Последняя ночь Титаника - заметки о фильме

"Последняя ночь Титаника" — кинодрама 1958 года, экранизация одноимённой документально-исторической книги Уолтера Лорда. Режиссёр Рой Уорд Бейкер. В декорациях использованы сохранившиеся чертежи интерьеров корабля, в качестве консультантов выступили четвёртый офицер «Титаника» Джозеф Боксхолл и коммодор Гарри Греттидж, а также выжившие пассажиры.
  Фильм получил «Международную премию Сэмюэля Голдвина», британский аналог премии Золотой глобус. По отзывам кинокритиков,  из всех фильмов, связанных с гибелью Титаника, это самый точный в отношении деталей трагедии.
 
Титаник, крупнейшее судно своего времени, отправляется в первое плавание по Атлантике  из Англии в США, на борту которого    собраны сливки британского и американского общества (1 класс), а также более рядовые пассажиры  и эмигранты (2 и 3 классы). После предупреждений об айсбергах от идущих впереди пароходов,  капитан Эдвард Джон Смит (Лоуренс Нейсмит)  продолжает вести судно на большой скорости.
  Поздно вечером 14 апреля 1912 года «Титаник» сталкивается с айсбергом, повреждая пять отсеков ниже ватерлинии. Томас Эндрюс (Майкл Гудлайф), конструктор судна, осматривает повреждения и понимает, что корабль скоро затонет, а на борту недостаточно спасательных шлюпок. (1200 шлюпок на 2220 человек)  Посылается сигнал бедствия, на который отзывается «Карпатия». Но она далеко.

  Капитан Смит приказывает офицерам начать спуск спасательных шлюпок. Многие женщины и дети не хотят садиться в маленькую и тесную лодку и их приходится затаскивать туда силой. Стюарды изо всех сил пытаются сдерживать пассажиров третьего класса. «Карпатия»  спешит на  помощь, но не успевает.
  Все это время на находящемся буквально в нескольких милях от «Титаника» грузовом пароходе SS Californian капитан и радист спят, а старший помощник невозмутимо обсуждает с офицерами природу «странных сигнальных огней», посылаемых с гибнущего лайнера…
  На палубе «Титаника» начинается хаос, оставшиеся пассажиры осознали, что лодок не осталось. Судно набирает   воду  в пробитых нижних отсеках и, в конце концов, тонет, стремительно уходя носом под воду.  Нескольких мужчин на опрокинутой шлюпке спасает «Карпатия».

*  *  *

Я волновался, когда смотрел фильм. Зная, чем все  закончится, я постоянно ставил себя на место этих людей.  Целый спектр чувств – от безразличия, обреченности, сочувствия до надежды.  Драма Титаника  поразительно вписывается в наше время.  Да, я имею в виду все наши беды (слишком много, чтобы перечислять).  Точно также как на «непотопляемом» корабле  есть пассажиры первого класса, развлекающиеся в   лаунджах, у нас есть олигархи, проводящие время на супер-яхтах или на площадках для гольфа.  Есть второй класс –  бизнес-элита, стремящаяся попасть в разряд миллионеров. И есть народ (третий класс) -  живущий надеждой свести концы с концами.  Мысль о гибели Титаника, выступающего символом нашей цивилизации, кажется им невозможной.   Понимают неизбежность трагедии  считанные люди – капитан, его помощники,  инженер, построивший корабль.

Но в отличие от Титаника, у нас нет капитана.  А был ли он?  (Рекомендую прочитать притчу о Корабле дураков  http://proza.ru/2015/11/05/1304 ) Есть небольшой круг людей (климатологи, экологи, социологи), но их никто не слушает.  Бизнес-элита уверена, что  мы успеем найти техническое решение (или уже нашли),  которое позволит спастись. О том, что пассажиров слишком много (8 млрд), земли слишком мало (требуется полторы  Земли, чтобы всех прокормить и эта диспропорция все время растет), а топливо на исходе,  говорить не принято. Не травмировать же слабую психику людей.

Правда, есть одна девочка с косичками, поднимающая шум, но ее считают  ненормальной.
      


Рецензии