Где мерзла и плавилась броня

(о действиях танковых подразделений, освобождавших Багаевский район зимою 1943 года)
Близнецы

В ноябре 1942 года были сформированы танковые полки – близнецы, вошедшие во 2 механизированный корпус 2 гвардейской армии. В каждом 23 средних танка Т-34 и 16 легких Т-70. В Багаевском районе сражались 21, 22, 23, 24, 25 танковые полки, эпизодично 52 гвардейский танковый полк. Всего в указанных формированиях имелись свыше двухсот легких и средних танков, махина серьезная. Но общие выводы позже, идем индуктивным путем.   

В составе корпуса 23 тп. был прикреплен к 4 гвардейской механизированной бригаде, 24 тп. к 5 гв. мбр, 25 тп к 6 гв. мбр., а 20 и 21 тп. просто числились в составе 2 гвардейского механизированного корпуса. Впрочем, "прикрепление" к бригадам было, скорее условное, нежели реальное. В документах полки зовутся Отдельными гвардейскими Танковыми Полками, зачастую они выполняют одинаковые задачи в на одних и тех же рубежах, в одних и тех же населенных пунктах.

Однако имеются примеры, когда судьбы этих танковых частей разнятся, кто-то развивает больший успех, кто-то меньший. Сохранившиеся журналы боевых действий написаны так, что невозможно точно учесть реальные потери. Информация искажается, мне думается, намерено (для вышестоящего начальства, чтоб не попасть под трибунал). данные немецких и советских военных разнятся, каждый хвалит себя за победы, трофеи, хитрость и смекалку.

Вектор движения указанны бригад и полков был направлен параллельно руслу реки Дон по направлению на Ростов-на-Дону. Легкие Т-70 иногда переходил по льду на правобережье, Т-34, опасались несовершенного льда русского юга, шли по левому берегу.

В конце декабря полки получили крещение у хутора  Шестаков, Громославовка, получили звание гвардейские… понесли ощутимые потери, а в целом, стремительно достигли Багаевского района, где и случилась основная драма зимнего сражения 1943 года. Масштабы кровопролития позволяют нам назвать случившееся манычским танковым сражением.

Братские пути

Кратко о перемещении танковых полков в Багаевском район Ростовской области.

21 отдельный гвардейский танковый полк

13 января 1943 года полк первым достигает района и размещается в хуторе Красный, в активной фазе битвы не замечен. 26 января получает отремонтированный Т-34 и три Т-70 из 24 гв. тп. На начало февраля получает пополнение из других потрепанных танковых полков (23 -его ОГв.ТП.), меняет курс, переправляется через Дон, направляется на хутор Мышкин и Новочеркасск.

22 отдельный гвардейский танковый полк

  22 ОГТП командовал гвардии майор Манчук. По другим данным формирование возглавляет  Гелетухин Семен Герасимович. Полк 13 января квартирует в хуторе Федулов, 15 января вступает в станицу Манычская, 19 января, атакует пятью танками направление на Ольгинскую, оставив в Маныче четыре Т-34.




Начиная с 19 января 1943 года противник атакует подвижной группой из 12 танков и 2 батальонов мотопехоты Манычскую и Красный. На тот момент 22 ОГТП имеет всего пять Т -34, наносит существенный урон противнику: 13 сожженных и подбитых танков, 20 автомашин с пехотой и военным грузом, убито и ранено более 300 солдат и офицеров, взят в плен один офицер. В боях отличились гвардии старшие лейтенанты Золенко, Цыбульский, лейтенанты Иванов, Головин.

  В течение 19.01.43 г. и 20.01.43 г. противник два раза пытался атаковать Манычскую с юго-западной стороны, но был встречен огнем наших танков. Потеряв 5 танков, до 50 солдат и офицеров, дальнейших атак не повторял, а перенес свои действия на хутор Красный.

20.01.43 г. Противник в течении ночи, пользуясь неблагоприятной погодой, подтянул 5 танков и до роты пехоты к сараям, что 200 метров юго-западнее Манычская с целью внезапного удара по нашим частям овладеть станицей.

Командир роты танков гвардии старший лейтенант Золенко личным наблюдением, установил наличие противника.

Танкам была поставлена задача накрыть противника огнем из танков и сорвать его замысел.

Задача была выполнена блестяще, противник оставил в районе сосредоточения до 30 солдат и офицеров, 2 танка, захвачен в плен один офицер.


