Парад искажений. 1981 Глава 2

Собрав записки от сотрудников отдела, Ткачёв отпустил их по домам. Потом  прочитал  и  записал в блокнот тезисы будущих мероприятий. Надо было идти на доклад к Трефилову, но ровно в пять генерал-лейтенант  зашёл сам.
- Андрей Викторович, чаем не угостишь?
Елизавета Сергеевна будто заранее знала намерения Трефилова – через минуту кружки  с горячим чаем с лимоном и вазочка с конфетами «Мишка на севере» стояли на столе.
- Оперативно, - улыбнулся генерал-лейтенант, и, проводив взглядом секретаря, попросил Ткачёва. – Докладывай…
Андрей Викторович открыл блокнот.
- Есть версия, что события в Южноморске связаны с пропажей первого секретаря горкома. Учитывая то, что это отголоски «икорного дела», думаю, будут ещё «пропажи». Южноморск, по странному стечению обстоятельств, особо не трогали. Поэтому туда и пошли косяком иностранцы.
- А подробней, - попросил Трефилов, отхлебывая чай.
- Небезызвестный секретарь крайкома сейчас в Москве. Похоже, что его вывели из-под удара и по оперативным данным пророчат кресло заместителя министра. Наверняка в Южноморске остались его люди, а, возможно, и часть производства. Что там ещё делать иностранцам? Сочи, Геленджик – перешерстили капитально, а Южноморск – не трогали.
- Считаешь, что бывший секретарь крайкома может зачищать следы в Южноморске?
- Не только. Дело бесхозным  не останется. Найдутся люди, которые приберут его к рукам. Недаром прокурора, ведшего дело, отстранили. После этого всё и заглохло. А первый секретарь крайкома весьма близок к Леониду Ильичу…
- А хорошо мыслишь, Андрей Викторович, - Трефилов даже встал, отодвинув стакан с недопитым чаем. – А вторая версия?
- Дело передали кому-то за хорошие деньги. И этот кто-то связан и с милицией, и с уголовниками. А сам не светится. Первый секретарь горкома не зря пропал. Как мы успели выяснить, теперешний первый секретарь не имеет никакого «веса». Значит там сидит «серый кардинал».
- Так, так, так, - затараторил Трефилов, расхаживая по кабинету. – Интересно…
Он остановился и повернулся к окну.
- И что думаешь делать, Андрей Викторович?
- Сначала поговорю с Автондилом на предмет участия в этом воров в законе.
- А если он ничего не скажет…
- Скажет, - твёрдо сказал Ткачёв.
- Хорошо, - Трефилов  был спокоен, произнося это «хорошо». – Когда у тебя будет информация?
- Думаю, завтра к вечеру.
- Годится.
Генерал-лейтенант уже взялся за ручку двери кабинета, но повернулся к Ткачёву.
- Юрий Владимирович просил  напомнить о его просьбе после твоего первого совещания с начальниками отделов. Надеюсь, ты помнишь… Лично мне он не сказал о чём тебя просил, но советую не пренебрегать его просьбами.
- Я сейчас не припомню, но обязательно вспомню, - растерялся Андрей Викторович, вставая.
Трефилов благожелательно кивнул и вышел из кабинета.
Ткачёв медленно сел на стул, озабоченно наморщив лоб. И о чём его просил Андропов?!
«- Андрей Викторович, ваш отдел имеет особую степень секретности. Вам придётся расследовать преступления против нашей страны на нашей территории, совершенные нашими гражданами, занимающими высокие посты в различных органах власти. Лучше подумайте о создании в вашем отделе разведывательно-диверсионной группы…»
Ах, вот оно! А почему такая спешка?!
В дверь кабинета осторожно постучали.
- Войдите, - генерал поднялся, чтобы убрать блокнот в сейф. Раздался легкий стук каблуков секретаря.
