Сентябрь. Осень

Унылая пора,
Очей очарованье...
А. Пушкин.
Когда смотришь вперёд, время кажется долгим, оглянешься назад и удивляешься, как же быстро всё пролетело! Была весна, цвела черёмуха, потом сирень... Впереди предстояло целое лето и думалось: до осени много дней! А вот пришла она и не веришь: неужели так быстро?   
Сентябрь подкрался незаметно. Он пришёл со своими приметами. Одна из них - осенний день равноденствия. Это первый из месяцев в году, когда не скажешь "сейчас ещё лето". Вся природа как бы несёт на себе облик грусти. Появляются  жёлтые, оранжевые, бурые и красные тона. Но это не от летних красок цветущих трав и деревьев. Это волнующие краски отживающей своё время листвы. Растения!.. Они не только живут, но и умирают красиво.   
Вот уже который раз я хожу мимо и любуюсь яркой расцветкой дикого винограда. У него одни листья сочно-зелёные, как весной, и всё ещё тянутся вверх, цепляясь усиками за неровности коры, за ветви деревьев, а другие, что пониже и постарше, - багряно-красные, они кажется, никуда уже не лезут, а только греются на солнышке, и, колеблемые лёгким ветром, в лучах солнца похожи то на яркие флажки, то на горячие языки пламени вечернего костра.   
То с шумом, а то со сдержанным шепотом падают с деревьев листья. Вот красивый оранжевый листок клёна, кувыркаясь, мягко опускается на землю. Один, другой, третий. 
Поредело, посветлело в лесу, воздух чист и свеж, и дышится легко. Заметно похолодало. А тридцать первый день августа 1966 года даже морозом погрозился. Забелели травы. Крыши и заборы на восходе солнца посеребрило инеем. А потом у стен, под гнёздами ласточки я обнаружил мёртвых птенцов. Побил малюток мороз! 
Последние дни августа иногда выдаются холодными. От холода насекомые частью погибают, частью прячутся. Ласточкам есть нечего. 
Начинается отлёт. Беспокойной волной улетающих птиц захватило и тех, у которых и дети ещё не успели окрепнуть. Остались птенчики в гнёздах и голодные, и холодные. Я видел под вечер: сидят касаточки в гнезде под крышей, клювиками наружу, ждут родителей. Пять клювиков, десять чёрных зорких бусинок-глазков. Тут муха пролетела. Один клювик не утерпел - выскочил из гнезда, порхнул за мухой и угодил в дерево. Ушибся, упал на землю. Пришлось мне лезть на крышу, водворять на место смельчака. Защебетали птенчики - думали, что мать. Я ещё тогда не знал, что они уже были одни. Только утром понял, когда заметил: из гнезда не клювики, а хвостики торчали. Пять неподвижных хвостиков... 
Сентябрь в этот год оказался добрее и ласковее. Опять светило солнышко и было тепло, опять стрекотали сверчки и кузнечики, появились бабочки и даже цветы зацвели: желтые одуванчики и синий цикорий. Правда, мало было цветов и не такими яркими они оказались, как летом. Зато хороши в эту пору георгины и осенние астры в клумбах. На них насекомых - полным-полно: и пчёлы, и мухи, и бабочки, - все, кто питается сладким нектаром. 
Будут и ещё хорошие, ясные и тёплые дни с белой пряжей паутины. Не зря летит паутина. Прилипнет паутинка к платью, не спешите от неё освободиться. Каждая прядка паутины - ковёр-самолёт. Приглядитесь, на ней маленький паучок.  Это он его соткал и пустился в своё осеннее путешествие. Видите, не только птицы улетают, паучкам тоже на месте не сидится.
С 22 сентября день короче ночи станет. Начнутся морозные зори. На траве роса в хрусталики станет превращаться, под ногами звенеть. Лист с деревьев не только падает, а сыплется или, как говорят ещё, стекает. И вот в это-то самое время золотой осени вдруг вздрогнет лес, встрепенётся, зашумит и загудит от осенней необузданной, дикой песни зверей - рёва оленей. Встрепенётся, заболит и заноет тогда душа у охотника и у поэта.   
Выходит, стало быть, - не для всех сентябрь осень. Его конец и начало октября оленям всё равно, что иному весна. У них в эту пору свадебный праздник. Удивительно красив и страшен рёв оленей. Поревут в морозном воздухе лесные быки-соперники и двинутся навстречу друг другу. Сойдутся на лесной поляне, ударяют лоб в лоб, так, что искры из глаз посыплются, упрутся друг в друга, врастая ногами в землю, и ловят момент для нового удара. Падать нельзя! Упал - пропал...   
Правда, у оленей эти дуэли редко кончаются смертельным исходом. Более слабый обычно уступает более сильному и поляну, и оленух. Но бывает и так. Сцепятся противники в момент удара рогами, а расцепиться не смогут. Так и водят друг друга по лесу до изнеможения. Упадут и погибнут гордые красавцы от голода.   
Хорошо в лесу в эту пору. От желтизны листьев даже пасмурный день кажется солнечным. И нет слов, чтобы выразить красоту природы и тихую грусть в душе. И хорошо тебе, и печально. И не поймёшь, когда лучше было, тогда, весной, в пору пробуждения, или теперь осенью, в пору увядания. Что лучше, буйная молодость или умудренная жизнью седина? Должно быть, необходимо и то, и другое. Только в противопоставлении они хороши и прекрасны. И всё же почему-то сердце трогает грусть. Не от того ли, что седина берёзок, и моя, и твоя седина - приметы осени...   
Может быть, скажут: зачем так грустить? Да конечно, но ведь звуки и краски природы, как музыка, вызывают волнение души и настраивают её на определённый лад. Да, человеку необходимо знать и печали, ибо как бы он мог без одного оценить другое?  Впрочем, что грустить, ведь за осенью и зимой опять придёт весна, прилетят птицы, запорхают бабочки, и опять зацветёт черёмуха...   


Рецензии
Прекрасная зарисовка! Я тоже использую такие описания в своих сюжетах.

Александра Казакова 2   06.12.2021 03:46     Заявить о нарушении
Спасибо,Александра! Рада, что вам понравился рассказ моего папы. Заходите на страницу ещё,когда будет время и желание...

Елена Ермолова2   11.12.2021 23:10   Заявить о нарушении