  Но 20 января полк принимает часть машин 23 гв. тп. в 11.00 того же дня враг подтянул еще 11 танков и 32—мя машинами атаковал юго-западную окраину Манычская. На этот раз противнику удалось подойти непосредственно к станице, но благодаря заранее подготовленных огневых позиций для танков и быстроты переброски  их, противник был захвачен врасплох из них 2 подожженных и 7 машин с пехотой вынужден был откатится на исходные позиции.

23.01.43 г. 5 танков Т-34 получили задачу двигаться по маршруту Манычская, Арпачин, Алитуб, овладеть Черюмкин, Верхнее - Подпольный, Ольгинская.

Совместно с танковым десантом достигли Алитуб, противника не обнаружили. Следуя по заданному маршруту противник вынужден был оставить Черюмкин, В-Подпольный.

Подходя к хутору Нижнее - Подпольный противник открыл огонь с противотанковых пушек и пулеметов.

Полк принял боевой порядок, сломив сопротивление противника, заставив его отойти от хутора, оставив на поле боя 25 солдат и офицеров три ПТО, 4 пулемета, склад с боеприпасами и вооружением.

После занятия хутора был отдан приказ остановиться и занять круговую оборону.

24.01.43 г. Противник пытался потеснить наши позиции, но был отброшен танковым огнем из засад и укрытий в направлении деревни Первомайск.

Противник после овладением Красным, подхода подкрепления одной пехотной дивизией со средствами усиления до 50 танков, 3-х батарей шестиствольных минометов, 8-ми самоходных пушек с утра 24.01.1943 г. повел наступление на Манычскую. Удары наносил в двух направлениях с юго-восточной стороны – 12 танков и южной части – 21 танк и до 40 автомашин мотопехоты.
 
Район переправы и центральная часть станицы подвергалась сильному минометному и артиллерийскому обстрелу. Несмотря на яростный нажим и интенсивность огня, атака противника была отбита. На южной стороне противник оставил два танка и откатился до 2-х километров южнее.

24.01.43 г. Противник предпринял вторую контратаку, надеясь прорваться в Манычскую. Враг предполагал, что танки ушли на заправку и не сумеет выйти своевременно на огневые позиции.

Но и на этот раз противник не рассчитал.

Экипажу танка Головина была поставлена задача, открыть огонь во фланг вражеским танкам, остальным экипажам на максимальной скорости выдвинуться вперед и не допустить прорыв противника.

Таким образом, противник сосредоточил свой огонь по одному, не заметив подхода наших остальных танков, которые из-за укрытия подбили и сожгли 5 танков противника и заставили его откатиться на исходные позиции.


    В течение ночи с 24.01 на 25.01 43 г. противник производил перегруппировку своих сил, выдвигал артиллерию на открытые позиции юго – западнее Манычской.

    В 9.00 25 января враг открыл интенсивный огонь по районам расположения танков и огневым позициям нашей артиллерии, одновременно держал под огнем переправу и дорогу, ведущую к переправе. После часовой артподготовки под прикрытием авиации перешел в наступление 13 танками и до роты пехоты на юго-восточную окраину Манычская, которая нанося второстепенный удар, имела задачу сковывающей группы.

Пятнадцать танков и 35 автомашин мотопехоты перешли в наступление на юго-западную окраину Манычская, имея задачу нанести основной удар. 12 танков до 30 машин мотопехоты перешли в наступление на Арпачин, имея задачу прикрыть действия ударной группы, действующей на Манычская и овладеть хутором Арпачин. Несмотря на активное сопротивление наших танков и артиллерии, численным превосходством и большими потерями противнику удалось удержаться за юго-западную окраину Манычская.

В тот же день западнее, описываемых событий,25.01.43 г. с утра противник сосредоточил до 25 танков, артиллерию, под прикрытием авиации предпринял наступление на хутор Н-Подпольный.

Приходилось вести бой с превосходящими силами противника, уничтожая танки и живую силу. Противник, не считаясь с потерями, бросал в пекло новое подкрепление.

Прикрывая отход своих частей, наши танки расстреливали, теснившего нас противника с места и коротких остановок.