- Андрей Викторович, я купила вам сорочки…
Ткачёв от неожиданности уронил ключи. Потом поднял и виновато взглянул на Кудрявцеву.
- Не благодарите, - улыбнулась она уголком губ. – Если вам что-то нужно, то попросите прямо, а не через  лейтенанта Агееву. И собирайтесь домой – я вызвала машину. Поздно уже.
«Властная женщина! – подумал генерал, поспешно собираясь. – Но чертовски красива!»


Шофёр Ткачёву попался неразговорчивый. Они ехали по вечерней Москве и ни разу серьёзный, и сосредоточенный на вождении мужчина не обронил ни слова. Только когда машина выехала за пределы МКАД, он негромко проговорил:
- Я ваш персональный водитель, товарищ генерал. Старшина Тимофеев Павел Павлович. Сегодня первый день на службе, уж извините…
- Ничего, старшина, всё нормально. У меня суетной день был сегодня. Я тоже… недавно на этой службе.
 Тимофеев заметно расслабился. Напряжённость, до этого звенящая тишиной, пропала. Внутрь новенькой «Волги» будто прорвались звуки с улицы – шуршание шин и гул мощного двигателя.
 Доехали они быстро. Провожая Ткачёва до калитки дачи, старшина кашлянул, привлекая внимание генерала:
- Андрей Викторович, если надо вам чего, то я сгоняю.
- Спасибо, Пал Палыч, - Ткачёв протянул ладонь. – Сегодня ничего не надо. Утром приезжайте часам к семи.
 Старшина пожал генеральскую ладонь. Пожатие получилось выверенным и сильным, будто пальцы Ткачёва попали в мягкие тиски.
 Андрей Викторович открыл дверь на дачу и хотел включить свет, потянувшись к выключателю.
- Викторыч, не включай, пока водитель не уехал…
Голос агента Хмеля генерал узнал сразу и усмехнулся.
- А где пароль?!
- Обойдешься, - усмехнулся в ответ Хмель. – Давай заходи. У тебя в доме не шибко тепло.  Камин разожги, что ли…
 «Волга» рыкнула двигателем и медленно скрылась за генеральскими дачами.
- Включай уж свет, и давай поедим. Я голодный, как чёрт.
Андрей Викторович разжёг огонь в камине, пока Хмель резал хлеб и колбасу, грел чайник. Тепло постепенно стало наполнять дом.
 Они сели за стол.
- Каким ветром тебя принесло, Хмель?
- Морским бризом, Андрей. Я ещё в Зареченске получил команду от Трефилова сгонять в Южноморск. А когда вернулся, то мне куратор сказал, что я теперь в твоём подчинении.
- Какой куратор? – не понял Ткачёв, жуя колбасу.
- Наш, - Хмель прямо на столе ещё отрезал хлеба. – Посредник. К агенту нельзя обратиться напрямую.
- Но я не знаю никакого посредника.
- А тебе и не надо. Идешь в секретный архив и просишь архивариуса вызвать тебе агента.  Архивариус связывается с посредником,  а тот оставляет для меня знак.
- Но я не ходил сегодня в архив…
- У меня свои методы получения информации, Андрей, - агент налил чай в кружки. – К тому же, данные, собранные в Южноморске, я должен передать тебе. Так сказал Трефилов.
- Вовремя ты объявился, - кивнул Ткачёв. – Мне как раз нужны… И ещё будет к тебе разговор.
- Говори.
- Ты можешь собрать группу?
Хмель, собравшийся уже глотнуть чай, поставил кружку на стол.
- А тебе зачем, Андрей? Ты понимаешь, что это значит?..
- Не пыли. Это не моё желание, а…
Генерал показал пальцем в потолок. Агент задумался.
- Я знаю только двоих, Андрей. Те, кому я могу доверять, - сказал он минуту спустя.
- Нормально. Вот и собери их. И меня познакомишь.
Хмель негромко рассмеялся.
