Маленькие стражи. Хитрая утка

Маленькие стражи

Всякий раз, когда в лесу встречаешься с муравьиной кучей и видишь на ней снующих туда и сюда её шустрых обитателей, то испытываешь к ним какое-то чувство уважения, непременно хоть на минутку остановишься и посмотришь, чем занят этот лесной народ, куда проложил он свои пути-дорожки.
Удивителен мир насекомых. Их больше миллиона видов. Больше, чем всех животных и растений, вместе взятых. Если бы человек захотел хоть вкратце изучить каждое насекомое в отдельности и тратил бы только один день на вид, то ему бы понадобилось около трёх с половиной тысяч лет. К числу животных из мира насекомых относятся и муравьи. Вот в этой небольшой заметке и хочется хоть немного рассказать о жизни и значении этих маленьких незаметных стражей леса.   
Много всяких муравьёв на земле, да и у нас под Воронежем тоже много различных видов, и у каждого из них своя жизнь, своё значение в общей жизни леса. Вот что рассказал научный сотрудник Воронежского заповедника энтомолог Борис Алексеевич Смирнов о рыжем малом лесном муравье  "формика поликтена". 
Однажды в одном из кварталов Шипова леса был обнаружен большой очаг вредителя леса - зимней пяденицы. Гусеницы этой маленькой бабочки начисто уничтожают молодые листья дуба. И вот оказалось, что муравьи тут не зевали. Борис Алексеевич подсчитал: Каждая семья муравьёв за 13 летних дневных часов пронесла по тропам к своему жилищу 28 760 гусениц пяденицы, 960 куколок бабочки дубовой листовёртки, 1520 личинок дубового пилильщика и 4800 гусениц других насекомых. Более 36 тысяч вредителей леса было собрано за день этими друзьями леса! Цифры, как видите, говорят сами за себя.   
Но бывает, что некоторые люди, придя в лес, ради озорства или по другим причинам разоряют муравьиные гнёзда. Большой вред от этого нашему другу. Вот почему необходимо каждому знать, что муравейники в лесу трогать нельзя. Больше того, муравьёв надо разводить, делать отводки, переселять в другие места. Б. А. Смирнов нашёл и разработал способы размножения и расселения муравьёв, составил и написал инструкцию, как это надо делать. Хорошо было бы, если бы школьники, живущие вблизи лесов, во главе с учителем биологии заинтересовались этим важным делом и взяли бы шефство над шестиногими хранителями леса.   
Необходимо только иметь в виду, что не все муравьи могут быть полезны. Например, мелкий тёмно-бурый садовый муравей. Не следует поселять в садах и нашего друга леса, рыжего "формика поликтена". В садах вблизи от усадеб не так много вредителей, как в лесу. Муравьи не будут иметь достаточного количества животной пищи и начнут культивировать тлю поселяя её на молодых побегах растений, что принесёт вред фруктовым деревьям. Тли выделяют сладкую жидкость, которой муравьи питаются.   
Расселением муравьёв по способу Б. А. Смирнова сейчас занимаются многие лесные хозяйства Донецкой, Волгоградской, Саратовской, Новосибирской и других областей. Только в Тернопольской области (на Украине) как-то за один год было сделано три тысячи отводов. Надо чтобы и Воронежские лесоводы занялись этим полезным делом.

Хитрая утка 

Василий Песков почти каждый год навещает наш заповедник. Как-то, приехав в июле, он перед вечером зашёл ко мне и говорит:
- Пойдём на Усманку, прокатимся на лодке, поохотимся.
- Уговаривать меня не надо. Пошли. У берега отвязали лодку, взяли вёсла, поплыли.   
Как ни жарок июль, а от воды, если солнце не печёт прямо в голову, почти всегда прохладно.   
Зверей у реки днём редко увидишь, а вот птичек? Они то и дело попадались на глаза. Трясогузка, важно покачивая хвостиком, по-хозяйски бежала у самой воды, осматривала берег, ловила комаров, мошек и ещё что-то. Коршун, сделав круг, спикировал на воду и выхватил рыбку. Горлинка-самец, прогурковав на дереве, вдруг, громко хлопая крыльями, взлетел вверх и, распустив хвост, планируя вокруг дерева, совершал свой токовой полёт.   
А вот маленький соколик-кобчик, безобидный хищник, летая над водой, ловко хватал стрекозок. А, нахватав их, садился на сук сухой вершины и обрывал им крылышки. Крылышки разносились ветром и падали в воду, а самих стрекозок он лапкой отправлял к себе в клюв. Подкрепившись, соколок отправился на охоту за очередной порцией живых вертолётиков.   
Завидев птичку, мы бросали вёсла и хватались за фоторужья. Но охота не ладилась. Как только мы бросали вёсла, лодка разворачивалась, и снимать было невозможно.   
- Ну, вот что, Василь, ты у нас гость, давай я буду гнать лодку, а ты снимай и командуй, как держать...   
Серую дикую утку мы заметили издали. Приготовились к встрече, и поплыли за ней. Когда стали приближаться, утка, заметив нас, завела утят в густые заросли камыша и, как нам показалось, стала даже поджидать нас. А, когда мы подъехали почти вплотную, утка вдруг с криком бросилась к нам навстречу, плюхнулась у лодки и, хлопая крыльями по воде, будто раненая, повела нас в сторону.  Я гнал лодку, а Василий Михайлович выцеливал и "стрелял" по напуганной утке, чем, вопреки общепринятому мнению, доставлял птице истинное удовольствие.  Ещё бы! Ведь она "думала", как ловко ей удалось провести "горе-охотников".  Отведя нас в сторону метров на сто пятьдесят, утка спокойненько вспорхнула и, как ни в чём ни бывало, улетела к своим утятам. А когда мы вновь подъехали к прежнему месту, там уже не было ни утки, ни утят. Так, притворяясь ранеными, некоторые птицы спасают птенцов от своих врагов, уводя их в сторону от гнезда или выводка.   
                ______________________________________________         


Рецензии