Тем временем, в Манычской в течении пяти часов бойни наши танки поочередно производя заправку боеприпасами, маневрируя от укрытия к укрытию сдерживали натиск противника. И только к 16.50 имея два танка, из которых один с разбитым ленивцем (направляющее колесо), другой с заклиненной пушкой расстреляв два боекомплекта полк уходит с поля боя. Был отдан приказ отойти к переправе и эвакуировать танки с поля боя. В течении дня было уничтожено 8 танков, до 20 машин противника.

Танки преодолели переправу.

22 Отдельный гвардейский Танковый Полк  в составе четырех Т-34 из неподвижных и подвижных и неисправных машин, составляют Доты – 3, сосредоточившись на юго-западной окраине Манычская с задачей не допустить прорыва противника в станицу.

Каждому экипажу были выданы три основных огневых позиции и намечены скрытые пути подхода к ним, а также промежуточные и запасные, на случай маневрирования и ведения огня.
Неподвижным танкам были указаны ориентиры и сектора обстрела. Каждый экипаж имел танковую отчетную карточку на каждую огневую позицию.

Разведвзводом производилась систематическая ночная разведка за действием противника.

У танков было установлено круглосуточное наблюдение по направлениям вероятных атак противника.
Из личного состава управления были выведены люди для заправки танков боеприпасами и набивки пулеметных магазинов.

Для экипажей была установлена очередность заправки боеприпасами во время боя.

От каждого танка командиру полка был назначен связной. Кроме того, связь устанавливалась зрительная и сигнальная.

Все атаки противника отбивались с заранее намеченной огневой позиции, производя маневрирование с целью не дать противнику возможности засечь и расстрелять танк.

Потери и урон, нанесенный противнику с 19.01.43 г. По 25.01.43. убито и ранено 300 солдат и офицеров, уничтожено 27 автомашин, сожжено и подбито 20 танков противника, захвачен в плен один офицер.

Наши потери: 3 танка, 16 человек личного состава, автомашин четыре.

Нужно отметить, что танки под командованием гвардии лейтенанта Золенко, гвардии лейтенанта Волуевич?, гвардии лейтенанта Иванова действовали смело, настойчиво врывались в расположение отход противника гусеницами давили пушки и живую силу противника.

Противник продолжал прикрывать отход своих частей на Ростов, используя всю свою технику и живую силу, решил контратаковать наши части и занимать выгодные для него рубежи.

26.01.43 танки получили задачу выступить в хутор Арпачин, поддерживать 5 гв. Мбр.

Ведя бой с танками и пехотой противника, прикрывая отвод бригады, танкисты проявили мужество и отвагу.

В результате боев с 23.01.43 г. По 26.01.43 г. Противник потерял свыше 150 солдат и офицеров, три танка, одну бронемашину, 6 пто, 10 автомашин и много другого военного имущества.

Наши потери: 5 танков, 10 убитых личного состава, 2 раненых.

В этом бою отличились гвардии старший лейтенант Золенко, гвардии старший техник лейтенант Валуевич?, гвардии лейтенант Козлов.

Презирая смерть, танкисты обеспечили отход 4,5,6 гв. Мбр. Уничтожая живую силу и технику противника.
Под Ольгинской полк теряет все пять танков, находящихся там. По сути эти танки были смертниками. Переправиться с бригадами по льду на правый берег Дона они уже не могли, позади оставался занятые противником Манычская, Арпачин, Самодуровка, впереди ждали сдачи танкистов силы гитлеровцев.

Вывод: бой танков с противником происходил в основном за населенные пункты, боевые порядки танков выдерживались, но при появлении авиации противника, боевые порядки танков расстраивались. Марш полка совершался в основном ночью, в целях обеспечения колонны от бомбежки авиации и разведывательных самолетов противника.

В открытой местности и в ночных условиях противник уклонялся от боя и заготовив заблаговременно оборону в населенных пунктах, используя постройки, подвалы, рассчитывает секторы обстрела и наблюдения. При отходе использует постройки, создает дымовую завесу для массового отхода своих частей.

Пример – Ново-Павловка. Противник за последнее время участил действия авиации, особенно в момент ясной, солнечной погоды – массированными группами.

Основной метод мер ПВО – увеличение скорости, дистанции и рассредоточение танков с основной дороги.
Пример – на марше Фролов – Мартыновка – Б-Орловка – Топилин, противник сбросил более 350 бомб, не принеся никакого ущерба танкам.


Полк за период с 25.12.1942 по 26.01.1943 прошел с боями до 350 километров, ломая сопротивление противника, преодолевая трудности, двигаясь по бездорожью и снеговым заносам.