- Сразу видно, что ты генерал на новенького.
Ткачёв заметно обиделся.
- Перестань, - прервал свой смех агент. – Я не хотел тебя обидеть, но ты, действительно, человек в нашей системе новый. Вербовать и вытаскивать новых агентов будешь ты.
- Откуда вытаскивать?! – выпучил глаза генерал.
- Первого – из дурки. А второго – с зоны, - Хмель спокойно отхлебнул из кружки. – Кстати, дурка тоже на зоне.
- Ты шутишь?!
Агент печально вздохнул.
- Нет, Викторыч, и не думал.  Знай, генерал, что отработанных агентов на свободе не держат.  Нет, потом они, конечно выйдут. Но это будут уже не агенты.  Да, если надумаешь их вытаскивать, то надо делать это незаметно. А то какие это будут агенты?
 Ткачёв мало понимал, о чём говорил Хмель, а тот, тем временем, продолжал:
- Вытаскивать и вербовать придётся одновременно.
Это окончательно добило генерала.
- И что мне теперь делать? – его растерянность насмешила агента.
- Думать, Андрей, - смеялся тот. – Тебе же нужен результат? Вот и ищи место, легенду, паспорт… Скажу тебе по секрету – ты будешь первый начальник отдела, у кого будет целая группа.  Обычно агенты друг друга не знают. Это на случай провала. Внедряя группу, ты сильно рискуешь. Поэтому я и говорю, что те, кого я назову, обладают моим доверием. Не случайно они на зонах…
 - Мда, - протянул Ткачёв. – Задачка… Ладно, я подумаю, а ты выкладывай, что там по Южноморску.
- Дай пожрать, Андрей! Я только четыре часа назад с поезда.
Пока Хмель допивал чай, генерал подумал над тем, как можно вытащить агентов на «волю». Он был уверен, что на зону он «зайдёт» с помощью Автондила. Но что делать дальше? Каким образом их оттуда вытаскивать?
 Агент, насытившись, вытер губы ладонью.
- Начну, Викторыч, с Южноморска. Городок ещё меньше, чем Зареченск и вытянут вдоль побережья. Но есть одна примечательность – небольшая и удобная бухта.  Кораблики туда заходят небольшие, швартуются…
- Хмель, хорош шпарить описаниями, будто Чехов. Говори по делу.
- Так я по делу, генерал, - агент пересел на диван. – Недалеко от причала домик стоит. Хороший такой домик – трехэтажный. Кто в этом теремке живёт, установить мне не удалось. Местные обходят его с опаской, молчаливо. Как я не пытался узнать, народ отмалчивается. В одной кафешке я, правда, разговорился с парнишкой. Он сказал, что начальство туда наезжает, но не уточнил какое. Менты в городе сытые и добрые, будто из сказки… В общем, Андрей, Южноморск – летний рай для любителей «дикого» отдыха. Говорят, летом  палатками туристов всё побережье усыпано, но не все о Южноморске знают. Городок так на отшибе стоит, в стороне от основных магистралей. Незаметное светлое пятнышко на карте, и доехать туда можно только на автобусе из Геленджика. Автобус ходит два раза в день.
- Да, - задумался Ткачёв. – И зацепиться не за что. Трефилов утверждает, что туда повадились иностранцы заглядывать. Вот чего им там нужно?!
- Ты, Андрей, ещё многого не понимаешь, - Хмель скинул ботинки и прилег на диван. – Генерал Трефилов тот ещё стратег. Кстати, в Южноморске нет отделения КГБ.
- А гостиница там есть?
- Есть. Маленький и уютный домик в два этажа с отменным рестораном. Шашлык на улице готовят, вино в графинах подают. Наверное, бочковое…
Ткачёв приметил, что Хмель, как разведчик совершенно не годен. Он человек действия и хорош в разработке этих действий, но по части анализа и наблюдения… Не способен был увидеть мелкие детали и  делать выводы.  Тут нужен был человек более изощрённый.
