зеркала.) Постой… Я, кажется, поняла – ты ведь прощалась сегодня, да? Ты и вправду решила оставить большую сцену или это просто хандра? А может это просто такой рекламный ход? Видимо, нет… Так значит – это твоя последняя роль?... (Рассматривает диадему.) И сегодня ты говорила чужими словами в последний раз? Да нет же! А вот и нет. Ты ошибаешься, актриса! (Надевает диадему на манекен.) Тебя, однажды, приговорили к красоте, вечной музыке, горящим глазам зрителей и сияющей рампе. И поверь мне, бессмертной – от таких заклятий еще никому избавиться не удавалось. (Выход на центр. Обращение в зрительный зал.) откуда я могу это знать?. Просто вы видите, всего лишь, тела друг друга, а я, внутри них, - вижу ваши драгоценные души. Просто вы считаете время годами, а считать надо вздохами. Стоит мне сделать вот так (Отворачивается. Закрывает глаза.) - «пятьдесят»… (Прислушивается.) И вот уже никого нет. Тихо, как тихо… Пятьдесят (Звук заполняющегося зала. Поворачивается. Завихрение красного света над зр. Залом. Музыкальная тема рождения Шпинели. Над ней золотой круг оправы.) Ну вот мы и вместе. Вы снова пришли ко мне! Будем знакомы, меня зовут Шпинель!
Свидетельство о публикации №221092901042