За мужество и отвагу награждены Орденом Отечественной войны I- ой степени, командир роты гвардии старший лейтенантЦывульский. Комвзвода гв. лейтенант Иванов, Орденом Красной Звезды механик водитель гвардии старшина Боков. Петухов, Карасев? И другие.

Представлено к награде 64 человека, в том числе командир роты, гв. ст. лейтенант Золенко (к Ордену Ленина, Ордену Красного Знамени). Награжден заместитель командира полка по политчасти гв. майор Васюта Федор Григорьевич Орден Красного Знамени и другие.

Справка краеведа: гвардии майор Васюта Федор Григорьевич 1905 г.р. Родился: Украинская ССР, Житомирская область, Овручский район.
Из наградного листа: «Работая зам. Командира полка по политической части правильно нацеливал партийные и комсомольские организации и весь личный состав на выплнение приказов и боевых заданий командования. Под его руководством парторганизация выросла на 53 человека. За весь период боев все время находился с боевыми экипажами. Проявлял ответственную заботу о людях и готовности к боевым действиям каждого экипажа. В боях за станицу Манычскую проявил мужество и отвагу. Противник два раза бросался в атаку, посылая по 20-32 танка. Гвардии майор Васюта, оставаясь за командира полка, правильно организовал оборону. находясь вне танка, рискуя жизнью, корректируя огонь и указывая цели экипажам, что обеспечило успех боя». [ЦАМО. Ф. 33. Оп. 682527. Д. 27.].
21.03.1943 г. Награжден Орденом Красного Знамени [ЦАМО. Картотека награждений. Шкаф 15а, ящик 5.]
Погиб 30.07.1943г. Украинская ССР, Ровеньковский район, с. Дьяково.
Лейтенант Журьков, Старший сержант Ткаченко Орденом Красная Звезда,


За период боев с 25.12.42 г по 26.01.43 личного состава убито в бою:

Старшего командного состава – 1,
Среднего начсостава – 6.
Младшего начсостава – 22.

Вследствии больших потерь в матчасти и отработки танками моточасов личный состав отведен в райн сев-вост Кузнецовки, д. Бакланники, где знимается боевой и политической подготовкой.

За весь период боев, полк уничтожил: 1310 солдат и офицеров (19 пленных); 59 орудий разного калибра, танков 29, бронемашин – одна,  автомашин – 140. мотоциклов – 25, 2 станковых пулемета, 34 подводы с различным грузом 110.

Захвачено 11 складов с боеприпасами, продовольствием и другим военным имуществом.

Командир 22 Огв.тп.полка Манчук
Нач штаба гвардии: старший лейтенант Золенко


23 отдельный гвардейский танковый полк

  23 гвардейский танковый полк закончил свое формирование 29 ноября 1942 года и сразу же был передан в свежий гвардейский механизированный корпус. На тот момент часть имела две роты Т-34 (12 и 11 единиц соответственно). Третья рота была укомплектована легкими двухместными танками Т-70. полку была положена рота управления и рота технического обеспечения.
  Командир полка сетует на то, что личный состав, особенно танков Т-70 малоподготовлен. «Механики водители в большинстве своем имели от пяти до восьми часов вождения боевых машин и как следствие этого рота малых танков по прибытии в полк не была способна выполнять боевую задачу».
  В результате безответственности командования роты на месте погрузки (Кандауровка) были разморожены крышки цилиндров у 5 танков (-5). Полк их лишился еще до попадания на фронт.
  Автотранспорт, обеспечивающий нужды полка требовал среднего, а порой капитального ремонта.
  Из-за низкого уровня владения техникой марш в 140 километров оказался тяжелым испытанием, полк растянулся в маршруте.
17 декабря танковая часть попала под авианалет, понес потери один Т-70 (-1) и четверо раненых. Дальнейшая судьба подразделения машин оказалась связанной с 4 гвардейской механизированной бригадой.