- Понятно,- сказал генерал, постукивая пальцами по столу. – Теперь коротко о людях на зоне. Посоветуй, что мне делать.
 Вот тут агент оживился.
- Андрей, достань мне удостоверение адвоката и паспорт на эту же фамилию. Я съезжу, и поговорю. А уже потом будем действовать.
- И как я тебе достану такие документы? В туалете напечатаю?!
- Ты же генерал КГБ, - усмехнулся Хмель. – И у тебя есть секретарь. Кстати, кто?
- Кудрявцева Елизавета Сергеевна. Вон, сегодня рубашки мне покупала…
- И как она? – агент загадочно улыбнулся.
- В каком смысле? Я сегодня её первый день увидел. Красивая баба! Тут ничего не могу сказать. Всё при ней.
- Дурень ты, генерал, - рассмеялся Хмель. – Только не обижайся. А знаешь, обратись к ней. Попробуй.
- И чего я ей скажу? – Ткачёв подумал, что у агента не всё в порядке с головой. Как можно секретарю давать указания на изготовление поддельных документов?!
- Скажи, что тебе нужны документы на мужчину, русского, приблизительно лет сорока.  Потом посмотришь на её реакцию.


Утром Андрей Викторович, усаживаясь в «Волгу», поздоровался с водителем, и как бы невзначай спросил:
- Пал Палыч, я ещё не успел ознакомиться с вашим делом. Вы не расскажете мне, где вы служили?
Старшина молча вывел автомобиль на дорогу и, поглядывая в зеркало на генерала, ответил:
- Я до этого служил в ГРУ. Получил ранение, но мой бывший командир попросил за меня. А куда мне ещё идти? Реабилитацию я прошёл…
 Ткачёв подумал, что удача сама прёт ему в руки. Только он хотел с утра зайти к Трефилову, чтобы попросить выход на ГРУ, как тут же получил его от своего шофёра.
- Пал Палыч, а не могли бы вы организовать мне встречу с вашим бывшим командиром?  Минут на десять, не больше.
  Тимофеев не удивился такой просьбе.
- Могу. Он на пенсии, но иногда консультирует.  Мы часто созваниваемся. Когда нужно?
- А сейчас. Что откладывать…  Остановитесь у первого попавшегося таксофона и позвоните, - Ткачёв решил смягчить требование. – Пожалуйста.
 Старшина проявил сообразительность. Тимофеев понял, что начальнику не просто так нужен его бывший командир. Телефон был в машине, и позвонить можно  с дороги, но генерал попросил сделать звонок из таксофона.
 Тимофеев не стал задавать ненужных вопросов, и сделал так, как попросил Ткачёв.
Утро было не столь морозным, и солнце весело грело парапет набережной Яузы. Недалеко от станции «Электрозаводская» на мостике, перекинутом через реку, и встретился генерал с бывшим командиром своего водителя. Ткачёв решил говорить прямо, без уловок, и получил исчерпывающий ответ:
- Пашка – классный специалист. А если ему ещё и конкретно задачу поставить… У него нюх на всякие мелочи. Если бы не тот снайпер, то Паша ещё бы долго служил. А ранение сильно его подкосило. Сами понимаете…
 Ткачёв быстро всё придумал, тем более секретарь подала ему папку с делом Тимофеева, когда он вошёл в свою приёмную.
- Елизавета Сергеевна, зайдите на минуту в кабинет.
- Блокнот брать?
Он отрицательно помотал головой.
В кабинете, взглянув на Елизавету и отметив про себя, что сегодня её грудь кажется чуть больше, чем вчера, генерал неуверенно спросил:
- А мы как-то сможем сделать адвокатское удостоверение и паспорт одному человеку?
Секретарь чуть склонила голову вбок и её полные губы слегка вздрогнули насмешливо. Но тут же вернулись к состоянию серьёзной сосредоточенности.
