Записки экскурсовода Ч. 31 Бело-голубые созвучия 2
Керамика Изника, о которой я писала в предыдущей части, распространялась как по территории Османской империи, так и далеко за её пределами. Изразцы Изника использовались в Египте и Северной Африке, в Италии. Кроме того, турецкие и итальянские купцы завозили посуду в Англию, Голландию и Германию, современную Румынию, Болгарию и Венгрию. В Крыму, Приазовье и на Кавказе тоже часто находят изникскую посуду.
Импортировалась такая керамика и в Москву.
Образцы изникской посуды были найдены в Киеве на территории Михайловского Златоверхого монастыря и других монастырских зданий неподалёку от Киево-Печерской лавры, где эта посуда была в употреблении представителей высших слоев духовенства.
Изделия изникских мастеров хотя и уступали китайским по техническим характеристикам, довольно быстро распространились в арабском мире и пришли на Пиренеи, где дали толчок возникновению характерной португальской техники росписи Азулежу.
АЗУЛЕЖУ
Слово "азуле'жу" произошло от арабского "зулляйдж" (глазурованная плитка). Керамические плитки и мозаики являлись неотъемлемой частью средневекового мавританского зодчества, поэтому арабы при колонизации Пиренейского полуострова принесли их с собой в Испанию, где они стали называться "асулехос", и Португалию, где они произносились "азулежу". "Azul"- по-португальски означает "синий".
Азулежу (порт. azulejo) — название португальских изразцов. Как проходит процесс производства? Азулежу расписывается вручную специальными красками по керамике, обжигается в муфельной печи и только после этого приобретает глянцевый блеск.
Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку квадратной формы, размером 14 см на 14 см.
Португальские мастера превратили роспись азулежу в искусство, создавая настоящие картины на глянцевом блеске плитки.
Самые старые азулежу в Португалии (Королевский дворец в Синтре, монастырь Консейсан в Беже) пришли из Севильи и относятся к XV веку. Их поверхность рельефна, перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешение красок. Орнамент, по мусульманской традиции, состоял в основном из звёзд.
Позже вместо узоров мастера стали изображать на изразцах жанровые сценки.
Сначала азулежу был предметом роскоши, и позволить себе подобное украшение могли лишь представители португальской знати, но уже в XVIII веке начинается массовое производство изразцов. Заказы на керамические панно поступают и из колониальной Бразилии.
После разрушительного землетрясения 1755 года потребность в азулежу многократно увеличилась, что привело к открытию множества мастерских и крупной фабрики по производству керамических изразцов в Рату. Азулежу использовали для облицовки зданий не только с эстетической целью: керамические изразцы хорошо защищают дома от влаги зимой, а в летний зной отлично сохраняют прохладу.
Сегодня вся Португалия похожа на музей Азулежу: глазурованной плиткой облицованы фасады жилых домов, муниципальных зданий, железнодорожных вокзалов (в отделке присутствуют исторические темы), внутренние стены ресторанов и офисных вестибюлей, интерьеры дворцов и церквей, на стенах которых изображены библейские сюжеты о походах крестоносцев, стены метро - одного из самых красивых в мире, парковые скамейки и питьевые фонтаны.
https://www.youtube.com/watch?v=I3sx5hkaKEk (Здесь можно посмотреть на многочисленные азулежу.)
Современное португальское искусство неразрывно связано с азулежу. В октябре 2016-го года известный уличный художник Andrе Saraiva подарил городу уникальную стену-панно из азулежу. Француз португальского происхождения разрисовал 53 тысячи плиток, а длина стены составила 170 метров.
На протяжении веков изготовление плитки подвергалось влиянию разных стилей - вплоть до модерна и стилей XX-го века. Однако вечной классикой считается техника изготовления азулежу XVIII-го века — кобальтовый синий рисунок на белом фоне. После обжига в печи краска становится особенно насыщенной. И, конечно, чем старее плитка, тем она ценнее.
https://lissabon.guide/azulejo/ Интересный материал для чтения
Изразцы - визитная карточка Португалии. Они настолько популярны, что в Португалии даже открыт национальный музей азулежу (Museu Nacional do Azulejo), расположенный в Лиссабоне. Его экспозиция посвящена исключительно глиняным изразцам. Музей не имеет аналогов ни в Европе, ни в мире, потому что азулежу изготавливают только на территории Португалии и соседней Испании.
Самые старые изразцы, которые были одними из первых, можно увидеть в облицовке древних церквей и монастырей. Музей азулежу тоже впечатлит посетителей старинными экспонатами. В них гармонично переплелись характерные черты прикладного искусства сразу нескольких народов: китайская колористика, арабские майоликовые технологии и изобразительные приемы, которые активно использовались в других европейских странах того времени.
В здании монастыря Матери Божьей XVI века, оформленном в стиле барокко, собраны расписанные вручную плитки с XV века до наших дней. На огромном панно изображён Лиссабон, каким он был до землетрясения в 1755 году. Часть экспозиции посвящена производству плитки.
Португальская плитка, древняя и современная, цветная и однотонная, крупная и мелкая - строительная облицовочная керамика всех сортов делает "лицо" Португалии, создаёт ее настроение, атмосферу, рассказывает о культуре этой страны. Это настоящее национальное достояние Португалии.
Продолжение http://proza.ru/2021/10/09/10
Фото: изразцовая стена дома в Лиссабоне
Свидетельство о публикации №221092901631
Людмила Петрова 3 04.11.2021 00:02 Заявить о нарушении
Спасибо вам за доброе внимание!
Светлана Шаляпина 08.11.2021 00:58 Заявить о нарушении
Людмила Петрова 3 08.11.2021 09:48 Заявить о нарушении
Светлана Шаляпина 08.11.2021 17:41 Заявить о нарушении