  Танкисты имеют успех и трофеи у хутора Шестаков, испытывают нехватку горючего латает материальную часть. Под Шестаковым сожжены пять тридцатьчетверок и восемь остались подбитыми (-13).
 Руководимый майором Керлиным Яковом Менделевичем в составе 4 гвардейской механизированной бригады 9 января 1943 года без ощутимого сопротивления входит в станицу Багаевская, где с рождественского 7 января находятся разведчасти РККА.
13 января полк выдвинулся в район хутора Белянин, готовый атаковать в направлении на хутора Голые Бугры и Краснодонский. 15 января советские части взяли Манычскую при поддержке огня танкистов. Южнее 16 января три танка  у хутора Спорный вместе с командиром роты старшим лейтенантом Сенча Сергеем Антоновичем гибнут.
  С 15 по 19 января полк дислоцируется в Голых Буграх.
20 января полк атакует Арпачин и получает приказ овладеть хутором Красный Ловец. Заняв половину населенного пункта, красноармейцы получили сильнейший удар артиллерии и авиации противника. Два танка (-2) выведены из строя по причине повреждения орудий, остальные подбиты и подожжены. В Красном Ловце танкисты разбили один дзот, два орудия, один танк и до двухсот солдат и офицеров. Командир корпуса отдал приказ передать оставшиеся машины в сводную группу, управляемую командиром 21-ого танкового полка.
16 января четыре Т-70 с пехотой берут станицу Манычская.
На 19 января полк занимает рубеж у правобережного манычского хутора Голые Бугры.
20 января бригада и танковый полк штурмуют хутор Арпачин, Красный Ловец и из всех частей корпуса продвигаются по направлению к Ростову ближе всего, но часть имеет сильные потери, передает часть машин 21 гвардейскому танковому полку.

25 января остатки полка уходят из района по направлению хутор Сусат.
Однако 26 января рядом с хутором Голые Бугры хоронят механика водителя Т-70 23 гв. тп. Бобырева Филиппа Стефановича.


24 отдельный гвардейский танковый полк

19 января полк спешно совершает марш на помощь манычскому плацдарму (70 километров) в составе четырёх Т-34 и трех Т-70. в пути потерпели аварию два Т-34 и один Т-70.
20 января полк атакует утерянную накануне Самодуровку и теряет две машины. Получает приказ эвакуироваться, но один Т-70 увяз в болоте, а один недвижимый остается на командном пункте Манычской. Таким образом полк успевает эвакуировать  три танка.
22 – 26 января танки находятся на ремонте в хуторе Кудинов.
26 января остановлены один Т-34 и три Т-70, переданы в 21 гв. тп.
Полк отведен на Барабин.,оставив в Багаевском районе на капитальный ремонт три Т-34 в Кудинове, два в Багаевской, один в Белянине.
Безвозвратными машинами числятся девять Т-34 и шесть Т-70.

25 отдельный гвардейский танковый полк

Командует полком майор Свинин Кузьма Васильевич. Танкисты входят в Багаевский район и 16 января несут первые потери.

Заняв в ночь на 19 января Самодуровку, не выставив охранения полк шестью Т-34 попадает в котел вместе с батальоном 6 механизированной бригады, 166 стрелковым полком 98 стрелковой дивизии, частью 308 стрелкового полка той же дивизии. Руководство бригады (комбриг и штаб), вместе с секретной документацией попадает в плен. Танки из котла не вышли, хотя майор Свинин и командир батальона Архипов избежали гибели.

22 января остатки полка отражают атаки танковых клиньев в Манычской и несут основные потери 25 января, когда станица достается врагу.
Уже на правом берегу Маныча у хутора Краснодон 3 февраля хоронят танкистов полка.

ПЯТЬ ЛЕТ Я ИСКАЛ ОТВЕТ НА ВОПРОС - КТО ЖЕ ПАЛ ЖЕРТВОЮ В ТАНКОВОМ СРАЖЕНИИ НА МАНЫЧСКОМ ПЛАЦДАРМЕ, КАКОЕ СОЕДИНЕНИЕ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ? ТЕПЕРЬ МОГУ ОТВЕТИТЬ: В ЛОВУШКЕ У МАНЫЧА В КОТЕЛ ПОПАЛ 25 ГВАРДЕЙСКИЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК, ПРОШЕДШИЙ КОТЕЛ У САМОДУРОВКИ, 22 ГВАРДЕЙСКИЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК, ПОПОЛНЕННЫЙ МАШИНАМИ ПОТРЕПАННОГО 23 ГВАРДЕСКОГО ТАНКОВОГО ПОЛКА, НЕБОЛЬШОЙ ЧАСТЬЮ 24 ГВАРДЕЙСКИЙ ТАНКОВЫЙ ПОЛК.
.


Рецензии