- Андрей Викторович, - сказала Кудрявцева, чуть расправив плечи, отчего её грудь приобрела ещё больший объём. – Я понимаю, что вы недавно в нашей системе. Поэтому объясню коротко. У нас можно сделать всё, но для этого необходимо обоснование.  Я печатаю запрос на изготовление документов, выделение технических средств и финансирования в рамках проводимой отделом оперативной работы. Вы этот запрос подписываете, и я несу его в секретную часть. Дальше они удовлетворяют запрос, о чём сообщают вам, или присылают отказ. К вам же приходил курьер из секретного отдела?
- Да…
- Он вам принес пакет. В этом пакете документ. Так вот. На документе есть номер. В запросе, что я буду печатать, должен фигурировать этот номер в виде обоснования. А в секретной части сами разберутся.
- Хм, - удивился Андрей Викторович. – Исчерпывающий ответ. Я вам запишу номер…
- Записывать не надо. После печати я всё равно отдам вам документ на подпись, вот тогда вы собственноручно и поставите номер. Потом я вызову курьера, и он придет со специальной папкой.
- Ух ты! – не сдержался Ткачёв. – Тогда печатайте.
- Приблизительный возраст того, кому нужны документы?
- Лет тридцать пять. Сделайте срочно, пожалуйста.
Кудрявцева кивнула и повернулась к выходу из кабинета.
- Елизавета Сергеевна, - остановил её Ткачёв и смущенно добавил, когда она обернулась. – Спасибо вам!
 Через полчаса, раздав указания сотрудникам и отправив запрос в секретную часть, генерал спустился к машине.
- Прокатимся немного, Пал Палыч. Покружите по городу, а потом выезжайте за МКАД на любое шоссе.
 Трофимов погонял «Волгу» по Москве, затем выехал на Ленинградское шоссе. Проехав километров пять, старшина резко повернул в сторону от шоссе на просёлочную дорогу. Ткачёв одобрительно кивнул ему, когда тот посмотрел на генерала через зеркало.
 Машина ещё немного проехала, как Андрей Викторович знаком показал водителю остановиться и выйти из машины.
- Пал Палыч, я могу вам доверять? – спросил Ткачёв, когда они вышли на улицу.
- Я лишь ваш водитель, товарищ генерал. Мне доверили вас сопровождать. Пока вы мне не сделали ничего плохого. К чему этот вопрос?
- Я хочу поручить вам одно задание. Ваш командир дал мне рекомендацию.
- А можно конкретнее? Я подписывал документ о неразглашении…
 Ткачёв пнул носком ботинка мелкую ледышку с обочины.
- Пал Палыч, я хочу предложить вам съездить на выходные в Южноморск. За мой счёт, конечно.
Старшина удивился.
- И что я там буду делать?!
- Наблюдать. И попытаться найти что-то необычное. Это же ваша профессия?
Трофимов посмотрел на лес возле дороги, желваки побежали по его скулам.
- Не совсем, Андрей Викторович. Я смогу увидеть что-то необычное на территории противника в условиях боевых действий. Что я смогу увидеть в мирном советском городе?
- Не знаю, Пал Палыч, - несколько взволнованно ответил Ткачёв. – Но ваш взгляд очень поможет мне вынести решение. Представьте, что в городе затаился враг. Сможете?
 Старшина прищурил глаз, рассматривая деревья.
- Если нужно, то я, конечно, попробую, но…
- Вот и отлично! – подхватил генерал. – После обеда идите к врачу – возьмите больничный. А завтра – в пятницу, вылетайте в Южноморск. Вернётесь в воскресенье вечером и тут же поезжайте ко мне на дачу. Из аэропорта возьмёте такси.
 Ткачёв протянул старшине заранее приготовленный конверт.
- Здесь триста рублей. Надеюсь, что хватит. За деньги отчитываться не надо.


Рецензии